[03.06.2009] Иеромонах Лука (Степанов): "Цель воспитания состоит в привитии навыка различения добра и зла"
"Цель воспитательного процесса состоит в привитии молодому человеку навыка различения добра и зла, поскольку, как сказано в Священном Писании, дороже и полезнее всего – благочестие. Великое богатство, которое может приобрести человек, по слову апостола Павла, это "благочестие и благодушие", но всё это бывает следствием предварительного умения различения между добром и злом. А оно прививается постепенно из учения, из опыта, из практики, из принятия благодати, без которого не может быть опытного познания блага. Воспитание – это сложный процесс, состоящий из многих составляющих, цель которых – привить душе навык различения добра и зла, окультурить чувства и даровать истинную высокую цель бытия, которая для православного христианина состоит в обожении. Надо привить навык сердцу прилежать к добру, чтобы оно для него было желанным. Конечно, для этого мало и академий, но невозможное человеку, возможно Богу. Так что если к своим воспитательным усилиям благоразумные родители добавляют и действие благодати, прививают ребенку навык частой исповеди, принятие Святых Христовых Таин, то благодать воспитает", – сказал в интервью "Русской линии" завкафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С.Есенина, настоятель Покровско-Татьянинского храма при РГУ, директор православной гимназии иеромонах Лука (Степанов), рассуждая о том, каким должно быть истинное воспитание.
Согласно данным социологов из Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), главным в воспитании детей россияне считают хорошее образование (53%). На втором месте – приобщение к здоровому образу жизни (39%), на третьем – воспитание честности и доброты (34%). 24% россиян считают главным воспитание мужества и стойкости, 20% – прививание самодисциплины, трудолюбия. Наименее значимым считается формирование гражданской позиции и убеждений (4%), а также приобщение к демократическим ценностям (3%). Те, у кого нет детей, чаще придают значение развитию умственных способностей (18% против 11% среди тех, у кого нет детей) и умению приспосабливаться к обстоятельствам (12% против 8%). Высокообразованные россияне в воспитании детей основном придают значение хорошему образованию (58%) и здоровому образу жизни (43%). Приоритетом для малообразованных респондентов является воспитание мужества и доброты (42%), сообщает сайт ВЦИОМ.
Рассуждая о том, почему большинство наших соотечественников считают главным в воспитании детей дать им хорошее образование, отец Лука заметил: "Это происходит из-за примитивных стратегических соображений: выйти в элиту и много получать. На самом деле Господь распределяет свои блага не так, как это кажется поверхностно смотрящим на это родителям. Само по себе престижное образование или должность совершенно не определяет ни полноты бытия, ни достоинств личности. Мы знаем самые яркие примеры, когда люди благополучные материально, хорошо трудоустроенные, после полученного блестящего образования представляли собой в нравственном смысле жалкое зрелище. И великими их можно назвать в смысле того противостояния, которое Промысл Божий совершал тем намерениям и действиям, которые исходили от этих людей. Понятно, что большинство современных людей полагают благо для себя и своих детей отнюдь в не главных ценностях, а впоследствии получают печальное разочарование и думают, отчего же такие неблагодарные дети, когда в них вложили столько всего, казалось бы, самого лучшего. А лучшее-то как раз и не было употреблено для воспитания – благодать Божия, Священное Писание, навык благочестия, возвышение чувств – ничто из этого не было предметом педагогического внимания".