[11.04.2013] Протоиерей Вадим Леонов: «Преподавать христианскую антропологию надо и в светских вузах»
В Издательстве Московской Патриархии вышла в свет книга кандидата богословия, доцента Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Сретенской духовной семинарии протоиерея Вадима Леонова «Основы православной антропологии». На сегодняшний день это единственное пособие по данному предмету духовных школ. Но труд, рассматривающий базовый спектр антропологических тем и дающий богословское обоснование ключевых антропологических идей Православия, важен и для светской науки, накопившей немало некорректных, а зачастую и глубоко ложных теорий и гипотез, касающихся феномена человека.
Мы попросили отца Вадима, преподающего в магистратуре Сретенской духовной семинарии курс православной антропологии, рассказать об этом предмете, введенном в учебный план в текущем году.
– Отец Вадим, в чем, на ваш взгляд, актуальность изучения христианской антропологии будущими пастырями?
– Пастырь приводит людей к Богу, поэтому ему крайне необходимо знать, Кто есть Бог и каков путь к Нему, но также знать и того, кого он ведет к Богу, – человека. При этом знать человека и таким, каким его Бог создал, то есть чистым, идеальным, и в том реальном состоянии, в котором он находится, – греховным, поврежденным страстями. Пастырь, который не знает, каким должен быть человек, каким образом человек изменяется к лучшему; пастырь, который не знает духовных механизмов деградации человека, – неспособен реально изменить, посодействовать духовному преображению своего пасомого. Поэтому изучение христианской антропологии крайне необходимо для пастырского служения. В качестве подтверждения этого положения укажу на книгу святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Это письма владыки Феофана своему духовному чаду, где святитель последовательно излагает путь духовной жизни. Первые 22 письма – это, по сути, краткий курс христианской антропологии. И только потом святитель объясняет своему чаду, как надо бороться со страстями, что такое молитва, как усваивать добродетели. И это правильно. Я считаю, что и современные пастыри именно таким образом должны подготавливаться к своей будущей деятельности.
– Какую цель ставит перед собой христианская антропология?
– Эта богословская дисциплина сформировалась в середине XX века. Она выделилась, прежде всего, из догматического богословия, отчасти пересекается с аскетикой, патрологией, агиологией, нравственным богословием. И цель у нее простая, но очень важная – системно изложить церковное богооткровенное учение о человеке, его природе, личности и способе существования. Эта цель пока еще не достигнута, потому что сокровенное знание о человеке представлено во множестве сочинений, но – бессистемно. И людям, имеющим богословское образование, с большим трудом при чтении даже святоотеческой литературы удается составить целостное представление о том, кто есть человек, к чему он предназначен, как он может стать лучше.
– Какие источники вы используете, преподавая курс?
– Прежде всего, конечно, Священное Писание. В общем же – Божественное Откровение. Божественное Откровение нам явлено, помимо Священного Писания, еще и в постановлениях Вселенских Соборов, которые Духом Святым изрекали истины, в творениях святых отцов, особенно если по какому-либо вопросу имеется так называемый consensus partum. Обобщая, можно сказать, что мы черпаем антропологические знания из Священного Предания Православной Церкви. А Священное Предание – это опыт жизни в Духе Святом, хранимый и передаваемый в Церкви из поколения в поколение.
– Не могли бы вы назвать наиболее удачные, на ваш взгляд, труды современных исследователей антропологии.
– К сожалению, с публикацией работ по христианской антропологии пока еще не так хорошо обстоят дела, но, тем не менее, действительно, уже есть ряд весьма примечательных и важных работ. Прежде всего, это работа архимандрита Киприана (Керна) «Антропология святителя Григория Паламы», изданная в середине XX века и сначала защищенная как магистерская диссертация, а затем распространенная отдельной книгой. Затем я бы выделил некоторые работы современных авторов вне России: преподобного Иустина (Поповича), Жана-Клода Ларше, Панайотиса Мневаса, Георгия Мандзаридиса, архимандрита Иерофея (Влахоса). Мне кажется, они заслуживают внимания, большинство из них переведены на русский язык и доступны современному читателю. Я считаю, что труды этих авторов нужно обязательно изучить тому, кто серьезно интересуется христианской антропологией.
