[11.11.2014] «Слезы, кровь, потеря территорий – это все плоды революции»
В эти дни отмечается 97 лет Октябрьской революции. Россия пока еще не готова к объективной оценке Октябрьской революции из-за преобладания антисоветского дискурса в этом вопросе, считает известный блогер Борис Рожин, пишет Regions.ru.
«Если переоценка роли Сталина уже произошла, если нападки на Великую Отечественную войну были отбиты, то Октябрь еще ждет своей переоценки, когда судьбоносная революция, изменившая Россию и мир, будет очищена от позднесоветской лакировки и от постсоветской чернухи, дабы ее грандиозный масштаб и последствия были осознаны обществом.
Франция, пережившая целую серию революций, в конечном итоге нашла в себе силы принять и признать значение Великой Французской Революции, уважение к которой выражено даже в официальном гимне республики. России этот процесс еще предстоит, ибо нельзя прятаться от своей истории, представляя ее помойной ямой. Особенно когда наши великие предки не дали уничтожить страну и обустроили ее на принципах народовластия и социальной справедливости», - пишет Рожин в своем блоге.
«Какой, на ваш взгляд, является объективная оценка событий 97-летней давности, очищенная «от позднесоветской лакировки и от постсоветской чернухи»? Как вы относитесь к мнению, что Россия должна относиться к ним с таким же уважением, с каким Франция относится к своей революции?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Преосвященнейший Ириней, епископ Орский и Гайский, отметил, что начало нового пути России связано с этим днем - 7 ноября 1917 года.
«Сразу вслед за этим последовал красный террор, стали убивать лучших людей. Многие спасались бегством, уезжая за границу. Священнослужители, верующие оказывались в тюрьмах только по той причине, что верили в Бога. Рядом с ними там находились и просто порядочные люди, которые не захотели поддержать власть, или были ей чем-то неугодны. И сказать: "мы что-то приобрели благодаря революции", нельзя. Сократилась численность населения, территория. Брестский мирный договор был подписан теми, кто совершил эту революцию – хотя победа у России была уже в кармане. Странно гордиться тем, что мы подписали самый позорный договор за всю историю России. Так что никаких плюсов в революции я не вижу. А вот минусы – да. Слезы, кровь, потеря территорий – это все плоды революции, которая, к тому же отодвинула экономику России не на одно десятилетие», - заявил владыка.
Священник Михаил Артеменко, клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное, считает, что разница между Французской революцией и нашей, конечно, огромна.
«Хотя бы потому, что в это время погибли умнейшие, интеллигентнейшие люди нашей страны. Нужно смотреть правде лицо, не стоит пытаться обелить черные пятна нашей истории. Кроме того, революция 1917-го была спровоцирована. Схожий сценарий развивался десятилетиями позже в Иране, Ираке, Ливии. Оправдывать такое не стоит, нужно дать правдивую оценку этим событиям», - заключил он.
Иерей Святослав Шевченко, клирик кафедрального собора Благовещенска, отметил, что у Церкви есть наиобъективнейшая оценка – несколько сотен тысяч мучеников, которых перемолола репрессивная машина.
«Поэтому восхищаться этой датой православные христиане России точно не будут. И какова была цена революции? Если не ошибаюсь, несколько миллионов людей, погибших в гражданской войне. Это как если бы спустя 50-70 лет наши потомки начали рассуждать в блогах: "Майдан на Украине - это же была страница нашей истории, давайте вспомним, как там стояли люди и мечтали о светлом будущем". Я вообще не склонен романтизировать государственные перевороты - они всегда приводят к жертвам, поэтому лично для меня 7 ноября - черная страница в истории нашей страны. Если нам начинать романтизировать нашу революцию, нужно деканонизировать сотни тысяч святых, погибших от пуль и штыков. А Церковь в эту мясорубку попала в первую очередь - как классовый враг. Но именно революция разделяет людей на классы. Если уж осознавать ее последствия, нужно признать все преступления, которые были тогда совершены. Во Франции вольны делать, что угодно: стоять на голове, узаконивать однополые браки, выгонять человека с работы за то, что он носит крестик. Мы не должны оглядываться на опыт других стран, давая духовно-нравственные оценки происходящему в своей стране», - подчеркнул священник.
