[13.11.2014] Божья любовь и свободный выбор человека

«Бог есть любовь», – говорит нам евангелист Иоанн (Ин. 4:8). И это, поистине, как нельзя лучше Его характеризует, дает возможность нам, людям, понять, что есть Бог.

Согласно святому Дионисию Ареопагиту и, конечно, апофатическому богословию нашей Церкви, Бог превышает все человеческие понятия. Он не является ни душой, ни словом, ни силой, светом, жизнью, сущностью, временем, наукой, правдой, царством, мудростью, благостью…

Но, тем не менее, беру на себя смелость сказать, что здесь необходимо сделать исключение для слова «любовь». Ведь Бог – это не что иное, как любовь. Бог отцов наших, единственный истинный Бог – не карающий и не «справедливый», в соответствии с тем, что вкладывают люди в эти понятия. Он не похож ни на справедливого полицейского, который охраняет порядок, детально записывая все наши нарушения, ни на справедливого судью, дело которого судить беспристрастно, чтобы обличить и наказать виновного, подать ему пример, вершить справедливость и правопорядок.

Наш Бог не является «справедливым» с этой точки зрения. И горе нам, если бы это было так. Бог – это наш Отец. Наш Бог «есть любовь».

Однако многие задают вопрос, выражающий человеческое непонимание и слабость: «Почему же тогда в мире существует столько скорбей, несправедливостей и бед, если “Бог есть любовь?”».

В качестве ответа мы могли бы привести слова блаженной памяти отца Епифания Феодоропулоса: «Мир без Христа – это не что иное, как театр абсурда. Без Христа ты не можешь ничему дать объяснения. Откуда скорби, несправедливость, неудачи, болезни, почему, почему, почему? Тысячи “почему”. Поймите, человек, с его ограниченными суждениями, не может приблизиться к ответу на все эти вопросы. Они объясняются только с помощью Христа. Они подготавливают нас к вечности. Возможно, там мы и удостоимся узнать ответы на некоторые наши вопросы…» (о. Епифаний Феодоропулос “Разговор с марксистом”. Каламата, 1989. С. 20).

Таким образом, Бог – это любовь. Он любит человека, свое творение. И, следовательно, стремится к общению с ним: общение в любви двух любящих лиц. И человек как личность может ответить личности Бога, ведь истинная любовь может существовать и направляться только на личности. Животные, вещи, идеи и суждения могут и должны вызывать человеческий интерес. Но они не должны захватывать человека полностью. Поэтому всякий раз, когда стремление к этим вещам выходит за рамки простой симпатии и интереса, оно деградирует и превращается в страсть, слабость души, но ни в коем случае не в истинную любовь. Настоящая, личная любовь потрясает все человеческое существо, рождает стремление к любимому лицу.

Наш личный Бог – это не бог философов и скептиков, но Бог отцов наших, являющий собой личность, а не идею.

Этот Бог от великой любви к Своему творению – человеку – нисходит силами Божьими к нему, общаясь с ним. Это общение любви во Христе, в Его Церкви.

Необходимым условием подлинной и глубокой любви является свобода выбора. Невозможно полюбить другое лицо, находясь под давлением какой-либо потребности и принуждения. Святой Бог по своему уважению, отеческому почтению и любви к человеку, хочет видеть его свободным и не навязывается ему, ожидая его личного, свободно сделанного выбора: принять Бога в свою жизнь или же отвергнуть.

Таким образом, Бог сам приходит к нам, и являет нам Себя, если мы по своей свободной любви принимаем Его в свою жизнь. Нам открывается Его слава и благодать, мы наслаждаемся Его благословенным присутствием. И, в конце концов, узнаем, что означает жить с Богом, что представляет собой общение с Ним. Если Он не откроет нам этого, сами мы никогда не сможем найти Его и узнать в Нем нашего Творца и Создателя.

В противном случае, проявление равнодушия к Его заповедям («Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14:21)) означает, что мы не любим Его и изгоняем из своей жизни. Тем самым мы закрываем глаза на Его повеление и остаемся без Бога, неспособные любить, испившие горькую чашу отчаяния и собственного эгоизма.

Господь позволяет нам самим сделать выбор и не навязывает нам своего присутствия. Однако Он деликатно помогает нам преодолеть нашу человеческую слабость и избрать то, что нам полезно. А наша польза, независимо от того, понимаем мы это или нет, – это найти Бога, узнать Его, соединиться и остаться вместе с Ним. Он и является целью нашей жизни, ради которой мы были Им созданы.

