[31.12.2014] Как пастыри встречают Новый год
Портал Православие.Ru обратился с просьбой к священнослужителям Русской Православной Церкви: протоиерею Андрею Хвыля-Олинтеру, священнику Николаю Булгакову, архимандриту Алипию (Светличному), священнику Сергию Белобородову рассказать о том, как пастыри встречают Новый год.
«Стремлюсь в качестве ориентира использовать завет апостола Павла»
Протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер, заместитель заведующего сектором МВД Cинодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, кандидат юридических наук, доцент ПСТГУ, доцент Академии управления МВД России:
Мое отношение к официальному празднику «Новый год» определяется не только вероучением, но и набором обстоятельств собственной жизни, с одной стороны, глубоко личных и духовных, а с другой – общественных и государственных.
Рос я в многодетной семье, в то время еще далекой от Церкви и религиозной деятельности. Новый год был для нас ожившей семейной сказкой, подводящей итог уходящему прошлому и возрождающей надежду на счастливое будущее. Мы с удовольствием погружались в новогоднюю суету, наряжали елку самодельными игрушками, дарили друг другу скромные подарки, ощущали дыхание огромной страны, поднимали бокалы с шампанским и ждали боя курантов. Было весело, каждый делал, что умел. Песни, игры, конкурсы, розыгрыши. Ложились поздно, переполненные жизнелюбием. Со школьной скамьи я в предновогодние дни выпускал стенгазеты и стенды, был и художником-оформителем, и писателем, и редактором. Бывало, встречал Новый год в лесу, с живой елкой, палатками и песнями под гитару. Романтика! И сейчас вспоминаю эти празднества с доброй улыбкой. В них не замечалось ничего политического, искусственного, партийного. И доныне подобный Новый год совершается у многих моих родственников, друзей и знакомых.
После открытия духовного пути, крещения и начала воцерковления для меня первостепенным стал глубинный смысл каждого события (то есть, его сущность), в том числе праздников. И все они выстроились в ряды, или ведущие к Богу, или удаляющие от Него. Это стало в моей жизни принципиально важно.
Тогда-то выяснилось, что официальный «Новый год» по своей духовной сути есть древний языческий ритуал в честь подземных богов со своей демонической историей. Он посвящен Ведиовису, царю подземного мира, которому приносился в жертву козел – один из символов сатанизма. Известно еще несколько российских государственных праздников с религиозной основой (отнюдь не христианской). Силы, враждебные христианству, постоянно пытаются внедрять свои культовые обряды под видом невинных обычаев. От таких как «Halloween» до внешне благопристойных (вроде «дня святого Валентина»).
C православной точки зрения значимо то, что по новому календарю данный праздник приходится на рождественский пост. Кроме того, подлинный православный Новый год даже не тот, который 13 января отмечается по старому стилю. Настоящее Церковное Новолетие – начало Инди́кта – 1/14 сентября.
Решение начинать Новый год 1 сентября (по старому стилю) было принято на I Вселенском соборе в память о двух событиях. Во-первых, в 313 году император Константин Великий даровал христианам свободу исповедовать свою веру. Точно за год до этого он же разбил своего противника Максентия, после чего прекратились гонения на христиан. Во-вторых, в память новогодней проповеди Спасителя в синагоге Назарета – города, где Он вырос. Это было в день, когда иудеи встречали Рош а-Шана́ (евр.: глава [начало] года, или Новый год). Понятно, что теперь я совсем иначе, чем раньше, смотрю на новогоднее празднование.
Что же, в итоге, для меня официальный Новый год? Повторяю: общегосударственный праздник! По-разному, в зависимости от реальных обстоятельств. Если приглашают в предпраздничные дни бывшие сослуживцы, то иногда присоединяюсь к ним. Бывали случаи, когда по благословению всю новогоднюю ночь при свечах читал каноны и акафисты в запертом пустом храме. Чаще всего присутствую на скромном и кратком застолье своих близких. Более широко отмечаю Новый год по старому стилю. Но настоящее торжество (со службой) для меня – Церковное Новолетие осенью.
