[24.07.2014] Классификация сатанинских сект и их связи с неонацизмом и неоязычеством
(доклад, отмеченный премией на Всероссийском конкурсе докладов,
посвященных проблеме нарушения прав человека в деструктивных культах,
проведенном МОО «Центр религиоведческих исследований»
с использованием средств гранта № 115-рп от 29.03.2013)
Настоящий доклад посвящен деструктивной деятельности сатанинских сект и их общих связей с неонацизмом и неоязычеством. Тема сатанизма обусловлена, в первую очередь, малой изученностью, а также её своевременностью.
Систематических сведений по сатанизму в наш век информации, при обилии представленных в Интернете сатанинских групп и сайтов, практически нет.
Особенностью темы является динамичность и видоизменяемость изучаемого процесса формирования и распада сект, и поэтому практически весь систематизируемый материал сразу устаревает.
А.Л. Дворкин в своей книге «Сектоведение. Тоталитарные секты» даёт характеристику четырёх основных признаков тоталитарных сект [1]:
- наличие гуру;
- наличие организации, чем-то похожей на мафию или на партию ленинского типа с железной дисциплиной и беспрекословным подчинением;
- наличие метода, т.е. того, что лидера делает лидером (метод вне организации неприменим и невоспроизводим);
- «эзотерический разрыв» – при вербовке человеку (новичку) не сообщается до конца об истинном содержании учения в секте, о том, что будет потом.
На аккаунтах адептов сатанинских групп есть такая графа: «отец, мать, братья, сестры, дети». Характерная деталь – внук (по посвящению) не встречается больше ни в каких сектантских группах, эта степень посвящения присутствует только у сатанистов. Секта стремится заменить человеку семью, с тем чтобы оградить от всех прежних, несектантских связей. Происходит то, что описывается в исследовании А.Л. Дворкина [2]: «Плотские родители – это не настоящие родители, ведь настоящая семья – тут, в организации. Кстати, сектантская организация часто самоопределяется в семейных терминах, и это тоже один из её признаков».
Сатанизм как явление многогранен. Современный сатанизм включает в себя следующие направления:
1. Наиболее распространенным в настоящее время среди молодых людей, в частности студенчества, является сатанизм ЛаВея – это умеренная форма сатанизма, в которой сатана выступает не более как символ, и включает в себя идеологию поклонения злу и злому безличному началу в жизни. Он представляет собой симбиоз различных образов и идей, которые олицетворяют собой силу, развитие, могущество, многообразие, величие, творчество, индивидуализм, дерзость, гордость, знание — т.е. всё то, что способствует жизни и ее полному и достойному развитию.
Литературные источники по этой ветви широко распространены в Сети: «Сатанинская библия», «Записная книжка Дьявола», «Сатанинские ритуалы», «Сатанинская ведьма». Автор этих книг Антон ЛаВэй – известный сатанист и оккультист. Адепты этой ветви редко практикуют магию. Они даже создали группу в Интернете «Сатанинская инквизиция». Эта группа старается бороться, через обличение и выкладывание компрометирующей информации, с теми сатанистами, которые, на их взгляд, отошли от «светлой» идеи сатанизма и ударились в мрачные бесчеловечные культы и тем самым компрометируют этим их – «истинных» сатанистов».
2. Некромантическая ветвь. В настоящее время одним из наиболее популярных направлений сатанизма считается некромантическая ветвь. Это весьма распространенная и многочисленная ветвь, вобравшая в себя многое из культа древней Месопотамии, Каббалы и культа Гекаты, гаданий Таро: «Союз Тёмных Практиков», «Церковь тьмы» и другие. Литературные источники по данной теме не так обширны в Интернете из-за того, что эту литературу сложно достать, и некоторые ритуальные действия, проведённые на основе этих книг подпадают под ряд уголовных статей УК России. Некромантия по своей сути стремится к хаосу.
