[13.12.2013] Позволительное с полезным. Может ли христианин участвовать в протестах?
В одном известном кино герой спрашивал: «Можно есть эти ягоды?» «Можно», - отвечали ему. И добавляли: «Но только отравишься». С некоторых пор что-то творится с православными, в центр интересов которых встают справедливость и общественные протесты. Популярный вопрос последних дней, чего бы ни коснуться – оппозиции Путину, событий на Майдане в Киеве, гомосексуализма или акций против антихристианских кощунств в искусстве - «Можно ли христианину участвовать в протестах?» Можно, братья и сестры. Конечно, можно. Но только отравитесь.
Странное этическое превращение захватывает круг моих друзей и знакомых. Жизнь в Церкви, внутренняя работа, интеллектуальные интересы, семейное общение кажутся скучными, зато борьба с окружающим злом и несправедливостью приковывает внимание, становится чем-то невообразимо актуальным и ценным. Внутреннее христианство невозможно осмотреть и потрогать, зато быть борцом за что-нибудь – куда как определённо. Похоже, нам предстоит пережить очередной виток социально-политического романтизма, чтобы, пройдя мыслимые искушения и разочаровавшись, вернуться на круги своя, к правоте святоотеческого: «Стяжи дух мирен (в себе), и тысячи вокруг тебя спасутся». Увы, нахватав шишек и понеся чувствительные потери.
Но что же, неужели для Православия закрыты уличная стихия, сопротивление, тысячеголосые кличи, удовлетворение от того, что зло и беззаконие наказаны? Наверное, нет, но прежде, чем оказать влияние, мы с нашими неглубокими понятиями о духовной жизни разбредёмся по направлениям и клубам, лишив себя главного – упования на Бога, а не на собственные силы.
Протест многообразен, причина одна: мы отравились. Рассуждения про то, что «христианин не может мириться с общественной неправдой, обманом», упрёки в теплохладности становятся общим поветрием. Увещания святых отцов отметаются. В новой этической парадигме много говорят о правах и называют ревностью в вере обычное политическое фрондёрство. Если хотите, можете называть это православием, с маленькой буквы – в значении славы, воздаваемой современному идолу-праву.
«Все мне позволительно, - пишет апостол, - но не все полезно». Если о позволительности того или иного спорят, то о пользе души чаще всего скромно умалчивается. Послушаем же, что говорит старец Паисий Святогорец: «Христос смотрит на степень несправедливости, которую претерпевает каждый человек, и на степень его жертвенности для того, чтобы воздать ему соответствующую мзду. Но некоторые люди желают сами произвести для Христа расчеты своих заслуг. … Тенденция «имею право» видна сегодня почти во всей молодежи. Они носят в себе это «имею право», обладают мирским, духом, духовно необъяснимой логикой, человеческой справедливостью – по отношению ко всему. Эта человеческая справедливость, начавшаяся с европейского духа, проникла уже и в монашество. … Знаете, я заметил, что многие духовные люди взрастили в себе мирское мудрование. Они создали свое собственное мирское «евангелие» – «евангелие», сшитое по их меркам. «Христианин, – говорят такие люди, – должен иметь чувство собственного достоинства, ему нельзя ударить в грязь лицом». «Я имею на это право!» – говорит такой человек. И при этом помысл успокаивает его тем, что он прав. В таком человеке видны все проявления правды мирской. Любочестия у него нет, жертвенности у него нет – ничего у него нет. Он создал свое собственное «евангелие».
Похоже на то. Небольшое смещение акцентов, перемена мест слагаемых, причин со следствиями – и вот цели и смыслы христианской жизни отображаются зеркально: «спаси вокруг себя тысячи и спасёшься сам». Осталось подобрать интересующее направление протеста и несправедливость, которую ты не в силах терпеть. По твоему усмотрению это могут быть коррупция и «путинская вертикаль», к которой некоторые испытывают уже такую неприязнь, что прямо кушать не могут. Но может быть и протест против диссидентов и протестующих – либералов и креативного класса. Есть православные, которые с увлечением протестуют против безнравственности и антихристианских мотивов в общественной жизни. И есть православные, которые тщательно следят за православными активистами и опротестовывают тех, кто срывает майки с богохульными изображениями и прерывает богохульные театральные действа. Одни протестующие недовольны клерикализацией, вмешательством церковников везде; других возмущает, что Церковь содержится в гетто, и они призывают верующих явить силу и влияние перед лицом секулярной тирании. Своя несправедливость легко усматривается и внутри Церкви. Протест вызывают недемократичность, несовременность, роскошь, «жирующие попы», злоупотребление положением и прочее. Число правд, нуждающихся в нашей активной защите, неуклонно увеличивается.
Так может ли христианин брать на себя общественную миссию, взывать к массам, восставать против несправедливости, протестовать, обличать? Теоретически, да, если это такой христианин, добрая совесть которого и жизнь по Богу не вызывают сомнения. Нравственное же поучение, не подкреплённое высотой личной добродетели поучающего, напротив, вызывает в ответ одно отторжение.
Внешние манифестации – исключение из правил, к которому нельзя прибегать слишком часто, дабы не перевоплотиться по типу профессиональных революционеров и критиков. Желательно также не быть роботом на своей индивидуальной программе. «Считаю правильным, и буду делать». Христианская позиция педагогична. Христианин исходит из пользы души и принципа "не навреди".
«Если святые обличали согрешающих и нечестивых, то обличали по Повелению Божию, по обязанности своей, по внушению Святого Духа, а не по внушению страстей своих и демонов. Кто ж решится самопроизвольно обличать брата или сделать ему замечание, тот ясно обнаруживает и доказывает, что он счел себя благоразумней и добродетельней обличаемого им , что он действует по увлечению страсти и по обольщению демонскими помыслами» (свт. Игнатий Брянчанинов).
В конце концов, «Если не мы, то кто?» - не совсем наш слоган. Это для неверующего человека на всякое зло должны найтись обличение и приговор, Если человеческий суд не совершился вовремя, то, стало быть, коррумпированный чиновник, кощунник и «поп на мерседесе» выиграли, и зло победило добро. Но христианство знает Бога как Бога Всеведущего, Бога Ревнителя и Бога Отца. Негодного человека ждёт воздание, но перед тем Божий перст множество раз укажет на беззаконие, даст поводы к вразумлению и призовёт к исправлению. Вы, честно, сильно завидуете участи коррумпированного чиновника и «попа на мерседесе»? Я - нет. Так не будем же отнимать у Бога Его работу.
Андрей Рогозянский
Православие.ру