[01.03.2014] Главное правило - не быть к себе чересчур снисходительным

3 марта начинается Великий пост ― особое время в жизни Церкви и каждого христианина. Как всегда в преддверии поста в редакционной почте портала «Православие и современность» много вопросов о том, как его провести. Сегодня на них отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

Великого поста о нем говорится как о времени очень светлом: «Всечестное воздержание начнем светло»… Владыка, о каком свете, о какой радости здесь идет речь?

— Для каждого верующего человека, для того, кто хотя бы однажды внимательно прожил весь церковный год, эти слова – не преувеличение, а отражение тех чувств, которые реально присутствуют в человеческом сердце. Действительно, пост — необыкновенно радостное время. Я лично могу об этом свидетельствовать, и думаю, что вы тоже с этим согласитесь. Это светлая, тихая радость жизни с Богом, радость обращения к Богу. Всегда в своей повседневной жизни человек рассеивается, расхолаживается, забывает о собственной душе. А пост — это время, когда мы откладываем максимум посторонних попечений, полностью обращаемся к Богу и внутрь собственного сердца. И это обращение, и даже просто само намерение жить более чисто и свято, всегда вызывают радость в сердце христианина.

— Жители нашей страны, как правило, очень широко информированы о начале Великого поста. Все средства массовой информации сообщают об этом, дают рецепты постной пищи, и так далее. Но это ведь взгляд со стороны..

— Да и церковные СМИ вынуждены постоянно напоминать о том, что пост отнюдь не заключается только в воздержании от тех или иных видов пищи. Пост — явление не гастрономическое, пост — явление духовное. Это время, когда мы призваны, остановившись в своем повседневном беге, во-первых, всмотреться в самих себя и увидеть то состояние нашей души, в котором она находится на самом деле. И во-вторых, осмотревшись вокруг, увидеть, наконец, как много рядом с нами людей, требующих нашей помощи, жаждущих какой-то поддержки. Недаром в одной из стихир, которые поются в самом начале Великого поста, есть удивительные слова: «дадим алчущим хлеб, и нищие безкровныя введем в домы». Все эти добродетели ― воздержание, молитва, покаяние, милосердие, — связаны друг с другом, и во время Великого поста мы должны по-особому внимательно относиться к их исполнению. А «гастрономическая» составляющая поста — лишь средство, помогающее человеку обратить внимание на свое внутреннее, духовное устроение.

— Владыка, у нас есть несколько вопросов о Прощенном воскресении, которое предшествует Великому посту. Артем пишет: «У кого нужно ли просить прощения в Прощенное воскресение? Обычно у нас в храме прихожане и духовенство просят прощения друг у друга. Но мы ведь и так хорошо друг к другу относимся. Нет ли в этом формальности или лицемерия? И нужно ли просить прощения у человека, с которым возникла напряженность в общении, хотя мне кажется, что я ничем его не обидел?»

— Просить прощения нужно у всех, и особенно у тех, кто рядом. Потому что, как говорится в старой пословице, камень с камнем сталкивается, а уж человек с человеком — тем более. Конечно, было бы хорошо, если бы в собрании христиан находились одни ангелы, но среди наших прихожан ― обычные люди. И как все люди, они не избегают каких-то проблем в общении. Другое дело, что мы, живя в состоянии постоянного бега, какие-то вещи просто перестаем замечать. Здесь так же, как и с исповедью: пришел человек ― вроде, не убил никого, не ограбил, в чем еще каяться-то? А на самом деле, если внимательно относиться к самому себе и окружающим людям ― ох, сколько найдется вещей, в которых надо раскаяться, которые нужно загладить и исправить… Мы обижаемся друг на друга, завидуем, говорим вместо добрых слов какие-то колкости, думая, что это очень остроумно. За все это надо не просто просить прощения, а обязательно в сердце положить твердое намерение этого больше не повторять. Только тогда просьба о прощении будет не простой формальностью.

— К нам поступило сразу несколько вопросов на очень больную тему ― как простить обиду? Например, вопрос от Натальи: «Как простить отца за его безразличие к нам, детям? Он никогда нам ничем не помогал, даже не интересовался нашей жизнью. Как ″отпустить″ обиду, которая живет в сердце очень много лет?».

