[16.06.2009] Игумен Серапион (Митько): Протестанты уже утратили христоцентричность богослужения
"Англиканское богослужение, изначально основанное на латинской мессе, претерпевало весьма существенные изменения начиная со времен Эдуарда Шестого, с так называемой "Книги общих молитв", и на первом этапе она выглядела более консервативно, чем католическая, реформированная Вторым ватиканским собором, месса. Однако в богослужении любой церкви, разделяющей идеи реформации, изначально заложен принцип развития, модификации, и в последние десятилетия англиканское богослужение было сильно подвержено подобным влияниям", – заявил в интервью "Русской линии" заведующий Миссионерским отделом Ярославской епархии, первый проректор Ярославской духовной семинарии, кандидат философских наук игумен Серапион (Митько), комментируя нововведения, рекомендуемые для миссионерской работы с молодежью священникам Англиканской церкви.
Как сообщает портал "Благовест-Инфо" со ссылкой на британское издание The Daily Telegraph, церковь Англии выпустила книгу "Fresh Expressions" (Свежие выражения"), в которой священникам рекомендуются новые формы совершения службы, призванные привлечь внимание молодежи. Среди предложенных вариантов – службы, совмещенные с выступлением ди-джеев, с песнями группы U2 и молитвы за руководство компании Google.
Один из предлагаемых вариантов литургии называется "Древняя вера – миссия будущего". В начале службы верующим показывают видеоролик с сервера YouTube, в котором рассказывается о кампании ООН по борьбе с бедностью. Прихожанам сообщается, что "на планете беспорядок", после чего приглашают их подойти к алтарю и натереть пальцы рук морской солью, как символ слез. Затем верующие обходят помещение храма, делая восемь "молитвенных остановок", во время каждой из которых их призывают размышлять о социальных проблемах, таких как равенство полов или защита окружающей среды. После этого под аккомпанемент африканских барабанов зачитывается псалом и возносится молитва "о корпоративном мире, о влиятельных топ-менеджерах, отвечающих за миллиардные производства". "Мы молимся о Джоне Чемберсе из Sisco Systems, Билле Гейтсе из Microsoft, докторе Эрике Шмидте из Google, Ли Скотте младшем из Wal-Mart, и других, уже сделавших выбор в пользу справедливости".
Другой вариант, предлагаемый клирикам и их приходам – так называемая "ЮТу-харистия" – где вместо традиционных гимнов поются песни ирландской группы U2 – такие службы уже несколько лет проводятся в одном из приходов Линкольна.
В Минстере – кафедральном соборе Йорка, проводятся мероприятия, во время которых традиционные латинские хоралы соединяются с современной музыкой в исполнении ди-джеев, а на стены собора проецируются изображения. Среди авторов книги Fresh Expressions – епископ города Шеффилд Стивен Крофт, а также сам архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс, который выступил инициатором программы в 2004 году. "Нам нужно установить связь со значительным процентом населения, у которого нет контакта и интереса к традиционной церкви, – говорит директор программы Fresh Expressions преподобный Грэм Грей. – Важно предложить духовность людям, привыкшим иметь выбор, и которые никак не ожидают найти его в церкви". Все новые службы были разработаны специально для определенных групп людей, и не угрожают традиционному богослужению, подчеркнул священник. "Это все ерунда, быстро проходящая мода, ничего не значащая, мелкая и бессмысленная, – говорит о новых формах богослужения клирик лондонского собора св. Павла Дэвид Хаулдинг. – В этом нет глубины, люди будут считать нас эксцентричными и глупыми".
Как отметил игумен Серапион (Митько), "у протестантов-англикан нет прививки от модернизма, которая позволяла бы им сохранять истинный дух церковности богослужений". "Нет ничего страшного в том, что англиканцы молятся за руководство "Google" или любой другой компании. Каждый человек нуждается в том, чтобы за него молились. Важно другое – богослужение христоцентрично, а если эта христоцентричность утрачивается, то никакие попытки церкви привлечь верующих выступлениями ди-джеев не могут привести к успеху, так как проще пойти на обычную дискотеку, чтобы послушать того же ди-джея, чем обременять себя проповедями пастора в перерывах между выступлениями ди-джея", – подчеркнул отец Серапион.
"Что касается православной традиции, то в ней присутствует традиционное начало, дающее возможность сохранить дух от всякого рода нововведений. Попытки разнообразить православное богослужение объяснениями духовенства во время совершения Божественной литургии не нашли широкой поддержки в большинстве епархий. И можно надеяться на то, что православная Литургия останется в неприкосновенном виде", – отметил игумен Серапион (Митько).
"Другое дело, что Церковь может использовать формы современной культуры различными способами – как участием священников в тех или иных мероприятиях, так и через воцерковление самих лидеров молодежных субкультур. Однако здесь необходимо сохранить очень трезвый подход к самим этим начинаниям, поскольку наша цель – воцерковление молодежи, а не расцерковление церковного народа. Существует опасность в том, что не достаточно воцерковленные представители современной культуры, став полноправными участниками православного богослужения, начнут навязывать свой стиль жизни и духовности традиционным верующим", – добавил он.
"И здесь важно провести четкую грань между святыней богослужения в храме и теми миссионерскими формами проповеди, которые сейчас активно развиваются в нашей Церкви. Храм остается особенным местом посвящения Богу, и в нем необходимо следовать традиционным формам поведения. Конечно, по мере развития человечества уходят очень многие хорошие правила поведения в храме. Например, в большинстве современных храмов мужчины и женщины не стоят в разных частях церкви. Тот традиционный костюм, который надевали христиане, приходящие в храм, сохранился только у старообрядцев. Христианин, идущий в дом Божий, должен осознавать, что его одежда должна отличаться от повседневной, будь то обычная одежда или одежда, присущая субкультурам. И его поведение должно соответствовать тем традициям церковности, которые сложились в нашей православной жизни на протяжении столетий", – подчеркнул игумен Серапион (Митько).