[29.08.2013] «Амурская осень-2013» отдаст предпочтение социальной драме

Вооруженные подростки, жаждущие мести и справедливости, дегуманизированное и разрушаемое коррупцией общество, шокирующие сцены и призы на престижных конкурсах. В этом году в кинорепертуаре 11-й «Амурской осени» преобладает социальная драма. В конкурсную программу вошли остросоциальные фильмы, основанные на реальных событиях.

Их режиссеры либо пришли из документального кино, либо делают в игровом кино первые, но весьма успешные шаги. Впервые в этом году в программе участвуют всего две картины мэтров отечественного кино. АП предлагает обзор фильмов, которые покажет «Амурская осень».


Эти трудные деточки

Корпус мэтров в этом году представлен режиссерами Дмитрием Астраханом («Ты у меня одна», «Все будет хорошо», «Зал ожидания») и Владимиром Алениковым (цикл историй о Петрове и Васечкине, «Биндюжник и Король»). Оба они привезут фильмы о подростках, адресованные взрослым.

«Деточки» Дмитрия Астрахана имеют ограниченный прокат. Поэтому амурчанам предоставляется редкая возможность увидеть картину на фестивале. Критики уже назвали этот фильм шокирующим и душераздирающим, неожиданным для признанного мастера комедии и мелодрамы. Группа мальчишек-детдомовцев регулярно убивает депутатов-педофилов, пытаясь своими силами навести порядок в обществе, где бездействуют взрослые. Полиция, выйдя на след «деточек», принимает решение об их физическом уничтожении.

Подростки в условиях дегуманизированного общества стали героями еще одного фильма — картины Владимира Аленикова «Война Принцессы». Алеников уже устраивал презентацию этого фильма на «Амурской осени» несколько лет назад. У фильма непростая судьба: он был задуман почти 20 лет назад, съемки начались в 1999 году, но в результате разногласий с инвестором работа растянулась на десятилетие. Два года назад режиссер выкупил права на фильм и завершил его. Действие происходит в городке, который поделили две банды подростков — местные и беженцы с Кавказа. Местная девчонка по кличке Принцесса и армянский паренек Карен влюбляются друг в друга. Теперь им предстоит отстаивать свою любовь с оружием в руках, вопреки атмосфере вражды и жестокости, царящей вокруг. В «Войне Принцессы» сыграли совсем юные Артур Смольянинов, Лянка Грыу и Наташа Ионова — Глюкоза.

«Шахта» киргизского режиссера Нурбека Эгена тоже о подростках, но это история не воинственная, а грустная. 10-летний мальчишка из унылого шахтерского городка мечтает о встрече с отцом, который уехал в США и стал профессиональным боксером. Где-то мальчишка услышал байку, что если зайти в шахту и пройти ее насквозь, то попадешь в Америку. И он с друзьями отправился в шахту.

В ролях значится лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров. Нурбек Эген известен фильмом «Сундук предков» (2005), который выдвигался на «Оскар» как лучший иностранный фильм от Киргизии. «Оскара» фильм не взял, но собрал множество призов на других фестивалях. Какая судьба ожидает «Шахту» — скоро увидим.


Один на один с трагедией

Трагедия «маленького человека» из провинции, беззащитного перед тяжелыми обстоятельствами, интересна сегодняшним молодым режиссерам. «Полет» Арсения Гончукова напоминает об авиакатастрофе 5-летней давности, когда недалеко от Перми разбился «боинг» и погибли почти 90 человек. У главного героя — солдата-срочника Саши, приехавшего на побывку, в этой катастрофе пострадали близкие. Но чудом остался жив пилот, и Саша вынашивает страшный план мести. «Фильм у нас — художественный, это мелодрама, мы не говорим о катастрофе, действие происходит после нее. В нашем кино другая катастрофа — личная», — поясняет Гончуков в одном из интервью.

«Разносчик» Андрея Стемпковского — криминальная драма. Развозчик пиццы Алексей, вкалывающий по 12 часов в сутки, чтобы заработать смертельно больному отцу на операцию, оказывается в центре странной истории — по очередному адресу он находит оставленный для него конверт, а в родном поселке начинается череда убийств. Готов ли разносчик пиццы на смерть ради жизни — тот еще вопрос.


Отдельно взятый конец света

Трагикомедия «Отдать концы» — первый полнометражный фильм 24-летней Таисии Игуменцевой. Это трогательная история о том, как ждали апокалипсиса в одной крохотной деревушке. Десять главных героев, совершенно разных людей, по-разному встречают страшную новость из телевизора и пытаются к ней приспособиться. Конец света, как мы помним, не наступил, а люди вдруг поняли, что жить по-прежнему больше нельзя. В одной из главных ролей — Максим Виторган.

