[28.10.2014] Чёрная дыра
Известна мне такая история. Стараясь прокормить троих детей, пермяк Владимир (имя изменено) работал охранником. Его жена (воспитатель детского сада) на тот судьбоносный момент находилась в декрете и в свободное время сидела дома за компьютером. Гуляя во Всемирной паутине, женщина познакомилась с адептами одной из нетрадиционных религиозных организаций и тайком от мужа (якобы к родственникам) уехала в одну из деревень Горного Алтая — на проповедь.
Через неделю, когда Анна (имя изменено) вернулась из поездки, она стала вести себя странно. Ни с того ни с сего женщина захотела отсудить у мужа трёхкомнатную квартиру, забрать с собой детей и уехать жить на Алтай. Привлекла иногороднего юриста, услуги которого, вероятно, оплачивала та самая религиозная организация. Суд проиграла. После этого Анна развелась с супругом и уехала жить в данную организацию. Владимир остался один с тремя детьми и своим горем… Добавлю лишь, что за год мужчина похудел с 52-го размера до 46-го.
Реальность в том, что никто из нас и наших детей, к сожалению, не защищён в полной мере от подобных жизненных ситуаций. В Пермском крае, помимо религиозных конфессий, проверенных традицией, по данным Российской ассоциации центра изучения религии и сект, существует более семидесяти нетрадиционных религиозных сообществ. Это рекордное в Приволжском федеральном округе количество. И целью большинства из них, как показывает практика, является нажива. Сотни и тысячи жителей Прикамья с зомбированной, буквально «пчелиной» трудовой радостью работают на их материальное благосостояние в обмен на фальшивый «свет» в жизни.
Не то чтобы я здесь за православие, ислам или буддизм. Я за безопасность и правопорядок. Заслуживающие доверия объединения — не обманывают, не манипулируют и не скрытничают. А вот, скажем, представителям нетрадиционной религиозной организации «Новый Завет» есть что скрывать. Стоит обратить внимание на то, как агитируют «новозаветовцы» школьников вступить в свои ряды. Направляют в школы и детские лагеря письма с предложением провести с ребятами «музыкально-творческие» встречи или «лекции о здоровом образе жизни», не делая и намёка на религиозное содержание «классных часов». Приглашают не от лица церкви, а от лица благотворительного фонда «Источник надежды», ими же и созданного, — так договориться проще. И дети, в то время как родители и сотрудники школ находятся в неведении, оказываются на религиозных собраниях.
Расскажу типичный случай. Летом в Пермский край нанесли визит студенты из университета Орал Робертс из штата Оклахома (США). «Новозаветовцы» уговорили сотрудников ряда школ в Чернушке провести встречу детей с американскими студентами для того, чтобы «познакомить с нюансами американского произношения, с носителями языка». Школьникам же сотрудники фонда сказали, что их ждёт концерт молодёжной американской группы «ORU» с песнями на английском. Между тем школьники, введённые в заблуждение, оказались в доме молитв и вынуждены были участвовать в религиозных беседах и обрядах. Обещанные музыканты на мероприятии, конечно же, тоже выступили — спели песни «околохристианского» содержания на английском языке…
Хотели было «новозаветовцы» подобную встречу провести и в Кудымкарском районе, да сотрудники правоохранительных органов их намерения пресекли. На законных, разумеется, основаниях. Согласно Федеральному закону № 125 «О свободе совести и религиозных объединениях», вовлечение малолетних в религиозные объединения запрещено (пункт 5, статья 3). В соответствии с законом возможность обучать детей религии предоставляется только по просьбе родителей и лиц, их замещающих, и с согласия самих детей. При этом администрация школы должна предоставлять такую возможность после согласования с соответствующим органом управления и вне рамок образовательной программы (пункт 4 статьи 5).
Раз пресекли, два пресекли… Да только попытки завлечь школьников на проповеднические лекции повторяются ежегодно и ежемесячно. А между тем стоит давно и всерьёз подумать о том, насколько в самом деле невинны и добродетельны лекции «Нового Завета». И о том, с какой стати и для чего на самом деле «новозаветовцы» так часто привозят в Пермский край гостей из США. И почему сотрудники правоохранительных органов замалчивают информацию о правонарушениях, тем или иным способом связанных с деятельностью нетрадиционных религиозных сообществ?
Согласитесь, нелицеприятные слухи вокруг религиозной организации «Новый Завет» ходят давно, и есть основания полагать, что они небеспочвенны. Два года назад в «Звезде» вышло интервью с президентом Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС), профессором православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александром Дворкиным. В беседе с корреспондентом нашей газеты Александр Леонидович безо всякого стеснения причислил «Новый Завет» к сектантским объединениям (в их числе, по мнению профессора, также находятся «Новое поколение» и «Свидетели Иеговы»). Помнится, после публикации этого интервью было много шума. Союз членов протестантских организаций обратился даже в правоохранительные органы с заявлением на нарушение прав на свободу вероисповедания. Но сотрудники полиции тогда не обнаружили в публикации фактов, противоречащих законодательству.
Неоднозначно отзывается об этой церкви и член Европейской академии естественных наук, психолог высшей категории Людмила Кочкаева. Однажды Людмила Викторовна посетила одно из собраний «новозаветовцев» и как независимый эксперт проанализировала происходящее (едва не поплатившись за это своей личной безопасностью). По мнению психолога, проповедники профессионально используют в работе с аудиторией технику так называемого суггестивного внушения. Иными словами, методы и техники воздействия на психическое состояние и волю человека, которые регламентируются этическим кодексом психотерапевтов, строго лицензируются и имеют серьёзные ограничения в применении. Такие методы совершенно не допустимы для массового применения, чем, очевидно, пренебрегают американские проповедники «Нового Завета».
На первый взгляд, деятельность «Нового Завета» и прочих нетрадиционных религиозных организаций выглядит вполне благовидной и даже общественно полезной: оплот потерявшихся в жизни душ, прибежище, в котором «излечиваются» в кругу единомышленников от наркомании и алкоголизма… Между тем в пермском центре социально-психологической адаптации и терапии «Доверие», оказывающем экстренную психологическую помощь с 1988 года, рассказывают о многочисленных ужасающих случаях. Когда граждане, участвующие в деятельности различных нетрадиционных религиозных организаций, не только расставались с деньгами и разрушали семейные отношения, но и сходили с ума (попадали в психиатрические больницы), совершали самоубийство или убийство. Практика показывает, что одно лишь скептическое мировосприятие — не такая уж надёжная защита от профессионального гипноза. Например, один пермский бизнесмен в течение нескольких месяцев консультировался с психологом, чтобы найти способ отвлечь свою супругу (лингвиста по образованию) и вовлечённых двоих своих детей от участия в религиозных собраниях. Однако история кончилась тем, что через два года бизнесмен и сам стал адептом. Продав свой бизнес, мужчина начал жить по законам этой самой общины, из которой когда-то пытался вырвать жену и детей. Один в поле не воин!
Парадоксально, но всем этим нетрадиционным объединениям с лёгкой руки местных чиновников разрешается занимать крупные помещения (даже Дворцы культуры!) в центральных городских районах. И в их стенах использовать опасные манипулятивные техники. Разрешается беспрепятственно высасывать из населения деньги и здравый смысл. И самое страшное — безнаказанно покушаться на неокрепшие детские души… Ах, да. У нас — свобода вероисповедания. Но сколько можно играть в такую толерантность? Не наигрались ещё?.. Ведь свет в конце тоннеля для страждущих в подобных религиозных конфессиях быстро превращается в черную дыру.