[11.09.2014] Секта успеха: Как «Бизнес-молодость» зарабатывает миллионы долларов на эмоциях
«Это лучшее, что было в моей жизни», «Обманщики, новые остапы бендеры» — такие отзывы можно встретить в интернете о курсах и тренингах компании «Бизнес-молодость». Компания обещает превратить слушателей в миллионеров и говорит, что это удалось уже сотням человек. The Village разобрался в феномене «Бизнес-молодости».
«Загробная жизнь равняется утробной жизни в квадрате плюс один», — доказывает существование жизни после смерти Пётр Осипов. Это двухдневный тренинг по постановке целей, в зале около пятисот человек. Рядом на сцене, в мягком кресле, закинув ногу на колено, сидит Михаил Дашкиев, второй основатель «Бизнес-молодости». Их лица крупным планом выводятся на экраны по бокам сцены.
Они смотрят прямо в глаза и говорят о чудесах, которые творит вера в себя. Оба вспоминают массу историй, как выпускники «Бизнес-молодости» купили десяток квартир в центре Москвы или дюжину BMW — только потому, что расширили картину мира и научились мечтать по-крупному.
«О чём ты мечтаешь?» — спрашивает Осипов девочку из зала. Та робко признаётся, что хочет завести лошадь. «Что за ерунда?! Мечтай о собственном ранчо!» — рекомендует Осипов, излучая оптимизм и уверенность человека, познавшего все основы жизни и достигшего нирваны. На экране появляется список его жизненных достижений, среди них, к примеру, Maserati, Ferrari и 100 миллионов рублей.
Осипову — 26 лет, Дашкиеву — 27. Они уже привыкли к амплуа молодых финансовых гениев, об истории успеха которых взахлёб пишут журналисты. По данным самой компании, у «Бизнес-молодости» 147 тысяч слушателей, а прошлогодний оборот составил миллиард рублей. Компания работает в 209 городах — и в каждом удалённо или лично Дашкиев и Осипов учат вести бизнес и верить в себя.
Сила маркетинга
Билет на тренинг стоил 5 тысяч рублей, и это одно из самых дешёвых мероприятий компании. Позже, во время интервью, Пётр Осипов прямо признаётся мне, что на этот тренинг я ходила зря — «он не отражает сути «Бизнес-молодости». Но пока он на сцене, на его лице ни тени сомнений: он сделает счастливыми и успешными всех пришедших. Вскоре Дашкиев уходит на другой тренинг — их время слишком дорого, чтобы тратить его на совместные мероприятия. Пётр Осипов то пересказывает упрощённый вариант фрактальной теории, то вспоминает о религиозных нравах народов мира, то говорит о биографии Стива Джобса. Он просит расписать по десять целей на каждое десятилетие жизни, причём нужно определить дату собственной смерти. Пётр Осипов считает, что у нас всё получится.
Пётр Осипов любит всех, кроме, пожалуй, Жана-Поля Сартра. «Есть такой писатель — Сартр, — сообщает он аудитории. — Он писал, что человек — это пылинка. Ненавижу его. Представляете, две книги человек написал — „Стена“ и „Тошнота“. Он, когда умирал, извинился за всё, что написал». После слова «тошнота» зал хохочет. В «Бизнес-молодости» нет места пессимизму или тонким душевным переживаниям. Здесь используют силу убеждений и оглушительного материализма.
Примерно половина пришедших (судя по поднятым рукам) — уже не на первом мероприятии «Бизнес-молодости». Высокая конверсия слушателей — конёк компании. Попав на один тренинг, будет сложно отвертеться от второго. После заполнения анкеты с указанием телефона и почты вам будут неоднократно звонить и писать. «Да, я помню, мы договаривались созвониться только через два месяца. Но я решил, что вам важно будет напомнить, что цены на наши тренинги растут и если вы не оплатите сейчас, то такой выгодной цены уже не будет», — сообщают мне по телефону через неделю после того, как я попросила не звонить в ближайшие месяцы.
