[31.08.2014] В селе Яранского района поселилась секта адвентистов

Неприглядное тихое село Высоково Яранского района. В его центре находится старый заброшенный храм, памятуя о советском прошлом (на фото). Одноэтажные деревянные дома, почерневшие от времени. Спокойные деревенские будни проходят между садово-огородными работами, собирательством и вечерними посиделками. Здесь царит покой и безмятежность. Это только на первый взгляд. Стоит свернуть с асфальтированной дороги влево от храма, пройти до конца деревни к зданию школы, и можешь обнаружить живое скопление людей. В один из субботних вечеров прибыл и я, дабы увидеть лично, что будет происходить на первой в этом году встрече адвентистов седьмого дня с общественностью.

Они появились в Высоково около года назад. Привёл адвентистов местный житель, завербованный в Йошкар-Оле, где секта процветает. Ими была выкуплена местная школа, о чём они объявили на встрече и пригласили жить вместе с ними всех желающих. Школа была закрыта из-за малочисленности учащихся в 2009 году. Оставшихся детей перевели в другие образовательные учреждения.

По данным прокуратуры Яранского района, в конце апреля 2013 года школа была куплена у администрации Яранского района физическим лицом за 876 тыс. рублей путём проведения аукциона. Сумма превысила начальную цену всего на 2,5% процента при минимальном шаге в 5%. Заявившихся участников было двое и оба проживали в Йошкар-Оле.


«Без стука не входить»

Получив первую информацию от сотрудников полиции, проверявших документы у организаторов, я решился зайти во внутрь. В одном из бывших кабинетов, где некогда могли преподавать великий русский язык или основы математики детям, расположилась на расставленных стульях группа людей самого разного возраста: от школьников до глубоких стариков. Там, где должна была быть доска, находилось подобие трибуны, синтезатор и экран для просмотра фильмов. Окинув взглядом дорогостоящий ремонт, я встал у прохода. Позади меня находилась дверь с предупреждающей надписью: «без стука не входить». Дверь была не заперта, но желания заглянуть туда даже не появилось.

Началось всё под какую-то бардовскую песню на гитаре. Играла и пела что-то об Иисусе как это ни странно женщина. В это время люди продолжали прибывать. Мест с трудом хватало. Часть человек с важным видом сели чуть в стороне от всех остальных. В них угадывались организаторы. На передних партах разместились подростки с планшетами, ноутбуками и фотоаппаратами. Другая часть приверженцев осталась в коридоре, раздавая библию, но не обычную, а свою. Многие перемещались по школе довольно свободно с этажа на этаж, показывая, что давно уже обжили недавно купленное место. Вероятно, арендовали раньше. Между собравшимися чувствовалось некое разделение на толпу — тех, которым всё мероприятие и было предназначено, и посвящённых — не очень заинтересованных в содержании лекции, скорее в её организаторских аспектах. За содержание же отвечала лектор — главный редактор адвентистской газеты с тавтологией в названии «Сокрытое сокровище», издаваемой в Йошкар-Оле.

Ко мне подошла женщина с заунывным голосом, державшая в руке новенький переносной компьютерный накопитель. Денег у адвентистов хватало на всё.

— У меня информация вот тут: фильмы, ролики. Как мне передать их полиции? — спросила она меня как-то слишком по-свойски. — Надо показать, что мы хорошие, мы ничего плохого не делаем, а то они нам не верят.

В её голосе чувствовались нотки какой-то обречённости и желания расплакаться, которые почти неадекватно стали отдавать раздражением при появлении технического непонимания от моих попыток объяснить. Когда смысл был уловлен, она быстро ретировалась.

— Кто это такой? — раздался голос откуда-то из коридора.

— А я откуда знаю? — ответил другой с явной агрессией.

В кабинете в это время уже шёл разгар лекции. Под видео-презентацию лектор рассказала вначале простую притчу о блудном сыне, дав ей исчерпывающие пояснения, а затем был показан некий клип про подростка, ушедшего из дома, поскитавшегося по миру и вернувшегося. Ничего примечательного, сказал бы я, да и история не такая трагичная, но эффект в зале был шокирующим. Люди просто умывались слезами. Мужчины, молодые женщины и бабушки протирали заплаканные глаза. Что это? Двадцать пятый кадр или результат годового воздействия на психику? Я решил, что всё таки нахожусь в окружении адептов, так как собственное состояние оставалось довольно уравновешенным. Ближе к концу, правда, появилась лёгкая головная боль, которая сразу спала, лишь вышел из здания. На улице началась гроза. Лектор стала приводить сравнение, что каждый из нас — блудный сын, ушедший от Бога. Всю презентацию сопровождали картинки Иисуса, обнимавшего всех подряд на разный лад.

В какой-то степени всё выставлялось как можно трогательнее, но ответом свыше вдруг стала грозовая ярость природы и в мгновение погасший свет. Без электричества проповедь была на время сорвана. Появилось минут десять на осмысление. Полтора часа без перерыва идёт вразрез с разумным чередованием усвоения новой информации и отдыха. Позднее стало понятно, что такой формат даётся специально, чтобы человек не успевал задумываться самостоятельно, обдумывать услышанное. Мероприятие проходило в довольно хорошем темпе: музыка, лекция, снова музыка. Покинул я его с облегчением.


«Посмотрел, да и плюнул»

У заброшенного храма мне встретились местные жители: отец с сыном.

— Кто это такие, я не знаю, — рассказал отец на мой вопрос, — очень уж в помощники набиваются. Один раз шёл домой — стали меня уговаривать, мол, подвезти хотят. Посмотрел на них, да и плюнул. Лучше пешком.

Позднее, иеродиакон Иоанн (Поникаровский), являющийся руководителем отдела религиозного образования и катехизации Яранской епархии, пояснил мне:

— Секта адвентистов или по-другому «субботников» берёт своё начало из США, где у них в 1843-1844 годах произошло несбывшееся пророчество о втором пришествии Христа. Этот факт их не разочаровал. Они нашли объяснение и верят, что ещё всё сбудется. Движение спекулирует на эсхатологических чувствах верующих и быстро растёт. Так как в основании его участвовали малограмотные люди, их пророчества и трактовки очень сильно отступают от священного писания вплоть до настоящих казусов.

Секты принято делить на тоталитарные и классические. Адвентисты седьмого дня — классическая. Они не занимаются экстремизмом, но очень активно пропагандируют своё учение. Для начала выступают в роли благотворителей, даже волонтёров. Увлекают рассказами о чудесном обретении Бога. Прибывших поначалу окружают вниманием и теплом, отчего у человека начинается некая эйфория. Уже позднее выясняется, что адепт обязан работать и отдавать часть своих денег в сету. Зачастую, это разрушает семьи.

Но трагедия отдельно взятой семьи не показывают угрозу для остального общества. Казалось бы, немного бдительности и сектантство обойдёт стороной, но это только на первый взгляд. Адвентисты, как и многие другие, появились в России в 1990-е годы с Запада, некоторые секты с Востока. Роль у них простая: посеять рознь и разделение внутри страны на религиозной почве. Представьте себе семью, где один кришнаит, другой адвентист, а третий иеговист. Такая семья просто перестанет существовать из-за различия взглядов. То же самое произойдёт и со страной. Слабость России всегда остаётся основной целью её геополитических конкурентов, а секты служат идеологическим оружием. К сожалению, сами адепты этого чаще всего не понимают, но, как показывает опыт США, моментально сплачиваются в серьёзную общественную и политическую силу, если это становится необходимо их хозяевам, которые, как правило, на Западе. Пока они рядом, опасность остаётся для всех нас.

Iriney.ru