[12.11.2014] «Адвентисты седьмого дня»: их Бог велит делиться
«Одно вы должны строго соблюдать, - сказал К…., - ни с кем без моего позволения вы разговаривать не должны. Я здесь чужой, а раз вы - мои старые помощники, то и вы тут чужие».
Буквально так, как написано в этом отрывке из романа Франца Кафка «Замок», и состоялась моя первая встреча с героем этой статьи из Заокска, обратившимся в «КП» за помощью, но пожелавшим остаться неизвестным из-за страха за близких. Условно назовем его также К. Мужчина не один десяток лет прожил по соседству с почти таким же «замком». Вот только вместо бюрократов ключевые посты в нем занимают религиозные служители. И так же, как в романе, чем ближе его семья к замку подходила, тем дальше и дальше он становился. Речь идет о религиозной организации в Заокске «Адвентисты седьмого дня» (АСД).
- Моя жена – верующая, - рассказал нам К. - Она всегда откладывает по конвертам десятую часть своего дохода — адвентистам носит. Сейчас заболела тяжело, а все равно деньгами с ними делится. Вот только помощи от самой организации нет. Спрашивается: ну как так? Да, церковь должна как-то зарабатывать, но когда каждая деталь говорит о том, что финансы где-то растворяются — возникает много вопросов.
Вера с размахом
Заокский район, куда я приехал за ответами на вопросы, для адептов «Адвентистов седьмого дня» - настоящее место для паломничества. Проезжая поселок Заокский на электричке, в окнах уже издалека видны внушительных размеров высокие строения из красного кирпича — целая «духовная академия» (по крайней мере, так написано на дорожных знаках на въезде). А сам поселок, фактически, за перестроечные годы превратился в крупный религиозный центр, где адвентисты чувствуют себя ни много, ни мало хозяевами жизни.
А это здание - негосударственное общеобразовательное учреждение «Заокская христианская средняя общеобразовательная школа». Стоимость обучения в год варьируется от 35 до 45 тысяч рублей, как указано на официальном сайте.
А в этом доме живут сотрудники негосударственного общеобразовательного заведения
- Смотри, здесь можно все фотографировать свободно, - К. проводит нас по «местному Бродвею». - Раньше здесь был обыкновенный переулок, а теперь… Улицу перекрыли, поставив в начале и конце ворота и сторожевые будки с домофонами. С обеих сторон обрамляют дорогу здания со стрельчатыми окнами в готическом стиле. Вдоль них вереница припаркованных прямо на пешеходном тротуаре машин. Судя по госномерам, сюда приехали люди из разных регионов России, ближнего Зарубежья и Украины. И все это – владения адептов.
Машин действительно много: заставлена практически вся проезжая часть.
- А этот корпус, где они молятся и собрания проводят, построил американец МакНил - один из руководителей адвентистов, - продолжает мой провожатый. - Здесь же и общежитие, а там они строят спортивный зал. Там у них духовная академия, свое издательство... Ну, как масштабы? После одиннадцати вечера въезд закрывают. Говорят, автомобили мешают. Приходится жителям отправляться в объезд, что далековато.
Так и написано: учебный комплекс Гарвина МакНилса.
В этот момент из приоткрытого окна доносится хор, поют что-то веселое. К корпусу продолжают подъезжать машины, а где-то за забором громко плачет девочка.
- Это сначала все было хорошо, - продолжает заговорческим тоном К. - А дальше, знаешь, все из мелочей и деталей складывается. Магазин адвентисты учредили и диктуют сами график его работы. Сегодня суббота. Магазин закрыт. Адвентистам, мол, нельзя по субботам работать.
Бизнесмены молельного дома
Мой собеседник задумался и начал рассказывать истории: как в 90-е годы адвентисты начинали строительство, как из Америки приходила гуманитарная помощь для первых студентов их академии.
- Тогда тяжелые были времена, - вспоминает К. – Попросил у пастырей из гуманитарки кроссовки для ребенка. Так они мне предоставили три минуты на то, чтобы их взять.
За разговорами не заметили, как оказались у К. дома.
- Это комната моей жены, - с печалью в голосе проводит нам экскурсию по своему жилищу К. - Вот ее книги. Дорогие, кстати, очень.
Собеседник сдергивает шторку с книжного шкафчика у изголовья заправленной кровати и показывает на стеллаж с религиозными книгами.
- Я сейчас ее в больницу положил, шесть лет назад открылась тяжелая болезнь... Понятно, что жизнь не вечна, но все же, знаешь, так легко на душе стало, когда она мне сказала: «не переживай, когда я умру, то попаду на небо».
Дома у К. ремонт полным ходом. Особая гордость — двойные стекла и тройные стены. Так, говорит, спасается от шума из академии: то они песни поют, то по ночам на музыкальных инструментах играют. В общем, неудобства доставляют, хочется тишины.
А год назад на территории этой самой академии появились огромные металлические бочки, оборудованные под жилые помещения. На каждой белой краской намалеван порядковый номер, как на двери квартиры. А жильцами оказались, кстати, граждане Средней Азии.
- Представляешь, у них здесь перевалочный пункт был! Вот на этой машине их сюда привозили, а на этой увозили, - К. показывает фотографии. - Смотри, вот так называемый гастарбайтер открывает дверь и заходит в бочку. Видишь, у него в руке пакет с вещами? Как домой идет. А вот они внутри этого жилища, алкоголь распивают за столом... Подозреваю, адвентисты их здесь собирали, а потом распределяли на работы по подрядчикам. И так зарабатывали. Я вызывал ОМОН не один раз. Кажется, адвентистов здорово оштрафовали, и сейчас их «бизнес» прикрыли.