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, отметил, что любая революция влечет за собой террор.
«Что произошло, то произошло, но плоды революции мы пожинали потом долгие десятилетия. Россия пережила голодомор, репрессии. Большевики яростно уничтожали красу земли Русской - взрывали памятники культуры и искусства, например, храм Христа Спасителя, да и многие другие храмы по всей Руси. Нам пытались навязать идеологию, которая шла вразрез с сознанием русского человека. Хотели построить рай на земле по марксистской доктрине, а в результате получили безликое общество. Последствия революции аукаются нам до сих пор. Большевики насаждали сексуальную распущенность, аборты, расстреляли цвет нации. Наша страна по всем показателям занимала первые места, а из-за нее на долгие годы затормозилась в развитии. Революция всегда совершается ради группы людей, которые пытаются захватить власть, а простым людям она приносит зло. Оценивая произошедшее, я прихожу к выводу: мою страну убили в 1917-м году, убили сильную Россию», - заключил священник.
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, отметил, что навряд ли в ближайшее время будет выработано какое-то общепринятое итоговое мнение по этому вопросу.
«С Французской революции прошло два столетия, и по поводу нее тоже нет однозначного мнения, - хотя к ней, конечно, относятся спокойнее. Но два столетия - это серьезный временной промежуток, который позволяет обществу взглянуть трезво и объективно на прошедшие события. А у нас еще и столетия не прошло. Еще живы люди, которые воспринимают революцию по живым свидетельствам тех, кто ее совершал и непосредственно в ней участвовал. Так что в нашем обществе оценка этих событий в ближайшее время будет острой, живой и дискуссионной. Сам же я из тех, кто смотрит на нее как на крушение великой Российской Империи, что, кстати, было предсказано великими писателями – скажем, Достоевским в «Бесах». Общество ощущало, что будет революция, и не как нечто созидательное или как воплощение райской жизни, а как террор и жестокая диктатура, как общенациональная трагедия. Но это не значит, что я готов в печальных красках рисовать прошлое. Каждый человек должен относиться к своей истории с глубоким почтением. Как своих родителей он должен историю почитать, если не любить, и стремиться осознать и с благоговением хранить ее. Так что я противник того, чтобы все огульно критиковать, рисовать в черных тонах и представлять революцию только как мрачную страницу истории. Это страница и современной жизни: современная Россия плотью и кровью тесно связана с теми событиями. Наследие советского времени еще живо в нашем обществе, отрицать этого нельзя. И осмысление этих событий должно способствовать пониманию того, что такое Россия сегодня и чем должна стать в будущем. Чем скорее наше общество разберется со своим прошлым, тем легче будет жить современным молодым людям, чтобы не быть "Иванами, не знающими своего родства", - а они часто вообще не понимают, в каких условиях сформировалось новое поколение и к каким целям должно идти. Если у общества нет цели и идеалов, оно обречено на гибель», - подчеркнул он.
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, напомнил, что в течение более 70 лет в России создавался культ всего, что связано с революцией и с теми событиями.
«И на таком воспитании - насаждении этого культа - выросло не одно поколение. До сих пор в каждом городе или поселке стоят статуи Ленина. Я думаю, по-настоящему переоценка может начаться только тогда, когда культ Ленина будет преодолен. Начинать надо с этого. А что касается уважения к революции, то само по себе это такое обтекаемое понятие, под ним можно понимать разное. Думаю, никакого особенного уважения к тем, кто развалил великую страну, испытывать не нужно, это даже по отношению к истории преступно. А объективную оценку надо дать и необходимо принять, что это у нас действительно было, и в этом виноват не какой-то заокеанский злой гений, а сами русские люди. И оценка этим событиям должна быть дана как трагическим», - заключил священник.