«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). У Господа есть способы приблизиться к каждой душе и помочь ей потянуться к Нему. Он сообщает душе о Своем присутствии, говорит с ней, предоставляет ей возможности и предлоги приблизиться к Нему и узнать Его, дабы человек возрадовался и пожелал остаться с Богом.

И когда душа, восприимчивая к благодати Бога, приблизится и захочет общения с Ним, тогда Бог начинает свою благую «игру» с этой душой.

Иногда Он обращается к ней с добротой и нежностью, что заставляет душу взмыть к небесам к этой святой Божественной любви, оставив все земное.

Иной раз Бог скрывается от нее, и душа, испуганная своим кажущимся одиночеством, в печали ищет Его, неся это святое мученичество.

Ищет до тех пор, пока Бог снова не явится душе, усиливая ее желанное к Нему стремление и очищая ее еще больше, чтобы укрепить союз и общение с ней, привести ее к более значительным радостям и благословениям, от славы к славе.

Это продолжается до конца жизни человека, пока его душа, в соответствии со своей восприимчивостью, не станет частью вечной радости и общения в любви со своим Богом.

Однако существуют души (и, к сожалению, таких немало – увы!), которые не принимают Бога и Господа своего и, движимые эгоизмом, себялюбием и леностью, соблазняются дьяволом. Они изнуряются безысходностью своей далекой от Бога земной жизнью, проводимой или в нерадивости, равнодушии, или же в бессмысленных поисках и занятиях, временных напрасных удовольствиях, которые так скоро превращаются в страдания смерти. Все это усыпляет бдительность души, порабощает и разрушает ее, обрекая на вечную погибель.

Эти души ведут страшную борьбу. Дилемма жизни и смерти встает перед ними каждый день, час, возможно, каждый миг.

Начать ли все с чистого листа, освободиться ли от пут своего рабства?

Отвергнуть ли свои пагубные желания?

Стоит ли сразиться, чтобы вырваться из когтей своего кровожадного врага, дьявола? И постепенно начать новую жизнь, чтобы с помощью аскезы, бдения, молитвы, воздержанности вновь найти связь с Богом?

Или же полностью и без какого-либо сопротивления предаться отчаянию, земной суете, безволию, бездействию, земным бесчеловечным и безбожным удовольствиям плоти, прекратив, таким образом, всяческое стремление к Богу и общение с Ним?

И если в человеке благодатью Божьей возобладают благие начинания, будут предприняты решения, которые затем станут действием, ранее нечестивая душа в покаянии и сокрушении возвратится в дом своего Отца с теми же словами: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим» (Лк. 15:21). И Всеблагой Отец поспешил встретить, обнять и ввести эту душу в свой дом – в свое Царство. И начинается великая радость и праздник души, которая плачет от невыразимой благодарности за любовь своего Отца.

Если же душа по своему эгоизму не пожелает возвратиться к Отцу, ее страшные внутренние мучения продолжатся и усилятся. Она будет невообразимо страдать, несмотря на то, что сама не признает этого и, на первый взгляд, кажется радостной, веселой и всем довольной, хотя сама душа не чувствует этого на самом деле.

Жертвами дьявола становятся и те души, которые изначально были добрыми, чистыми и благодатными. Они катятся в болото самых ужасных страстей и нечестия. Загрязняются и люди с чистым сознанием, очерняя свой образ.

Люди всех возрастов, национальностей, полов оказываются духовно искалеченными и страдают. Исчезает духовная красота, пачкается и рвется сотканное Богом одеяние святого крещения. Теряет свою ценность и унижается величественный человеческий разум, и человек падает, несмотря на то, что создан для небесной славы, делающей ничтожным злорадного врага нашего спасения. Даже внешность и выражение лиц таких людей, ранее отмеченных их Божественным происхождением, искажается.

Их «красота» становится ужасающей и отвратительной.

Их «вежливость» и улыбка – жестоки, демоничны и лицемерны.

Их светскость и тонкие манеры – обманчивое отображение их падения.

Их дела, слова, «культура» – все это лукаво, поверхностно и лживо. Все их поведение дышит смертью и зловоньем духовного разложения. Отсутствие Бога накладывает отпечаток на их жизнь и на их «бескультурную» культуру. Какую боль это приносит святому Богу, который «хочет, чтобы все спаслись и пришли к знанию истины»! Как от этого страдает Церковь! Как прискорбно сознавать все это и наблюдать в своем окружении, в тех многочисленных душах, ради которых Христос положил жизнь.

Иеромонах Филофей Григориатский
Православие.ру