Драме «Иван сын Амира» режиссера-дебютанта Максима Панфилова критики прочат кассовый успех. Время действия — 1942—46 годы. Она — из Севастополя, он — из узбекского кишлака, и у него две жены. Она бежит со своими детьми от войны и находит убежище в его доме, становится его третьей женой и рожает ему сына. Она не знает, что ее муж, лейтенант Черноморского флота, жив и скоро найдет ее. В роли лейтенанта — Дмитрий Дюжев. Сначала Дюжев, прочитав сценарий, отказался от участия в картине. Но он был нужен режиссеру, и поэтому его роль переписали — теперь его герой иначе принимает ситуацию. Если сначала черноморец, забирая жену, отказывался от узбекского ребенка и потом всю жизнь припоминал ей неверность, то после переделки сценария отношения между героями стали глубже и жизненней. «Я из тех, кто, понимая, прощает, принимает. Особенно если вопрос касается детей», — отмечает Дюжев.


Этностиль: и мари, и море

«Небесные жены луговых мари» — единственный артхаусный фильм в программе «Амурской осени». Его снял режиссер Алексей Федорченко по одноименной книге Дениса Осокина. Этот тандем ранее уже создал «Овсянок», собравших немало кинопремий. 22 короткие разножанровые новеллы о марийских женщинах сняты на марийском языке (с авторским закадровым переводом).

Документально-игровой фильм «Море» Александра Стреляная снимала на Кольском полуострове. Московский режиссер приезжает в рыбацкий поселок и влюбляется в местную девушку, выросшую у моря. Главные герои картины — жители рыбацких поселений. Кадры «Моря» — это смесь старинных фотографий, воспоминаний пожилых людей, отголоски ушедшей эпохи и холодное северное море.


Криминал и череда смертей

Юрий Быков пару лет назад дебютировал на «Амурской осени» с мрачной социальной драмой «Жить» и получил приз за дебют. Второй фильм принес ему стремительный карьерный взлет. Его «Майор» уже побывал на Каннском фестивале, а на международном фестивале в Шанхае он взял сразу три награды — Гран-при, приз за лучшую режиссуру и лучшую музыку к фильму. «Я занимаюсь кино плакатным, остросоциальным, а не тонкохудожническим. Поэтому — только та тема моя, которая наболевшая», — признался Быков в интервью «Российской газете». В день долгожданных родов своей жены майор полиции мчится в роддом вне себя от счастья. На скользкой зимней дороге он насмерть сбивает шестилетнего мальчика на глазах у матери. Доказательства вины майора очевидны, но он использует служебное положение, чтобы избежать наказания. Сам того не желая, он запускает целую череду смертей, остановить которую решится слишком поздно.


Другая социальная драма

«Меня это не касается» интересна тем, что ее режиссер — новосибирский священник и активный общественник Александр Новопашин. Съемки проходили в Новосибирске по заказу и при поддержке областного управления ФСКН. За основу взяты истории из жизни и реальные судьбы потребителей наркотиков. Снимались не только профессиональные актеры, но и реабилитанты епархиального центра социальной реабилитации алко- и наркозависимых. В главной роли — актер Юрий Беляев.


Иуда из классики

Экранизация классики представлена фильмом «Иуда» режиссера Андрея Богатырева по повести Леонида Андреева «Иуда Искариот», написанной в 1907 году. Иуду сыграл Алексей Шевченков (приз за лучшую мужскую роль на 35-м Московском международном кинофестивале).

Леонид Андреев предложил психологический анализ евангельского сюжета и фактически оправдал предательство Иуды. Иуда принял Христа, но он решил проверить — готовы ли апостолы не на словах, а на деле отдать за Христа жизнь?

Предав, Иуда надеялся, что хоть кто-то заступится за Спасителя.

В ролях: Сергей Фролов (Фома), Андрей Барило (Иисус), Иван Добронравов (Матвей) и другие. Фильм снимался на Мальте.

«Делать прямую экранизацию не было смысла. Андреев настолько опередил свое время, что его идеи современны и сейчас, он открыт интерпретациям, и я вступаю с ним в полемику. Мое кино — не лобовая экранизация, а «фильм по мотивам…» — из интервью режиссера газете «Культура».

Юлия Климычева
Амурская правда