Пётр Осипов продаёт прямо со сцены. Он постоянно упоминает о коучинге и «Игре» — двух других курсах компании: «Пока у вас было полчаса на обсуждение целей, я написал пост о своих впечатлениях от сегодняшнего мероприятия, о том, что меня сегодня здесь приятно удивило. Участники „Игры“ смогут прочитать пост сегодня вечером».
«Остап Бендер отдыхает»
В перерыве все идут в ближайшее кафе. За мой столик усаживается Александра. Ей 26, и она маркетолог. Она заказывает роллы «Калифорния» и, пока их готовят, увлечённо рассказывает про жизнь. Её хобби — доски, она катается на вейке, сёрфе и сноуборде. Каждый отпуск для неё долгожданный глоток свободы.
«Я была на бесплатном мероприятии «Бизнес-молодости», и мне понравилось, как рассказывает Пётр: всё логично и понятно. Он рассказывал про алгоритм поиска ниши. Всё просто, стоит только не лениться и делать. И теперь я решилась на платный интенсив, — рассказывает Александра. — Мне сначала казалось, что много воды, а теперь я понимаю, что без неё не сложилась бы общая картина. Очень много внимания уделяется развитию мужского и женского начала в людях, постановке моральных целей. Бизнес я открывать не собираюсь, пришла для саморазвития».
Александра говорит, что её парень, занимающийся производством лонгбордов, отговаривал от участия в «Бизнес-молодости» — мол, тренинги похожи на секты. Но она не послушалась: «У меня нет таких предубеждений. Одна моя знакомая — обычная девушка, но с помощью тренингов по развитию женственности она стала магнитом для мужчин. Стала обворожительной, женственной, таинственной — настоящая леди. Скоро у неё свадьба с успешным молодым человеком, на четыре года младше её».
Через месяц после тренинга Александра всё-таки начала собственное дело — шьёт пончо для сёрфинга. Пока дохода недостаточно, чтобы бросить работу, да и бизнес сезонный, но она надеется придумать себе дело на зиму. «Я неожиданно занялась шитьём и уже представляю, как развить это и получать нормальные деньги. И всё, как Осипов советует, в фоновом режиме. Меня не напрягает». Как только доход позволит, Александра пойдёт на другие программы «Бизнес-молодости»: «Самое главное, что я поняла, — это то, что деньги можно заработать, было бы желание».
На сайте «Бизнес-молодости» — сотни историй осчастливленных людей. Видео, статьи, сообщения — интернет плавится от успешных кейсов. Например, Дмитрий Семёнов строит деревянные дома. Личный доход после «Бизнес-молодости» — миллион рублей в месяц. Такими же успехами хвастается Александр Никитин из Школы программирования. Обороты компаний не указываются, только туманная формулировка «личный доход». Никого не смущает, что истории успеха на поверку не оказываются таковыми. Рядом с каждой фамилией есть сноска: «Информация предоставлена участником, прошедшим обучение».
Александр Агапов обозначает услугу своей компании Travelization как туристический франчайзинг, который позволяет людям удалённо зарабатывать. Этот сервис начал продвигать систему бронирования Swiss Halley. Участники Travelization должны были рассылать сообщения со ссылками на сайт компании. Причём заработать на этом можно только после того, как заплатишь 490 долларов за участие. Агапов говорит, что скоро компания перезапустится и начнёт работать без сетевых партнёров. Но со старой моделью благодаря «Бизнес-молодости» его личный доход увеличился до 300 тысяч рублей в месяц (После выхода публикации Агапов связался с The Village и сказал, что на сайте «Бизнес-молодости» указана недостоверная информация: 300 тысяч рублей — оборот его компании через две недели после запуска, а не личный доход. Он подчеркнул, что готов предоставить доказательства всем желающим. — Прим. The Village).
Он также утверждает, что сайт не справляется с потоком желающих работать на проекте. Правда, по данным «Яндекс.Метрики», в день на сайт заходят лишь около сотни посетителей. Недавно историю успеха Агапова с сайта «Бизнес-молодости» удалили, но она доступна в кэше.