Основная часть людей, отмечающих официальный Новый год, не замечает или игнорирует его демоническую сущность не потому, что намеренно поклоняется злу. Им хочется иметь надежду, вплоть до самообмана. Их беда в том, что они заражены духовными болезнями, даже не осознавая этого. Нам же, видящим сей недуг, поступать надо так, как советует Иисус Христос в причте о милосердном самарянине: «…Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк. 10: 30-37).
Стремлюсь в качестве главного ориентира, по которому строю свое отношение к Новому году, использовать завет апостола Павла: «Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого» (1Кор. 8:4). И еще: «Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» (1Кор. 13:2). Так что обходится надо без крайностей человекоугодия или отчуждения. Все по мере и… по вере.
И в заключение отмечу: каждый народ на планете, по собственному чину и по своей дате, радуется тем или иным новогодним празднованиям исключительно потому, что они указывают на вселенский ход времен, а через это – на то Начало, Которое открыто Православию, о Котором написано в Библии: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1); «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1). А это Слово – Господь Иисус Христос! Вот так чужеродное новогоднее действо соприкасается (но не соединяется!) с нашим великим праздником Рождества Христова!
С приближающимся праздником Рождества, дорогие братья и сестры! Желаю всем обрести в себе Иисуса Христа, «…да будет Бог все во всем» (1Кор. 15:28).
* * *
«Господь всегда старается всякое зло обратить людям во благо»
Священник Николай Булгаков, настоятель храма Державной иконы Божией Матери в поселке Кратово, Подмосковье:
Первого января, если это будни, мы обычно приходом едем к святым местам Москвы или Подмосковья. Лучшего дня не придумаешь! Это единственный день в году, когда можно без единой «пробки» промчаться даже к самому центру Москвы.
Рано утром, когда еще темно, мы, помолившись в храме на дорожку, садимся в большие автобусы, легковые машины и отправляемся в путь, выспавшиеся, свеженькие, не обремененные обильным ночным питанием, питием и весельем, с чистой совестью не нарушенного поста – плохо ли! И летим стрелой, останавливаясь лишь на светофорах, по совершенно пустым дорогам и улицам. Даже самые усердные новогодние весельчаки к этому часу изрядно утомились, крепко спят и еще не скоро проснутся. От Жуковского-Кратова до центра Москвы пролетаем за 40 минут! Приезжаем к Литургии в избранный нами храм, монастырь, прикладываемся ко святым мощам, служим молебен с акафистом, а потом успеваем еще и во второе святое место, и часов в пять вечера мы уже дома!
В этот день ни мы сами себя, ни малоцерковные наши сродники не жалеют нас, как обделенных «нормальными» мирскими радостями, они даже тоже иной раз не прочь присоединиться к нашей удивительной поездке… И дети с удовольствием, конечно, едут – как же они могут куда-то не ехать! Вот и у нас, православных, свои радости!
Вот так мы ездили в разные годы в Коломенское, к явленной Державной иконе Божией Матери, в Кремль, в Елоховский собор, к Батюшке Алексию Мечёву на Маросейку, в Бутово, в московские монастыри: в Покровский, ко блаженной Матроне, в Донской, к святителю Тихону, в Зачатьевский… В Троице-Сергиеву лавру и Черниговский скит, в Хотьково, в Радонеж…
А потом, помолившись, возвращаемся в сумерках домой. Хотя машин уже побольше, мы все равно летим во весь опор, радостные, наполненные, успевая к тому же достать нашу уставную постную трапезу (кто что припас с избытком в дорожку!), раскрыть термосы с горячим чайком, а если это вторник или четверг, то и с пирожками, с плюшками…
И получается, что от странного Нового года, что вклинился в рождественский пост, нам, православным, никакого урона, а даже и польза духовная.
Сам Господь всегда так делает: Он старается всякое зло обратить людям во благо.
Слава Богу за всё!