— Это под силу только верующему человеку. Только тому, кто очень близко к сердцу принимает слова Христа о любви ко всем, включая врагов, а отец все-таки не враг. Еще нужно помнить и прямую заповедь Священного Писания о почитании отца и матери. И только так можно простить. А если начать молиться за отца, тогда можно будет, уж если не полюбить, то, по крайней мере, понять человека и вместо обиды взрастить в своем сердце сочувствие к нему. Ведь если человек бросил своих детей, не помогает им, не общается с ними, ― на самом деле это трагедия и для него самого. Если отношение к нему будет христианским, тогда получится, по крайней мере, избавиться от обиды, вражды, которые разъедают сердце. Обида ― чувство очень плохое. Она буквально уничтожает того человека, который ее держит в себе и ее постоянно подпитывает. И неизвестно, кому она приносит больше вреда – тому, кто обижен, или тому, на кого обижены. Поэтому с обидой нужно обязательно расставаться, но сделать это возможно только христианскими методами.

— Многие святые пишут, что мы должны молиться о своих обидчиках как о благодетелях. Под силу ли это обычному человеку?

— Под силу. Тому человеку, который молится. Если он имеет навык общения с Богом в молитве, то сможет молиться и за своих обидчиков. Это прямое требование Евангелия, а значит, оно исполнимо.

— Владыка, вернемся к теме Великого поста. У нас очень много вопросов о так называемом телесном посте: как поститься? Можно ли дать какие-то общие рекомендации?

— Дело в том, что у нас нет специального устава поста для мирян. Тот постный устав, который мы имеем, ― монастырский, достаточно строгий. Он далеко не всегда по силам обычному человеку, поэтому в понятиях о мере поста у нас наблюдается большое разнообразие. Основной совет, который дается в этом случае — в общении с духовником или просто со священником того храма, куда человек ходит регулярно, установить для себя меру поста, исходя из своих возможностей. Есть общее правило: пост ослабляется или совершенно отменяется для некоторых категорий людей: тяжелобольных, престарелых, для беременных и кормящих женщин, для детей до семилетнего возраста, для тех, кто исполняет свой воинский долг. А дальше остается достаточно большое пространство для свободы в выборе для себя какой-то меры поста. Повторю, чтобы это не было своеволием, нужно обязательно посоветоваться со священником.

Но главное правило, которое нужно соблюдать — не быть к себе чересчур снисходительным. Например, есть заболевания, при которых человеку обязательно надо есть белковую пищу ― скажем, панкреатит, диабет. Но одно дело, если человек ест обезжиренный творог, а другое дело ― мясные деликатесы. Пост все равно должен ощущаться человеком для того, чтобы элемент воздержания из его жизни не уходил.

А если серьезных болезней нет, надо попытаться поститься достаточно близко к уставу. В самые строгие дни Великого поста, когда устав предполагает полное воздержание от пищи или сухоядение, что в наше время мало исполнимо, думаю, большинству людей можно сделать небольшие послабления, но они должны быть разумными. Скажем, если Уставом предписана пища без масла, а человек не выдерживает ― нужно есть постную пищу с растительным маслом. Если предписано сухоядение — а это действительно очень сложно, и без подготовки человек может просто повредить себе,― можно есть простейшую вареную пищу, и так далее. Здесь нужна рассудительность, иначе человек может заработать какие-то хронические заболевания и будет вынужден вообще оставить пост, а это неправильно.

— Владыка, нам пришел такой вопрос: «В первые два дня Великого поста, насколько мне известно, абсолютно нельзя вкушать пищу. Я боюсь, что не смогу выдержать эти дни. Подскажите, как мне быть? Полина»

— Если боитесь, то вкушайте. Но я знаю многих людей, которые ничего не вкушают в первые дни поста. Я и сам так делал когда-то по молодости, и совершенно не жалею об этом. Все зависит, во-первых, от состояния здоровья, а во-вторых, от устроения, от желания.

Действительно, по монастырскому уставу не просто первые два дня, а до окончания первой Литургии Преждеосвященных Даров в среду, когда братия причащается, не едят и не пьют. Кстати, в Греции, Болгарии, Сербии это стало народным обычаем, а не только монастырской традицией. Там даже люди, которые не очень часто ходят в церковь в обычные дни, в первые три дня поста постятся таким строгим образом. И очень многие ― и молодые, и старые ― этот обычай строго соблюдают.

— «В первые дни поста в храме читается Великий покаянный канон. Если из-за работы я не смогу попасть в храм, можно ли прочитать канон дома самой? С уважением, Валентина», ― спрашивает посетитель нашего сайта.

— Читать Великий канон самостоятельно, если нет возможности попасть в храм, не только можно, но и нужно. Это очень хорошая мысль. Я знаю многих людей, которые именно так и делают.

Подготовила Наталья Горенок
Православие.ру