В оккультных практиках, в том числе и в сатанизме, любое ритуально-магическое действие может обернуться против самого оккультиста. На языке современных оккультистов это называется «откат» («откат» – сатанинский «новояз» – означает «возвращение отрицательной энергии, в случае если ритуал на заговор или порчу был проведён неудачно», т.е. принцип сообщающихся сосудов – если где-то убыло, значит, где-то прибыло). Согласно представлениям сатаниста некромантической ветви о нравственности, в практике некроманта не существует такого понятия, как «откат», в отличие от практики ведуна или ведьмы. И ведьма, прежде чем начать совершать ритуал, например наведения порчи на кого-либо, сначала узнает у заказчика о духовных составляющих «заказанного» человека. «Некромант же может нарушить любой закон своей силой, но иногда это делать нежелательно – если сил маловато. Мораль не для мага, которого не сковывают никакие ограничения», – пишет один из пропагандистов некромантии Сергей Карасёв. «О "Законах Магии" и откатах». – Интернет ресурс: http://nnblood.ru/index.php?option=com_content&task
Ритуалы, которые проводят сатанисты-некроманты, как правило, связаны с кровавыми жертвоприношениями. Жертвами являются животные, чаще всего щенки чёрного цвета, котята чёрного цветы, петух или курица чёрного цвета. Иногда практикуются и человеческие жертвоприношения.
3. Веретничество (чернокнижие). Отдельным направлением являются веретничество, или ведовство, руника и знахарство. Веретницы и веретники «работают» в культе «бесопоклонничества», они почитают не только Абару (церковного беса), но и всех девять «князей бесовских» и их помощников, «работают» и на кладбище, и в лесу, и на реке, и в церкви.
Веретничество не может существовать без христианства, как колдовская система чернокнижия. Это своего рода пародия на христианство. В христианстве любой христианин может освящать какие-либо вещи (есть в молитвословах молитва «На освящение всякой вещи»), то же самое делают и колдуны-еретики, только наоборот: чернокнижники пользуются при проведении ритуальных действий «чёрными иконами», на которых изображены бесы. После написания такой «иконы» её освящают троекратным «крещением, перевернутым крестом», читают "Шан Ечто" (в обратном порядке «Отче наш») над иконой и обязательно при черных свечах. Перевернутые церковные свечи для таких процедур уже не годятся.
Веретники приходят в храмы и воруют там различные предметы из церковного обихода для совершения ритуальных действий с целью причинить зло человеку, приходящему в храм.
4. Руника и знахарство. Руника – это система магии и гадания, которая была позаимствована из северогерманского язычества, и в настоящее время это течение стало весьма распространенным среди молодёжи. Часто руны можно увидеть на рекламных буклетах, на эмблемах торговых представительств и фирм, в виде стилизованных надписей на футболках и майках или в виде татуировок. Многие поклонники этой системы «заигрывают» и с нацизмом, так как оккультная составляющая нацизма – это язычество германского толка. В магазинах, в том числе таких известных, как «Библио глобус», «Мир книги», на книжных стеллажах можно встретить много литературы по рунической магии как зарубежных, так и отечественных авторов и издателей. Что примечательно, часто приходится видеть учебники по рунике и чёрной магии, изданные в издательстве «Велигор». Само название «Велигор» – это имя одного из девяти «князей бесовских», к которым часто обращаются веретники.
5. Знахарство. Знахарь использует знания трав, корений, а также обширный арсенал заговорной магии.
С незапамятных времен колдуны всего света использовали наряду с другими магическими средствами разнообразные растения, и при том не только для приготовления лекарств, которые теперь производит фармацевтическая промышленность. Многие растения, по мнению знахарей, имеют необъяснимые магические свойства. Знахари могут использовать в «лечении» сомнительные заговоры с обращением к силам природы, или напрямую к нечистой силе, или камуфлируя имя беса христианским, например: «Ночейская божия матерь» – это имя Лилит. «Лилит – великая соблазнительница, образ которой – воплощение зловещей красоты… Мать демонов…Она воплощение похоти и разврата, владычица ночи и Тьмы. Является она в облике прекрасной женщины с пышными волосами и крыльями летучей мыши» [3], – пишется в пособии по чёрной магии «Venenatuslaminae» (Ядовитый лист).
Зная свойства некоторых, на первых взгляд совершенно безобидных растений и их дозировку при употреблении, опытный знахарь может, в зависимости от ситуации – убить или покалечить человека. При этом доказать вину самого знахаря весьма проблематично. Иногда сбором трав занимаются и сатанисты-некроманты, или люди, практикующие руническую магию, веретники. Это нужно для составления благовоний, которые используются в ритуалах. Сбор трав начинается с 12 апреля, а заканчивается 12 октября (по поверьям, дни пробуждения леса и его погружения в сон) [4].
Календарь, по которому проводят ритуалы современные сатанисты, имеет синкретический характер и составлен из частей языческих календарей древних народов Европы. Например, праздничный календарный цикл ОДА (Ordo Dominium Adamantium или «Союз Тёмных Практиков» – это сатанинский орден некромантической направленности) очень схож с календарём кельтов. В статье по теории культа ОДА имеется календарь.
