[13.07.2009] Митрополит Климент: В современной культуре зло остается безнаказанным

митрополит Калужский и Боровский КлиментВ современной культуре все перемешано: зло остается безнаказанным, порок оправдывается, грех популяризируется в СМИ, преподносится привлекательным, заявил митрополит Калужский и Боровский Климент. Интернет также формирует много негативных качеств, в том числе и индивидуализм.

Он считает, что надо научить молодых людей различать добро и зло. Митрополит Климент также сказал, что у молодежи очень сильно проявляется индивидуализм, который характерен для всех современных людей.

«Молодежь хочет много иметь и сейчас же, – сказал митрополит в интервью порталу Православие.ру. – Молодые люди не хотят ждать и во всем ищут легкий путь. И, что печально, они не научены трудиться. Перед их глазами мало примеров того, как нужно правильно жить, и окружение, в котором находится молодежь, не проникнуто христианским духом. Это не дает ей очнуться от духовной спячки».

По мнению митрополита Климента, сейчас очень многие молодые люди инфантильны. Они не готовы взять на себя ответственность не только за своих близких, но и за самих себя. У современной молодежи есть желание легкой наживы, но нет желания трудиться и принимать ответственные решения.

«Наверное, поэтому среди молодых семей так много разводов, – сказал митрополит Климент. – Супруги не хотят заглушить голос своего эго как в отношениях между собой, так и во взаимоотношениях со своими детьми. Молодежь не хочет быть жертвенной, она не хочет отдавать, а желает только получать. Если раньше молодой человек во время учебы работал, то за тем, чтобы помочь своим родителям или обеспечить себя необходимым во время учебы, а сейчас – в первую очередь для того, чтобы самому жить красиво, иметь хорошую машину».

Кроме того, митрополит Климент сказал, что современные люди замкнуты, и индивидуализм присутствует даже в православной среде. По его мнению, эти качества формируют условия жизни.

«Жизнь современного человека ограничена работой или школой и квартирой, где он уединяется у телевизора или компьютера, – сказал митрополит Климент. – Даже у подростков, имеющих повышенную потребность в общении, оно почти полностью сместилось в виртуальное пространство. Они разучились общаться друг с другом без ICQ и форумов в Интернете. Живое общение предполагает открытость, самоотдачу, напряжение душевных сил, этого не могут заменить электронные средства коммуникации. Они не соединяют, а дают информацию и лишают людей живого общения. Интернет формирует много негативных качеств, в том числе и индивидуализм».

Митрополит сказал, что раньше во многих приходах когда человек начинал постоянно посещать храм, с ним знакомились все прихожане. Они спрашивали его имя, чтобы молиться о нем, и вписывали его имя в свои синодики. Он рассказал, что родился в послевоенные годы в простой верующей семье.

«У нас дома часто бывали священники и прихожане из нашего храма, – сказал митрополит Климент. – Вспоминая те годы, я хотел бы подчеркнуть один момент. Когда к нам кто-либо заходил из прихожан, приезжал из Москвы или из Троице-Сергиевой лавры и из других мест, мы, дети, слышали, что взрослые беседовали только о вере, о духовной жизни, о том, как люди отстаивали свои храмы, не допуская их закрытия. И никогда мы не замечали, чтобы эти верующие вели пустые разговоры».

Когда будущему митрополиту Клименту было девять лет, у его матери во время Великого поста произошло обострение язвы желудка. Ей говорили, что надо употреблять молоко и другую скоромную пищу, но она категорически отказалась. Когда пост прошел, язва исчезла.

АНН