Также «Бизнес-молодость» гордится успехом Виктории Салтыковой, которая продаёт hand made украшения под маркой Le Petit Bon Bon. Она утверждает, что на оптовых продажах браслетов ценой от 350 рублей и серёжек от 200 рублей она получает 550 тысяч рублей прибыли в месяц. Её основные клиенты — офлайновые сети. Сайт Le Petit Bon Bon не работает, а в группе «ВКонтакте» у неё 3 500 подписчиков. Участники рынка скептически относятся к этой истории.
«На рынке hand made бижутерии сложно выстрелить. Он перенасыщен. Сетевые магазины могут закупить бижутерию оптом, только если она очень дёшево стоит. Например, 50 рублей за браслет. Если цены выше и качество при этом страдает, то реализовать такой товар будет сложно», — объясняет основательница Bezo Studio Мария Атаманенко.
Дашкиев не отрицает, что информация может быть недостоверной: «У нас нет ни одного фейкового отзыва. Это я вам совершенно искренне говорю. Человек может сам что-то врать, говорить, что он заработал 500 тысяч, хотя он мог ничего не заработать. Но это его ответственность».
Несоответствие слов и дела заметили и слушатели «Бизнес-молодости» супруги Анна и Роман Фирсовы. У обоих есть бизнес: салон-школа красоты Brush и агентство недвижимости «Гарант-инвест».
«Большинство видео и историй успеха сильно преувеличены. На камеру все живут той жизнью, которой хотели бы жить. Это эмоции, сложно не вовлечься в это, — рассказывает Роман. — Желая казаться лучше, люди часто говорят, что они существенно увеличили прибыль, хотя как прибыль многие засчитывают выручку или „дебиторку“. В „Бизнес-молодости“ мы постоянно сталкивались с людьми, которые говорят, что зарабатывают миллионы, но не могут за кофе в „Кофемании“ заплатить. Собирая деньги на благотворительный проект, на камеру все сказали, что скинутся по 100 тысяч рублей. А потом тянули до последнего и признавались, что сейчас денег нет. Знаю, что некоторые заняли денег на участие в спецпроекте. Всем хочется того квантового скачка, который нам обещали в этой программе. Они надеялись отбить деньги за три месяца, но не удалось».
Анна и Роман сначала пошли на курс «Миллион за сто» и остались довольны. Курс не принёс теоретических знаний, но эмоциональный всплеск и новые знакомства показались им достаточным основанием, чтобы заплатить за участие в трёхмесячном VIP-курсе по миллиону рублей.
«На первой встрече Пётр Осипов озвучил вполне конкретные вещи. В течение трёх месяцев нам обещали массу мероприятий: двухнедельный курс по здоровью и правильному питанию, занятия спортом семь раз в неделю, девушкам обещали ежедневно присылать стилиста и визажиста, — вспоминает Анна. — Также нас просили оформить шенгенские визы для двух поездок в Европу: на шопинг со стилистом и на встречу с основателями „Бизнес-молодости“. Изначально всем говорили, что проект экспериментальный и если кому-то не понравится, то деньги вернут. В итоге всё, что у нас было: это несколько встреч с Петром и несколько занятий по цигуну и боксу. Мы формулировали и переформулировали цели, говорили про чакры, Петя пытался учить всех строить отношения в семье и воспитывать детей».
Деньги Фирсовым возвращать отказались, но пока в судебных разбирательствах смысла они не видят. Тем более во многих договорах с клиентами всё чисто: ничего не сказано ни про поездки, ни про спорт, ни про шопинг. «Бизнес-молодость» обязуется лишь предоставить им возможность вести блог на её сайте. «Люди просто за свои деньги рекламируют „Бизнес-молодость“. Остап Бендер отдыхает», — резюмирует Роман. Но он говорит, что число недовольных растёт и это в будущем может вылиться в громкий судебный процесс при большом количестве истцов.
