[30.01.2014] Протоиерей Дмитрий Смирнов: Позиция, которую занял отец Андрей Кураев, гибельна для его души.
- Батюшка, очень многие люди в недоумении по поводу скандала вокруг отца Андрея Кураева, потому что отец Андрей очень известный проповедник, миссионер, многим людям помог прийти к Богу и к вере, - и вот сейчас, как многие считают, на него гонения со стороны Церкви, увольнение из Духовной академии.
О. Димитрий СМИРНОВ: Ну, если честно, я за этим сейчас не слежу. Я в течение последних 15 лет имел четыре беседы с отцом протодиаконом, и в пятой, которая случилась на телевидении, тоже были элементы этого обращения. Потому что тот путь, на котором он стоял, неизбежно должен был привести к некоей личной катастрофе.
Потеря работы – это вообще не катастрофа. Сколько из Академии народу увольняли, и бывало, несправедливо. Тут нет ничего странного и страшного, это вообще никакая не трагедия. Трагедия в другом: человека как личности - в силу того, что у него, на мой взгляд, совершенно неправильная позиция. И, если смотреть с духовной точки зрения, это неизбежно приведет к личной катастрофе.
Я не хочу приводить примеры, но в недавней еще церковной истории аналогичные случаи тоже были. Та позиция, которую он занял (а вообще-то он ее всегда занимал, просто сейчас это проявилось вот таким образом), гибельна для его души, хотя внешне это может выглядеть как очень храбрый, достойный поступок, весьма положительный пафос.
Но есть мотивация внешняя, которая выдвигается на первый план, а есть мотивация внутренняя. И у меня создалось впечатление, что о. Андрей даже не подозревает об этой внутренней мотивации.
Я, может, дерзко думаю о другом человеке, я не хочу его осуждать. Но я его помню еще с семинарии. Когда он учился в семинарии, я уже был молодым священником, молодым по стажу священническому. И в общем, принципиально он с тех пор не изменился, что жалко, потому что человек он со способностями, может интересные книги писать.
Есть русская пословица - это, конечно, не прямая иллюстрация к ситуации, - она звучит так: «Услужливый дурак хуже врага». То есть человек своими «услугами» может сделать гораздо хуже.
Господь нам дал такой алгоритм: дерево судят по плодам. Вот некое дерево, если на нем выросла груша – значит, это груша, если выросло яблоко – значит, это яблоня. Вот, собственно, и все. И если посмотреть, мы увидим, что то общество, которое ненавидит Церковь и пользуется всем, чтобы только ее куснуть или чем-нибудь облить дурно пахнущим, сделала тут же о. Андрея своим знаменем. Вот и смотри: то дерево, которое ты сейчас поливаешь, какую оно приносит пользу?
Поэтому тех слушателей, которые донимают своими вопросами, надо отослать к Евангелию. Не можешь понять – ну вот дерево, а вот его плоды, посмотри по плодам, и тогда все будет ясно. Люди, которые Церкви чужды, воспринимают это как героизм. Люди, для кого Церковь – мать родная, а Бог – отец, для них это скорбь и смущение.
В заключение что можно сказать? Что всякое смущение от диавола.
- Долгое время о. Андрей был рупором Церкви, к его словам относились как к мнению Церкви. И вот теперь Церковь выступила против него, и у людей недоумение: а как относиться теперь к тем словам, которые он на протяжении многих лет до людей доносил? Может быть, это тоже не истина, не правда?
О. Димитрий СМИРНОВ: Царь Соломон, которому Сам Господь, Отец Небесный, дал мудрость, был самый мудрый человек во Вселенной, эта мудрость была от Бога. Но с некоторых пор благодаря своим бесчисленным женам он стал поклоняться, косвенно, чуждым богам. Жены были из разных народов, и он в угоду им строил идолов, которых они считали богами, то есть отступил тем самым от Отца Небесного и творил мерзость в Его очах. И это привело к тому, что он мудрость свою потерял. Поэтому, хотя царь Соломон является одним из авторов Священного Писания, Притчи Соломона, Премудрость Соломона – это Священное Писание, тем не менее, сам он не во святых.
Поэтому, если ты добрые плоды приносишь до какого-то времени, тебе слава от Господа. А если что-то испортилось и ты стал плохие плоды приносить, это уже совершенно другой период.
Можно процитировать Священное Писание: «Различайте духов, от Бога ли они». Каждый человек совершает некоторые поступки, но человек – существо духовное, поэтому очень важно, от какого духа происходит поступок. Кто тебе его наигрывает - такие будут и плоды. Все люди грешные, хотя Бог и намерения целует. Но с другой стороны, когда ты увидел дурные плоды, зачем же из них варенье готовить? Лучше сразу выкинуть в мусорное ведро и сказать: «Ой, извините, братцы, я вас не тем накормил». И всё! Когда самому Димитрию Ростовскому указали в его писаниях на несоответствие Православию, он тут же покаялся, признал ошибки, и в его книгах мы не найдём ничего неправославного. Это же очень нормально. Что тут такого, когда человек признаёт свою ошибку? По-моему, это очень даже замечательно. Что и отцу протодиакону мы желаем.