- 1 мая – праздник костров («Бельтайн», «Сетсамайн» - кельт.) обязательно ритуальное действие
- 21-22 июня – Ярость («Купала» - слав.)
- 1 августа – Праздник Жатва («Лугназад», «Ламмас», «Бром Трограйн» - кельт.) обязательно действие ритуального характера
- 15 сентября – Кресты («Осенины» - слав.), («Мэйбон» - сканд.)
- 30 октября-1 ноября – Бездна («Самайн», «Самхейн», «Хеллоуин» - кельт.) ритуал обязателен
- 21-22 декабря – Скорбь («Йоль» - сканд.), («Солнцеворот» - слав.)
- 2 февраля – Свечи («Имболк» - кельт.), («Дисблот» - сканд.) ритуал
- 13 марта – Кровь («Остара» - сканд.)
Ритуал должен проводиться не меньше одного раза в сезон [5].
Также может использоваться календарь древних германцев (скандинавов) или славян-язычников. Языческие дохристианские календари древней Европы все схожи между собою.
6.Последователи языческого культа Асатру. Адепты сатанинских сект мирно сосуществуют с неоязычниками славянского толка (Родноверие) и язычниками скандинавско-германского Асатру (asatru). Среди «братьев» и «сестёр» лидеров некоторых сатанинских групп и других сатанистов можно найти много последователей неоязычества. По мировоззрению многие из них относят себя к asatru – движение неоязыческого толка, якобы воссозданное на основе сохранившихся в первоисточниках религии дохристианских германцев.
«Главной причиной распространения неоязыческой идеологии в мире является стремление малыми народами сохранить национальную идентичность в условиях нарастающей глобализации и американизации, из-за чего нативистское движение часто граничит с националистическими и неонацистскими течениями. Крупнейшие традиционные религии, в первую очередь христианство, в неоязыческой среде представляются как транснациональные корпорации, которые подавляют свободу человека и делают его рабом государственных систем» [6]. Современных чернобожных язычников можно также причислить к сатанистам, так как любое поклонение тёмным богам – это поклонение сатане. Хотя сами язычники-чернобожники это могут отрицать, но факт остаётся фактом.
Последователи Асатру считают главным долгом возродить религию своих предков. Дословно asatru можно перевести как «верность асам (асы – древнегерманские боги). Их верования базируются, как и у прочих языческих течений, на обожествлении сил природы, восстановлении традиций и фольклора коренного населения своей страны. Скандинавская мифология является мистической основой Асатру.
Культовая практика Асатру представлена рунической магией. Руны — знаки древнескандинавского ряда, имеющего название Футарк; условно его можно назвать алфавитом. Эти знаки призваны отображать основные виды процессов и энергий во Вселенной. В некоторых скандинавских сагах есть примеры рунической магии, которые были взяты за основу этой практики [7].
Также в северной традиции существует трансовая техника прорицания, большей частью женского — «сейт», наведение порчи на врага с помощью «злой песни» — «нид» и др. [8] Примеры черпаются также из песен Эдды и скандинавских саг.
За образец взята уже сформировавшаяся система изучения этих тем в нацисткой организации «Аннербе» – внефутарковые руны, руны Арманнен. Аненербе – «Наследие предков», общество по изучению древней германской истории, которое создано в 1933-м году в нацистской Германии. Общество занималось историческими, фольклорными и оккультными изысканиями. Проводились также опыты над заключёнными концлагерей Аушвица и Дахау. Общество прекратило своё существование с концом Третьего Рейха [9].
Нордическая традиция характеризует себя резко негативной позицией по отношению к христианству. Вообще, стоит заметить, что многие сатанисты вообще и неоязычники в частности являются приверженцами нацизма германской направленности: нацистская символика или портреты лидеров НСДАП могут присутствовать в сатанинских храмах и занимать видное место. История Третьего Рейха может служить примером того, как мифы и невинные на первый взгляд домыслы и псевдонаучные исследования, к которым можно отнести и начинающую вновь «возрождаться» нордическую традицию, воплотились в ужасающую реальность. Следует отметить, что нацизм активизируется теперь уже и в России. На прилавках многих книжных магазинов можно увидеть такие книги неоязыческого толка, как «Велесова книга», «Русь ведическая», «Славянская мифология» и много другой литературы подобного содержания. В этих книгах псевдоисторики и псевдоисследователи, пользуясь невежеством обывателя, развивают свои теории и готовят воплощение нового мифа, но теперь уже под стягом славянского родноверства и asatru.