* * *
«Служба Богу, благодарность Ему – важная составляющая жизни человека»
Архимандрит Алипий (Светличный), настоятель храма святых апостолов Петра и Павла на Нивках в Киеве:
Люди приспосабливают окружающий мир под себя, создают удобные величины измерения. Кто-то меряет в дюймах, а кому-то удобнее сантиметры. Где-то считают удобным взвешивать фунтами, а где-то – граммами. Единицы измерения, как и исчисление времени, это, скорее, принятые символы, нежели что-то незыблемое и категоричное. Потому в древности день начинался с вечера (или с утра), а сегодня начинается ночью при условном соединении стрелок на числе «12» на циферблате часов. Условности окружают нас, мы живем с символами, которые создаем для удобства. Подчеркиваю: для удобства. И очень неправильно им воздавать особую честь и внимание, поскольку они начинают в нашей жизни занимать слишком много места и отвлекать от содержания: смысла самой жизни.
Поэтому на нашем приходе святых апостолов Петра и Павла, что на Нивках в Киеве, с 2002 года в ночь с 31 декабря на 1 января всегда совершается Всенощное бдение ради памяти святых мученика Вонифатия и преподобного Ильи Муромца, а затем – ночная Литургия. Служба Богу, благодарность Ему – важная составляющая жизни человека, возвращение нас в русло почитания и послушания Творцу всяческих.
Первоначально задумывалось, что такие ночные богослужения будут совершаться для людей одиноких, которые чувствуют естественный дискомфорт от того, что к ним никто не приходит на Новый год и в гости не зовут, а поспать не придется из-за громкого празднования другими. Но оказалось, что на эту ночную службу с удовольствием стали ходить семьями! И храм каждый год стал наполнятся не только одинокими, но и теми, кто предпочитает пустое увеселение осознанному почитанию Владыки времени и вечности.
Потом традиция стала распространяться по киевским приходам. И уже года три «новогодние» богослужения с ночными Литургиями служат и в самой Киево-Печерской лавре. Думаю, что это есть самое лучшее препровождение этой суетной пустовеселой ночи. Да и уборки дома меньше…
* * *
«Новый год – повод провести вечер в семейном кругу»
Священник Сергий Белобородов, клирик храма великомученика и целителя Пантелеймона при ЦКБ № 1 ОАО «РЖД»
Мой духовник, отец Федор Соколов, рассказывал, что в его семье никогда не праздновали Новый год. Но когда подросли дети, он предложил собираться в новогоднюю ночь всей семьей за одним столом. Это всегда был и есть прекрасный повод для встречи семьи за одним столом. Поэтому и для меня Новый год стал лишь еще одним поводом провести вечер в семейном кругу. У нас есть замечательная практика, когда мы служим литию по усопшим родственникам: просим их молитв за нас, благодарим за ушедший год, просим их молитв за будущий год, чтобы мы смогли его прожить достойно. Затем, под традиционную ежегодную новогоднюю комедию «Ирония судьбы или С легким паром!» мы накрываем небольшой праздничный стол. Часов в одиннадцать, пока дети еще не спят, садимся за стол. У нас есть еще одна замечательная традиция. Каждому, кто пожелает, дается возможность рассказать о том, что у него произошло и чего он добился в уходящем году. Можем вспомнить какие-то забавные моменты из жизни, общаемся, слушаем речь президента. К сожалению, в новогоднюю ночь стоящих передач по телевизору не показывают, поэтому мы, посидев за столом в семейном кругу, как многие семьи идем на улицу. В тушинском районе, где мы живем, есть так называемый тушинский ковш. В этом месте собирается много народу с детьми; мы пускаем фейерверки, смотрим салют. Я считаю, что ничего страшного нет в том, что дети вместе со взрослыми немного порадуются в новогоднюю ночь. Конечно, если на следующий день мы идем на службу, то стараемся лечь спать пораньше.
Накануне Нового года или в первые его дни, когда московские дороги свободны, мы с семьей, нашими друзьями и их семьями, большой колонной едем в Иверскую часовню, молимся Богородице, благодарим за прошедший год и просим сил в будущем году. Последние два года также ездим и к блаженной Матроне Московской.
Материал подготовила Анна Ерахтина
Православие.ру