А вот и те самые "бочки" с квартирантами.
К. возмущается: однажды его самого местные религиозные служители «оштрафовали» за распитие спиртного во дворе своего же дома, а на фотографиях четко видно, как на застольях гастарбайтеров, также на их территории, присутствует алкоголь. Конфликт веры, так сказать, получается: одним можно, а другим — нельзя?
Кстати, в пресс-службе УМВД России по Тульской области подтвердили, что факты нарушения миграционного законодательства на территории Заокского района в 2013 году были, и в общей сложности лишь за один год было составлено около 40 протоколов административных правонарушений. Вероятность того, что нелегалов задерживали, в том числе, и на территории духовной академии, не исключили.
По подсчетам миссионерского отдела, в областном центре располагаются четыре общины адвентистов: в двух из них состоят приблизительно по 200 человек. У двух уже есть два молельных дома на ул. Станиславского и в Октябрьском поселке.
Третья община в качестве дома для молитв использует здание адвентистского телерадиоцентра на ул. Станиславского.
Фото: Алексей ТУМАНОВ
Четвертая занялась строительством собственного здания в частном секторе за тульским цирком.
В феврале этого года миссионерский отдел Тульской епархии РПЦ обратился в прокуратуру. По мнению представителей отдела, сектанты незаконно начали возводить молельный дом. 28 февраля прокуратура Центрального района Тулы провела проверку и установила, что:
«Одна часть здания имеет 2 этажа: цокольный и первый. На 1 этаже имеется прихожая, комната отдыха и зал. В зале установлен подиум, имеются колонки, пианино, микрофоны, проектор и другая аудио- видеоаппаратура. В зале имеется около 75 стульев», -гласит официальный ответ прокуратуры от 5 марта 2014 года на обращение. – «Другая часть здания имеет 4 этажа. Кроме того, выше 4 этажа выполнены металлоконструкции стропильной системы с устройством балок под площадки».
А вот по количеству окон можно сделать вывод, что этажей не 5, а все 6.
Фото: Алексей ТУМАНОВ
Но, исходя из разрешения на строительство, на этом месте должен быть двухэтажный частный жилой дом площадью 899,1 кв. м. То есть, собственник участка использовал земельный участок не по назначению. А в лице собственника выступила религиозная организация «Церковь Христиан-Адвентистов Седьмого Дня» г. Тулы»: доля организации в праве собственности составляет 1/3, а 2/3 — доля частного лица. 5 марта возбудили дело об административном правонарушении.
Где грань между сектой и церковью
Универсального определения термину «секта» не существует, однако в миссионерском отделе Тульской епархии РПЦ под этим словом подразумевают «религиозные объединения, противопоставляющие себя основной культурообразующей религии или религиям страны или региона, и не являющейся частью одной из мировых или национальных религий: это христианство (православие, католицизм, протестантизм), традиционный ислам, буддизм, и две национальные религии - иудаизм и индуизм», как
- Иначе говоря, не для того, «чтобы обидеть» секты называют сектами, а дабы провести четкую грань: вот это — Церковь, а это — нет, - объяснил мне заместитель руководителя миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ Алексей Ярасов.
Существует условное деление сект на два вида: тоталитарные и классические (не тоталитарные). В тоталитарных сектах по отношению к адептам применяются психологические приемы давления, удержания и насилия. В классических же сектах подобные методы массово не практикуются, хотя возможность отдельных случаев не исключена.
Адвентисты седьмого дня (АСД) относятся к категории классических сект. Внешне они никак не отличаются от обычных людей, не носят какие-либо отличительные знаки. Однако, в их речи и поведении прослеживаются так называемые американизмы, свойственные представителям США.
- Это вполне закономерно, потому что их духовными руководителями являются основоположники секты, а появилась она именно в США, - продолжает Алексей.
Почем «опиум» для народа
Адвентисты обязаны посещать собрания и выплачивать «десятину» - одну десятую часть от общего дохода. В печатной литературе АСД необходимость выплаты «членских взносов» мотивируется тем, что «десятую часть дохода требует Бог в знак того, что мы признаем Его Владыкою всего. Для верующих десятина — это подтверждение их веры и зависимости от Бога». Сейчас в Тульской области всего 2800 сторонников АСД.
- В первую очередь, мы рассматриваем секту АСД, как духовно опасную. Организация, которая является сектой, позиционирует себя как христианская церковь и привлекает людей обещаниями спасения души. С точки зрения Православной Церкви, учение адвентистов спасительным не является, - объясняет Ярасов. - А во-вторых, любая западного происхождения организация, подпадающая под определение «секта», по нашему убеждению, несет в себе угрозы, в том числе и национальной безопасности. Все-таки религиозная литература пишется на западе, здесь переводится и распространяет иностранные ценности. А вот эта статистика нигде не опубликована, но я лично услышал на одном из мероприятий в духовной академии адвентистов в середине 2000-х годов от одного пастора. За период с начала 90-х по начало «нулевых» из России уехало 300 000 адептов неопротестантских сект (адвентистов, баптистов и т.д.). По сути, это утечка мозгов и трудовых ресурсов. Кроме того, в АСД существует запрет на прохождение полноценной службы в армии - молодой парень-адвентист не имеет права брать в руки оружие. Можно сделать вывод, что с увеличением числа адвентистов, количество защитников Отечества сократится.
Алексей Туманов
Iriney.ru