[22.01.2014] К Богу без блога. Нужен ли Церкви топовый блогер?
Кто такой Андрей Кураев?
Признаюсь, я всегда испытывал затруднения с ответом на этот вопрос.
Диакон?
Тогда, вроде, его место в храме, на богослужении, а не у монитора, и в не телестудии.
Миссионер?
Но миссионер - это совсем не тот, кто отправляется по стране "отмиссионерить" и "катехизнуть" с чесом, напоминающим по размаху и ажиотажу гастроли "Ласкового мая" или Жени Белоусова. Миссионер - это тот, кто меряет свою работу не часами и километрами, а единицами спасенных человеческих душ. Миссионер - это не лектор, и не руководитель мастер-класса, проводящий за час курс молодого бойца. Как миссионер, Кураев прекратил свое существование уже долгое время назад, потому что в миссионерской деятельности важно не столько кто говорит, сколько о чем говорят. О чем говорит Кураев, стало туманно уже с тех пор, как он погреб традицию под грудой титаников, матриц, гарри поттеров, властелинов кольца и так далее. Последние годы лишь усугубили этот туман. Хотя, читателям и слушателям всегда было ясно одно - перед нами "говорит и показывает Кураев".
Богослов? Но богословие - это что-то серьезное, вдумчивое. Богословие, если оно хочет оставаться словом о Боге, должно обращаться к мысли, к сознанию, а не к поп-брендам.
Оставалось одно - поп-звезда.
По упомянутому уже чесу, по моде на Кураева выходило, что так. И в смысле формальном "лицо священного сословия", и в смысле сущностном -"популярный".
Нынче, после всей этой блогерской вакханалии предрождественских и святочных дней ответить на вопрос о том, кто такой Кураев,стало еще проще.
Андрей Кураев - это топовый блогер, звезда интернета, медийная персона, которая приумножила свою славу за несколько дней смакованием клубничной, ходовой ныне радужно-голубой темы, которая по стилистике занимает промежуточное положение между коррупционными "разоблачениями" Навального и откровениям Проститутки Кэт.
Не хочу сказать, что коррупция является темой маловажной. Равным образом не отрицаю проблем интимного характера. Но всегда важно зачем, для чего и как все это говорится, для дела или для раскрутки собственного блога, для рейтинга, или для жизни, для исправления нравов.
Весь этот гомоскандал раздуваемый кураевскими постами, выдержан и по форме и по содержанию в блогерском духе. И по ним видишь, что мышление, риторика, стиль общения у Кураева от постоянного свечения на ТВ и в ЖЖ стали медийными, интернетными, неглубокими, поверхностными, сенсационными.
Нужен ли Церкви топовый блогер?
Вопрос стоит именно так, а не иначе. Потому что тема гомосексуализма и внутрицерковных нравов, правды и лжи, церковного устройства - это темы совершенно не связанная с темой Кураева. Первое дело церковной жизни, второе - дело человека, потерявшего представление о своем служении под грохот медных труб.
Все эти годы были для Кураева испытанием медными трубами, испытанием, которое, как мне представляется по его действиям и поступкам, он не выдержал.
Осудить его в этой ситуации дело нехитрое. И если это будет сделано, это будет справедливо, по делам и "заслугам".
Однако можно и помочь, протянуть руку помощи, изъять из разрушительной для души и веры медийной среды, из пут всемирной паутины, освободить от невыносимой легкости особого и привилегированного положения. Отправить служить куда-нибудь в провинциальную незнаменитую церквушку, поближе к тем самым простым людям, о которых не так давно говорил Патриарх, подальше от интернета, СМИ и других соблазнов. Создать все условия для того, чтоб он смог прийти к Богу без блога. Помочь вернуть ему все-то, что он потерял в ЖЖ - достоинство священнослужителя, миссионерство, богословие, человеческое достоинство.