[30.08.2013] Память о суде Божьем

Не стоит слишком противопоставлять душу и тело, не по-христиански это. Хотя подобное радикальное противопоставление очень даже встречается. Оно получило особое название — антропологический дуализм. Что это за дуализм? Это учение, согласно которому человек состоит из двух противоположностей — души и тела.

Радикальные дуалисты добавляют еще, что душу и тело создали два различных бога. Душу создал добрый бог, а тело — злой. Вот почему душа и тело плохо уживаются между собой. Вот почему у души и тела совершенно разные судьбы: после смерти душа освобождается от материальных оков, и человек становится подобен ангелу — чистый дух.

Дуализм весьма далек от христианства. Еще и потому, что христианство началось с вести о воскресении Христовом. То есть с веры, что Христова душа после смерти воссоединилась с телом, и вместе с телом Христос вознесся на небеса.

Согласно вере апостольской вечная судьба у души и тела — одна, их создал Единый Благой Бог.

Тем не менее, всегда находились люди, которые считали дуалистические представления сугубо христианскими, а противников дуализма принимали за недостаточно духовных христиан.

Некоторые из этих людей делали из дуалистических представлений далеко идущие практические выводы. Они заключали: тело настолько чуждо душе, что все происходящее с телом никак не влияет на душу; пусть бездуховное тело делает все, что хочет, сейчас ничего не поделаешь, однако потом, в вечности, телу места нет — в Небесном Царстве все по-настоящему духовные люди будут бестелесны. Иными словами, часть дуалистов уверена, что плотские грехи никак не вредят душе. Ясно, как этот практический вывод открывает дорогу для страстей блуда и чревоугодия. Скандал? Скандал. Начался он в апостольские времена, впрочем, и сейчас мы встречаем людей, которые рассуждают сходным образом: «Богу не важно, что у меня в тарелке» — ну и так далее со всеми остановками.

* * *

Уже на страницах Нового Завета запечатлена полемика с дуализмом. Апостол Иуда в достаточно нелицеприятных выражениях обличает этих якобы духовных людей: «Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые» (Иуд. 1:12).

Два привычных образа из повседневной жизни: облако и дерево.

Для жаркого сухого климата Святой земли источник воды — это источник благословения. На библейском языке «дождь» символизирует благодать Божию. Соответственно, «безводное облако» символизирует безблагодатного человека, дающего христианам лишь ложные надежды. От небесного облака, принесенного ветром (неким духом) ожидается дождь, но напрасно, — учитель дуализма бездуховен и не приносит на иссохшую землю благодать.

Другой образ — дерева — хорошо описан в изречениях египетских отцов. Человек уподобляется плодовому дереву. Листья — результат внешнего труда (телесного делания), а плоды — результат внутреннего труда (умного делания). Без листьев дерево не принесет плода, листья жизненно необходимы. Но не забудем евангельское слово: дерево, на котором много листьев и нет плодов, зря утруждает землю. По толкованию блаженного Феофилакта, деревьями дважды умершими апостол Иуда называет тех, которые не имеют ни плода, ни листьев. Таким образом, дуалисты-гностики чуждаются телесного аскетического делания (листьев) и остаются без умного делания (плода). И без благодати.

Дуализм уводит человека прочь с новозаветного пути. Несчастный человек, сбитый с толку дуалистами, становится подобен безводному облаку, бесплодному дереву. Духовной благодатной жизни в нем нет, хотя он и считает себя духовным.

* * *

Образы Нового Завета легко запоминаются. Но не одними образными сравнениями апостол Иуда пытается наставить христиан на дорогу жизни. Он приводит доводы и от Священного Писания. И указывает на духовное упражнение, которое помогает выйти из дуалистического тупика.

Что мы узнаём из Писания? Множество примеров, когда Господь вершит суд над грешниками. Был суровый суд над блудниками содомскими, суд над убийцей Каином, над лжесвященником Кореем (см. Иуд. 1:7, 11). И еще будет Суд в конце времен.

Спрашивается: неужели Суда Божия избегнут те, кто живет в грехах и оправдывает себя ложными дуалистическими измышлениями? Память о Суде помогает человеку встать на борьбу с грехом, упражняться в борьбе с грехом, «подвизаться (др.-греч. ἐπαγωνίζεσθαι) за веру» (Иуд. 1:3). В этом подвиге за веру апостольскую Бог будет помогать, тело и душа будут одухотворяться.

Память о Суде Божием сослужит нам добрую службу. Память о Суде может стать духовным упражнением, дающим многие напоенные благодатью плоды.

Диакон Павел Сержантов
Православие.ру