Идеи неоязычества, сатанизма и оккультные теории, взятые «с миру по нитке», довольно популярны в молодёжной среде. Очень часто в социальных сетях на аккаунтах адептов славянского, германского, кельтского неоязычества и сатанизма можно встретить изображение нацисткой символики и копии с плакатов времён Третьего Рейха.
Сатанисты явно симпатизируют нацизму. Что же привлекает молодёжь к этой бездне, которая, по словам Ницше: «если слишком долго смотреть в неё, она начинает глядеть на тебя»? Вероятно, на наш взгляд, это раскрепощённая система либеральных ценностей, отсутствие нравственных ориентиров, это то, что повергало простого немца или австрийца в середине 19 – начале 20 вв. в уныние и вызывало у них желание вернуться к родным корням. Впрочем, в данном случае мы не пытаемся расставить все точки над «и», а лишь проводим параллели.
В настоящее время сатанинские и неонацистские группы за ряд преступлений привлекаются к уголовной ответственности по ряду уголовных и административных статей РФ. Так, например это адепты «Церкви тьмы», чья деструктивная деятельность была выявлена в ходе двух уголовных процессов на Украине в Харькове в 2011 году и в России (Мордовия) в 2009 году.
В Харькове группа сатанистов заманила на кладбище молодого парня, где и убили его, принеся в жертву. После убийства сатанисты (в их числе была также девушка – оказавшаяся «жрицей» в этой группе) выпили у убитого кровь.
Сатанисты этой секты судимы за преступления, подпадающие под статьи 105 ч.2 УК РФ («Убийство с отягчающими обстоятельствами»), статья 134 УК РФ ч.1 («Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста»); статья 135 УК РФ ч.1 («Развратные действия»); статья 239 УК РФ («Организация объединения, посягающего на личность и права граждан»).
4 мая 2012 года в Шатурском районе Московской области были обнаружены останки двух человек – они были убиты и съедены. Убийство носит явный ритуальный характер, на месте обнаружения останков были также обнаружены предметы и надписи оккультного характера (перевёрнутый православный крест с астрологическими знаками и буквами ханаанского алфавита), пентаграмма – по данным экспертизы, они были нарисованы человеческой кровью. Также на деревьях были вырезаны знаки, относящиеся к древнегерманскому руническому ряду «Футарку», а также изображения нацисткой символики. Задержан подозреваемый, к которому предъявлено обвинение по статье 105 ч.2 УК РФ («Убийство с отягчающими обстоятельствами»). В Российском уголовном кодексе отсутствует статья, карающая за убийство ритуального характера, и поэтому обвинение предъявлено по общеуголовной статье.
Сатанинские группы некромантического толка, проводя на кладбищах и лесных массивах магические ритуальные практики, в своих действиях могут подпасть под ст. 244 УК РФ ч.2(а). («Надругательство над телами умерших и местами их захоронения»), ст. 245 УК РФ ч.2 («Жестокое обращение с животными»).
По статье 244 УК РФ ч.2(а) был привлечён к уголовной ответственности лидер сатанинской секты «Клан Рагнарди» в г. Дзержинске Нижегородской области Куликов Максим Сергеевич 1982 г.р. В настоящее время он признан невменяемым и находится на принудительном лечении в психиатрической клинике.
Многие сатанисты, как отмечалось выше, симпатизируют нацизму и интересуются или пытаются реставрировать древние магические практики европейских народов. На первый взгляд, это безобидное увлечение древним прошлым арийских народов способствует появлению нацизма, разжиганию межнациональной розни, неоязычества, отрицанию христианских ценностей вообще и может подпасть под статью 20.3. АК РФ («Демонстрирование фашистской атрибутики или символики. Демонстрирование фашистской атрибутики или символики в целях пропаганды такой атрибутики или символики»); статья 282 УК РФ, ч.1 («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»).
Таким образом, мы видим идейную общность сатанинских и неонацистских групп: при кажущейся на первый взгляд непохожести их объединяет ненависть к христианству, синкретический характер верований и общее желание возродить, как многие из них выражаются, те «культурные» и «религиозные» отношения, которые бытовали до появления христианства. Но возродить такие отношения невозможно, так как та культура и религиозная составляющая той культуры давно ушла в небытие. Если в дохристианском язычестве, по мнению священника Павла Флоренского, ещё оставались какие-то зёрна истины, которые могли быть своеобразным детоводителем ко Христу, то в нарождающемся сатанизме и неоязычестве это отсутствует. Ко Христу там присутствует только лишь ненависть, а недостаток исторических сведений с лихвой восполняется фантазией лидеров этих сект.
