[05.06.2009] В Московском патриархате призывают отказаться от западного термина "толерантность" в пользу русского "веротерпимость"
В синодальном Отделе по взаимоотношениям Церкви и общества считают, что от западного термина "толерантность" следует отказаться в пользу традиционного для России понятия "веротерпимость".
"Если говорить о толерантности, то мне очень хотелось бы прежде всего поставить вопросы: чем наполняется этот термин? И стоит ли нам употреблять западный термин, имеющий определенную официальную интерпретацию, в ущерб хорошим русским терминам? Ведь есть очень хороший русский термин "веротерпимость", он употреблен, например, в указе императора Николая II от 1905 года "Об укреплении начал веротерпимости", - заявил протоиерей Всеволод Чаплин, глава отдела, отвечая на вопросы в ходе встречи со студентами в Москве.
Отец Всеволод напомнил, что есть официальное толкование понятия "толерантность" - это декларация ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. "В этом документе говорится, что толерантность "означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности". Вот с этим утверждением я категорически не согласен", - отметил священник.
"Я считаю, и мне кажется, любой нормальный человек считает, что среди проявлений человеческой индивидуальности есть вещи хорошие и плохие, правильные и преступные, достойные и недостойные. Вовсе не всякое проявление человеческой индивидуальности хорошо", - подчеркнул отец Всеволод.
По мнению главы синодального отдела, "такая, навязываемая в качестве обязательной, трактовка толерантности исключает такие понятия, как истина и ложь, правда и неправда, нравственность и безнравственность. Любое проявление человеческой индивидуальности объявляется достойным не просто терпимости, а уважения и приятия".
"Я считаю, что мы имеем право спорить с такой интенцией, говорить о том, что есть убеждения истинные и ложные, есть поступки хорошие и плохие, есть проявления человеческой индивидуальности нравственные и безнравственные. Я считаю, что если термин "толерантность" и имеет право на жизнь, то он должен получить интерпретацию, отличную от данной в декларации ЮНЕСКО", - сказал отец Всеволод.
Он убежден, что люди должны с уважением относиться к культуре другого человека, к его этническим особенностям, к его убеждениям, но, "при всем уважении, мы можем давать оценку убеждениям, поведению другого человека, мы должны иметь право высказывать свою точку зрения о том, что такое хорошо и что такое плохо".
"Мы вовсе не обязаны любые взгляды, любые проявления человеческой индивидуальности принимать, то есть фактически разделять их, и относиться к ним некритически", - считает отец Всеволод.
Признавая, что понятие, которое обычно обозначает толерантность, это более широкое понятие, чем веротерпимость, священник в то же время полагает, что "мы можем придумать свои термины со своим содержанием, избегая того, достаточно спорного, содержания, которое имеет слово "толерантность".
В подтверждение своей позиции отец Всеволод привел слова ныне покойного патриарха Алексия II, произнесенные на епархиальном собрании 2007 года.
"Идеологи толерантизма... требуют "отказа от догматизма, от абсолютизации истины" и в то же время благосклонно относятся к распространению на территории России зарубежных духовно-ценностных систем. Толерантность... не принесла никаких достойных плодов, и нам странно было бы подменять ею привычные еще и сегодня на Руси сочувствие, сострадание, гостеприимство, в основе которых лежит восприятие человека как образа Божия", - сказал тогда патриарх Алексий.