Тем более, утверждает Фирсов, методы, которые советовали ему в «Бизнес-молодости», привели к убыткам: «Они продвигают несколько инструментов, делая из них панацею для всех и вся. Громко афишируют некоторые успешные примеры, но они работают далеко не во всех сферах. Создание лэндинга силами дорогих и хорошо разрекламированных подрядчиков „Бизнес-молодости“ привело мою компанию к ощутимым убыткам».
«Я впаривал, да. Хотя, нет, это были стрессовые продажи»
«Из-за таких, как вы, в нашей стране нет экономики, — срывается Михаил Дашкиев спустя пятнадцать минут после начала интервью. — Вы транслируете мысль, что продажи — это мерзко и низко. У вас совковое мышление».
Я всего лишь заметила, что маркетинговая политика «Бизнес-молодости» назойлива и менеджер по продажам звонит мне слишком часто. Разговор не клеится с того момента, как я попросила взглянуть на расчёты оборота «Бизнес-молодости», которые не сходятся с официальными данными компании.
«А вы не с телеканала НТВ, случайно? Откуда у вас эти цифры?» — пытается уколоть Дашкиев. Он начинает ответ на каждый вопрос нервным смешком и замечает, что с 2010 года, с момента когда «Бизнес-молодость» была основана, ему постоянно говорят, что компания развалится, а она всё живёт и растёт. У Дашкиева за плечами разнообразный бизнес: компания «Энергосберегающие системы», которая занимается производством и проектированием светодиодных светильников, маркетинговое агентство Mokselle и Upgrade, которая занимается тюнингом автомобилей. Первые две компани он открыл ещё будучи студентом факультета политологии Высшей школы экономики. Специальность — консалтинг и пиар.
«В „Бизнес-молодости“ я эксперт во всём, что касается цифр, хотя не могу сказать, что у меня всё хорошо с математикой. Но я больше про технологии, статистику, теории вероятности. Всему этому я учился на практике. В Высшей школе экономики тоже был курс по матанализу, но я его проспал», — рассказывает о себе Дашкиев.
Пётр Осипов отвечает в «Бизнес-молодости» за более тонкие материи — личностный рост. Он выпускник факультета политологии РГГУ. Работал дворником, продавцом, помощником депутата ЛДПР, после чего, наконец, стал коучем.
«Чтобы делать бизнес, человеку необходимо уметь продавать. И к моменту открытия „Бизнес-молодости“ у меня накопился опыт продаж, — вспоминает Осипов. — Сначала я продавал рекламу на телевидении людям, которым это было не надо. Потом ходил продавать дополнительные курсы для школьников: просто заходил в школы и просил завуча разрешить мне пройтись с объявлением по классам».
На этом моменте я перебиваю и говорю, что это называется не продажи, а впаривание. «Можно сказать, что я впаривал, да. Хотя всё-таки это не совсем правильное слово. Я бы назвал это „стрессовые продажи“. Это очень важно, если хочешь что-то начать. Самые хороший опыт — это когда ты знаешь, что ему это надо, а он до конца ещё этого не понимает. Человек, у которого нет такого опыта, никогда масштабно продавать не сможет».
«Похоже, они просто задваивают выручку»
В конце 2013 года «Бизнес-молодость» сообщила, что годовой оборот компании составил «почти миллиард рублей». Участники рынка к этой цифре относятся скептически.
«К концу прошлого года им удалось разогнаться, на интенсивы стали приходить по 1 000–1 500 участников, но далеко не все мероприятия были платными, а в начале года и народу на них приходило существенно меньше и организовывались они раз в два месяца. Они могли принести им около 210 миллионов рублей с учётом того, что билет около 30 тысяч рублей, — поясняет владелец компании, работающей в сфере бизнес-образования. — Коучинг дешевле, и участников существенно меньше, есть, например, дорогие курсы типа „Самолёт“, билет стоит 300 тысяч рублей. Ну принесли эти коучинги им максимум 100 миллионов рублей в год. Итого: оборот в 310 миллионов рублей. Думаю, они не знакомы с понятием элиминации внутригрупповых оборотов. Похоже, они просто задваивают выручку, когда проводят расчёт между компаниями группы».