– Какая антропологическая проблема является наиболее актуальной для современного человека?
– Если говорить о современном человечестве, то, мне кажется, первейшая – это так называемая гуманитарная, нравственная проблема. Дело в том, что современное человечество в своем развитии не учитывает нравственное основание своего бытия, нравственные законы существования. Физические, физиологические – да, их активно изучают различные сферы наук. И они учитываются, но результат все равно отрицательный: люди гибнут, болезней становится больше. Экологические, духовно-нравственные проблемы только возрастают. Это говорит о том, что настоящая сфера изучения человека не соответствует его реальному потенциалу и внутренним запросам. Вот здесь-то как раз христианская антропология и могла бы сказать свое веское слово, объяснив, что человек – это существо, достойное высокой почести и уважения только тогда, когда он, человек, имеет единство с Богом. Только тогда он способен реализовать свой внутренний величайший потенциал. Если же этого единства нет, то он обречен на бледное и ущербное существование, которое, по сути, является человекообразным, но не человеческим. Это и есть проблема: человек не понимает сути своего предназначения, смысла своего бытия. Вспомните, как пророк Давид говорит: «Человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им». Человек, будучи в чести, этого не понимает и уподобляется животным – это и есть антропологическая проблема, которая существовала как во времена пророка Давида, так и в наши дни.
– В чем отличие светской антропологии от христианской?
– Светская антропология возникла в европейской науке в XVIII веке в эпоху философов-энциклопедистов, и она сразу же разделилась на два направления. Одно пытается охватить человека во всех аспектах его бытия, быть некой целостной наукой о человеке, учитывающей и его психологию, и физиологию, и духовные запросы. Эта антропология в некоторой степени развивается на Западе – в Западной Европе, в США – и по сей день. Другое направление светской антропологии сформировалось в начале XX века и активно развивалось на территории СССР и Восточной Европы как этнология, то есть исследование человека только в плане морфологии (структуры его физиологии), сопоставительного анализа различных народов. Это направление, на мой взгляд, уже почти что изжило себя. Здесь человек воспринимается лишь во внешнем аспекте бытия.
– А как вы относитесь к перспективе преподавания христианской антропологии в светских вузах? Был ли у вас подобный опыт?
– Мне пока не приходилось преподавать христианскую антропологию в светских вузах, но я часто встречаюсь со светскими людьми на богословских курсах, где они изучают в том числе христианскую антропологию – и с огромным интересом. Более того, я преподаю светским слушателям и догматическое богословие, и христианскую антропологию, и вижу, что именно разделы христианской антропологии для них самые интересные. И мне кажется, что как раз это богословское направление наиболее востребовано в светской среде, потому что человек, даже приходя в Церковь, прежде всего пытается понять самого себя, ответить на вопрос: кто я есть? И именно в связи с внутренними проблемами пытается понять, кто есть для него Бог. Да, человек эгоистично рассматривает Бога как некое такое «средство» для познания себя, для решения своих проблем. Христианская антропология как раз может выровнять, исправить это представление и от правильных рассуждений о человеке привести к богопознанию и преображению.
– Каковы перспективы преподавания и развития христианской антропологии?
– Преподавать христианскую антропологию как некую такую, я бы даже сказал, просветительскую дисциплину, на мой взгляд, необходимо и полезно было бы в светских вузах. Другое дело, что при развитии христианской антропологии как богословской дисциплины требуется, конечно, прежде всего богословская школа, потому что для этого необходима и высокая степень воцерковленности, и опыт богословских знаний, которые у людей светских в светских вузах отсутствуют или недостаточны. Поэтому давайте разделим эти два направления – преподавание и развитие христианской антропологии: преподавать можно везде, а развивать нужно именно в богословских школах.
С протоиереем Вадимом Леоновым беседовал Иаков Матросов
Православие.ру