Как же можно бороться с подобными явлениями? Во-первых,нужно проводить целенаправленную миссионерскую работу среди детей и молодёжи. Следует рассказывать, что современное «возрождение» язычества – это не более чем подделка, не имеющая под собой никакой исторической подоплеки, и оно имеет только одну цель – отвести человека от христианства и ввергнуть его в погибель. Следует доказывать, что христианство – это не «религия слабых». Особенно это важно для мальчиков-подростков и юношей, так как последователи сатанизма и язычества, прежде всего, оперируют именно этим аргументом. И в этих целях различные организации неоязыческого толка часто проводят слеты, на которых участники разыгрывают военно-исторические реконструкции. Таким «празднествам» зачастую предшествует мощная реклама. Последний такой фестиваль проходил под Подольском в июне 2013 года. Подобные фестивали имеют яркую воинственную и языческую окраску. Там же проходят зачастую языческие радения во вновь воссозданных капищах. Следует представить альтернативу таким выпадам. Здесь также пригодятся примеры из жизни русских исторических деятелей – православных христиан: А.В. Суворова, П.И. Столыпина, маршала Г.К. Жукова, а также святых-воинов: святых Меркурия Смоленского, Александра Невского, Дмитрия Донского, Фёдора Ушакова, Евгения Родионова и др. Следует уделять большое внимание патриотическому воспитанию и организации православных военно-исторических клубов. На уровне СМИ следует создавать широкую рекламу слётов и фестивалей, которые могли бы проводить такие православные военно-исторические клубы.
Во-вторых, нельзя упускать и правовую сферу при профилактике противостоянию разгулу сатанизма и неоязычества. В российском УК отсутствует отдельная статья, карающая за ритуальное убийство. Зачастую убийство с ритуальной составляющей подводится под статью «Убийство с особой жестокостью», и простой российский обыватель совершенно искренне считает, что ритуальное убийство – это досужая выдумка СМИ и служит только лишь для поднятия рейтинга того или иного канала. Если такое преступление происходит, то его надо подробно освещать в СМИ, показывая как можно полнее его оккультную составляющую, чтобы представить оккультизм вообще и сатанизм, в частности, в его истинном свете и снять с него покров романтического мистицизма, т.е. следует дискредитировать это печальное явление и создать ему отрицательную рекламу, чтобы слово «сатанист» в речевом лексиконе обывателей стало ругательным.
Также, на наш взгляд, следует ужесточить цензуру на предмет появления книг оккультного и нацистского содержания как в книжных магазинах, так и на просторах всемирной сети Интернет. Эту сферу вполне могли бы поделить между собой силовые и государственные структуры, взаимодействующие с церковью, например: со стороны государственных структур, взаимодействующих с церковью, осуществлялся бы надзор за изданиями религиозного характера. А со стороны силовых структур – цензура пресекала бы появления в свет изданий нацистского или экстремистского характера.
Только при целенаправленной миссионерской деятельности возможно оградить подрастающее поколение от деструктивного проявления различных сатанинских сект. Только при общем взаимодействии Православной Церкви и различных государственных структур возможно противостояние разгулу сатанизма.
Геннадий Пшеничнов
Iriney.ru
[1] Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. – Нижний Новгород, 2008. С. 65-70.
[2] Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. – Нижний Новгород, 2008. С. 79.
[3] Ильченко Р.С. Venenatus laminae. Черная Магия. - М., 2011. С.40
[4] Вводная статья по теории Культа ОДА. Союз Темных Практиков. – Интернет ресурс: http://www.kutha.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=121&Itemid=35
[5] Вводная статья по теории Культа ОДА. Союз Темных Практиков. – Интернет ресурс: http://www.kutha.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=121&Itemid=35
[6] Вячеслав Терехов «Об актуальных тенденциях в современном русском нативизме». Интернет ресурс: http://iriney.ru/okkultnyie/neoyazyichniki/ob-aktualnyix-tendencziyax-v-sovremennom-russkom-nativizme.html
[7] Корни Иггдрасиля, Сага о Волсунгах, пер. Б.Ярхо, стр.212-215, 602
[8] Мистерии Севера. – Итернет ресурс: http://www.asatru.ru/index1.htm
[9] Воропаев С. Энциклопедия Третьего Рейха, М., 1996, с.27-28