Дашкиев подтвердил, что прошлогодняя выручка компании составила менее миллиарда, но с 310 миллионами не согласился. «В июле наш оборот составил 60 миллионов рублей. Это спад. Обычно он равняется 80 миллионам», — объясняет Дашкиев. В 2014 году компания поставила себе цель довести оборот до 3 миллиардов рублей, но уже очевидно, что добиться её не удастся.
«Будем работать по фильму „Волк с Уолл-Стрит“»
Недавно «Бизнес-молодость» провела тотальные сокращения. Показания основателей не сходятся: по данным Петра Осипова, из 110 сотрудников отдела продаж осталось 40, а по данным Михаила Дашкиева — их было 130.
«Мы провели жёсткую реструктуризацию отдела продаж, — поясняет Дашкиев. — Поняли, что многие из сейлзов работают за фикс в 40 тысяч рублей. Мы приняли решение снизить ставку до 25 тысяч рублей, чтобы человеку было неинтересно работать за один фикс. И сократили тех, кто начал возмущаться».
Как рассказали The Village бывшие сотрудники «Бизнес-молодости», никому не были выплачены положенные при увольнении компенсации и бонусы. «Почти ни с кем из сотрудников компании не обходятся по-человечески, — вспоминает бывшая помощница Михаила Дашкиева. — Меня уволили с соблюдением закона только благодаря тому, что мне удалось выстроить нормальные отношения с Дашкиевым. Всех остальных просто посылают. Даже клиентов. Мне приходилось заниматься возвратами. Люди в регионах последние деньги на вебинары тратили, потом их отменяли и деньги не возвращали по полгода. Хотя с участниками VIP-групп было то же самое. Они платили сотни тысяч за участие, а потом разочаровывались. Их можно понять. Пётр Осипов — человек увлекающийся. Сегодня советует пойти на тайский бокс, а завтра — на цигун. А деньги за отказ от участия в программе всегда возвращались с большим трудом».
Были и те, кто решил бороться за компенсации — бывший руководитель VIP-проектов «Бизнес-молодости» Марина Туктамышева ждала обещанные выплаты три месяца, но в итоге уволилась, так и не дождавшись их.
«К концу 2013 года стало очевидно, что у „Бизнес-молодости“ есть проблемы. Компания не может закрепить результат, но всеми силами старается улучшить финансовые показатели, — вспоминает она. — Генеральный директор Александр Волчек решил, что выйти из ситуации поможет увольнение большей части коллектива. Ушло порядка двухсот человек, это больше половины. Людей выгоняли, не платя им деньги. Мне, например, не заплатили премиальную часть за три месяца».
Девушка подчёркивает, что они вынуждали сотрудников увольняться самих, чтобы не платить положенные три зарплаты. Сотрудников отстраняли от дел и пересаживали на другой этаж: «Отдел кадров со службой безопасности устроили настоящий цирк. Они говорили, что раз мы подписывали документы о коммерческой тайне, то, обсуждая невыплаты, разглашаем её, а это до трёх лет лишения свободы. Бред, но это может напугать обычного менеджера».
Сотрудников отдела продаж, вспоминает Туктамышева, учили работать по фильмам: «Однажды Сагун (Александр Сагун, ныне генеральный директор „Бизнес-молодости“. — Прим. The Village) встал на стол и сказал: „Мы посмотрели фильм „Волк с Уолл-Стрит“, теперь будем работать по этому фильму“. Вскоре компания приобрела за свой счёт гонг — как у героя Леонардо Ди Каприо».
Но несмотря на всё это, девушка верит в «Бизнес–молодость», не сомневается в качестве продукта и таланте Осипова и Дашкиева. В чём-то с ней можно согласиться — если людям всё равно, сколько и кому платить, чтобы хоть на секундочку почувствовать себя повелителем Вселенной, грех этим не пользоваться. У «Бизнес-молодости» получается лучше остальных.