[29.09.2013] Приглашение на брачный пир
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В своих словах народу Христос постоянно возвращается к теме Царства Небесного: что это такое, где оно находится и как туда попасть. Можно сказать, что это центральная тема проповеди Христа, потому что наша жизнь – это путь, дорога, и важно знать конечную точку своего маршрута. Но поскольку Царство Небесное – не географическая точка на карте, а духовная реальность, то Спаситель описывает ее в образах, притчах.
Вот и сегодня в Евангельском чтении Царство Небесное сравнивается с брачным пиром, причем не простым, а царским. Действительно, брачный пир, свадебное торжество очень ярко отражает ту радость и полноту жизни, которые открываются в Царствии Божием, и каждый, кто бывал на свадьбе, наверное, согласится с этим.
Я недавно был на венчании, свадьбе у своего брата, в другой стране, и могу подтвердить, что это необыкновенное торжество, где царят общая любовь, радость, ощущение бесконечного счастья, единение всех собравшихся.
(Конечно, бывает и иначе – так, как, например, мне рассказывал знакомый батюшка, француз, который служит в российской глубинке. Он говорил: «Я молодых венчаль, три дня они гуляль и на четвертый день я жениха отпеваль».)
Но вот в сегодняшнем Евангелии Христос сравнивает Царство Небесное с брачным пиром у царского сына. Нам сейчас трудно подобрать аналогию, царей у нас нет, но представим, что это свадьба у сына английской королевы Елизаветы II, например у принца Эндрю, герцога Йоркского. И вот мне, Пете Батарейкину, приходит приглашение на свадебные торжества от королевы Елизаветы; виза, проезд, проживание – всё бесплатно. (Разумеется, эта аналогия условна, потому что у нас могут быть какие-то политические претензии к английской короне и т.д. Но это сейчас неважно.)
Я начинаю отказываться, мои друзья отказываются: у кого работа, у кого торговые операции, кому просто лень. Повторно королева Елизавета посылает уже своих помощников, которые приглашают нас: приезжайте, разделите нашу радость, всё готово, пир на весь мир. Такое раз в жизни бывает, но мы опять отмахиваемся: мол, неохота куда-то ехать. А некоторые из нас, возможно с пьяных глаз, оскорбили этих посланников королевы, а потом и прикончили.
Что же королева будет делать? Конечно, разгневается, постарается наказать убийц. А потом будет искать других гостей, более достойных, потому что всё готово, столы накрыты.
И вот на свадебном пире Елизавета, обходя столы, приветствуя всех, вдруг увидит человека в грязной одежде, в майке с непристойными надписями – словами из песен одной рок-группы, оскорбляющими королеву. Что она сделает? Разумеется, попросит охрану удалить этого человека.
Так и получается, что «много званых, а мало избранных».
* * *
Царствие Небесное каждый день открывается нам в Божественной Литургии, в причащении Тела и Крови Христовых. Собственно, это начальный возглас Литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа». Но, к сожалению, не все стремятся к этому живительному источнику. А кто-то из нас если и стремится, но его душа облачена в оскорбительные для Бога одеяния (одежды гнева, зависти, похоти и высокомерия), а потому он рискует быть выброшенным «во тьму кромешную» как чуждый брачного торжества.
Вот так и вход в Царствие Небесное: туда приглашаются все желающие, но входят только те, кто не поленился откликнуться на приглашение. И получается, что туда стремятся те, кто чувствует свое несовершенство, «нищие духом», потому что самодостаточным и самодовольным людям оно… не нужно.
Французский писатель Леон Блуа говорил: «Мы не войдем в рай завтра, или послезавтра, или через 10 лет – мы входим в него прямо сейчас, если мы бедны и распяты».
Аминь.
Иеромонах Симеон (Томачинский)
Православие.ру