[27.05.2009] Иерей Алексий Успенский: "Господин Познер толкает нас к самоубийственному решению проблемы"
«Вряд ли кто-нибудь полагает, что у Православной Церкви нет ответов на вопросы, затронутые господином Познером. Он сам выражал готовность их услышать и не понятно, что помешало ему это сделать. Впрочем, следует отдать должное Владимиру Владимировичу, который очень правильно назвал непросвещенность населения причиной болезней, происходящих от половой распущенности. Это собственно все, в чем можно сойтись с ведущим программы по этому вопросу», – заявил в интервью "Русской линии" клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала иерей Алексий Успенский, говоря о телемарафоне «Время жить!» , который Владимир Познер провел 20 мая на Телеканале «100 ТВ». Этот проект посвящен проблеме ВИЧ/СПИДа в регионах Российской Федерации.
В видеосюжете передачи отмечалось, что «нынешнего 2009 года врачи-инфекционисты ждали с особой тревогой, по всем прогнозам в Петербург должна была придти вторая волна ВИЧ-инфекции, но по странному стечению обстоятельств показатель заболеваемости почему-то застыл на том же уровне, что был зафиксирован в прошлом году, 1000-1500 новых случаев в квартал».
«Почему не пришла вторая волна и почему она должна была придти, я не знаю, может быть, это даже не так важно», – заявил Владимир Познер, комментируя видеосюжет.
Со своей стороны, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, декан юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики Константин Серов, принявший участие в телемарафоне, отметил, что «в Санкт-Петербурге нет и не будет второй волны, потому что много социальных программ мы поддержали, и потому что молодежь пошла в Православную Церковь».
«Я думаю, что вы сильно заблуждаетесь, но, дай Бог, если вы были правы», – ответил Владимир Познер.
Затем Познер, обращаясь к заместителю председателя комитета по образованию Санкт-Петербурга Юрию Солянникову, спросил: «Как вы относитесь к вопросу просвещения на школьном уровне? Потому что, давайте признаемся, что сегодня благодаря такому физическому развитию, какое происходит, уже в 12-13 лет многие наши дети вступают в половой контакт. Это факт. При этом ничего не понимая относительно хотя бы ВИЧа».
На это Познер получил такой ответ: «Вопрос очень чувствительный. Я чувствую, что мы приходим к теме сексуального образования. Готовы ли мы все, граждане и жители Санкт-Петербурга, в настоящее время к тотальному введению во всех образовательных учреждениях такого образования?»
«К тотальному никогда все не будут готовы», – отметил Познер, спросив Ю.Солянникова, есть ли у администрации города понимание того, что сексуальное просвещение обязательно.
«Понимание того, что это необходимо есть. Механизмы для достижения этой цели могут быть разные, многие из них мы используем. Вы хотите, чтобы были уроки?» – спросил Ю.Солянников, обращаясь к Познеру. «Я хотел бы, да», – признался В.Познер.
«Мне кажется, что выявляется проблема – это проблема все-таки просвещения, как этим заниматься и как подводить людей к этому», – продолжил Познер, добавив, что «без просвещения рассчитывать особенно не на что». Затем либеральный журналист пустился в личные детские воспоминания, подтверждающие, по его мнению, благотворность сексуального просвещения. «Мне очень повезло в жизни, – считает Познер, – потому что я, когда учился в школе, у нас был школьный врач, который приходил к нам домой, когда мы болели, он знал нас с малого возраста. Именно он преподавал половое воспитание, если хотите, но мы-то его знали, мы не стеснялись его. Он очень умело это делал. Это надо уметь, не всякий может придти и просто сказать. Это деликатная тема на самом деле. Православная Церковь, и не только она возражает и, к сожалению, мы становимся в такую позу, если с нами не согласны, то с ними вообще не о чем говорить, тупые, реакционные, или, наоборот, – западные, развращенные и т.д. Мы вообще не ищем общих точек соприкосновения, мы не ищем, как друг с другом разговаривать. Конечно, лучше воздержаться, конечно, ценности семьи, конечно, любовь, но в то же время, ведь это происходит. И понятно уже за несколько тысячелетий, что так было, так есть и так будет. Не будет такого общества, где все только один раз в жизни и только с одним человеком. Так не бывает. Значит надо искать, как работать вместе. Мне очень жаль, что здесь нет представителя Русской Православной Церкви».
К критике Русской Православной Церкви подключилась директор Санкт-Петербургской общественной организации социальных проектов «Стеллит» Майя Русакова, которая заявила, что «при участии и родителей, и школьников, и администрации школы проводятся уроки, которые касаются здорового образа жизни и, в частности, ВИЧ-инфекции». Вокруг этих уроков, призналась Русакова, «существует очень большая дискуссия». «Надо сказать, – продолжила сторонница «секспросвета», – что здесь Православная Церковь занимает не самую лучшую позицию, которая часто инициирует различные разбирательства, проверки, скандалы».
«Я хочу защитить позицию Русской Православной Церкви, – сказала неназвавшаяся врач-инфекционист, которая работает в больнице Боткина. – У них есть позиция по работе с ВИЧ-инфицированными, они нам помогают, помогают обществу и нашим ВИЧ-инфицированным больным. Но мне кажется, конечно, нужно искать компромисс. Жизнь – это не гладкая дорожка и не дорожка удовольствий, которую нам сейчас все преподносят и говорят молодежи: «становись на дорогу удовольствий, но безопасности, чтобы ты по этой дорожке удовольствий не получил ВИЧ, СПИД, гепатит, ЗППП и все такое». Я думаю, что пока детеныш маленький, давайте, начиная со школы и с детского сада говорить ему, что хорошо, что плохо, придумывать нечего не надо, есть православная вера, есть другие религии, которые учат одному и тому же закону Божиему, закон Божий никто не введет в школах, но основы религиозной культуры, нравственности можно ввести…».
В свою очередь, руководитель Центра СПИД Николай Беляков, отметив, что хотя ВИЧ/СПИД «инфекция и эпидемия уникальная», «но аналоги в истории были, тогда в лечении болезни участвовало все общество». «Вспышки сифилиса VI-VII веков. Как тогда работали. Церковь занималась тем, что приучала к правильному образу жизни, общество закрыло термы, где распространялся сифилис, родители внушали детям, что хорошо и что плохо. Прошло более тысячи лет…»
«И сифилис как был, так и есть», – съерничал Познер.
«Но его стало много меньше, – справедливо отметил Николай Беляков. – Так вот прошло время, и мы сейчас подошли к тому, что каждый отвечает за свой срез деятельности: Церковь за свой, врачи за свой, педагоги, и я удивляюсь их инертности, за свой».
В завершении передачи Владимир Познер пустился в сомнительные рассуждения о слове «презерватив»: «Я совершенно не хочу сказать, что у меня есть рецепт. Спорьте: с 14, с 12, с 7, но это надо делать… Кое-кто, конечно, возражает, что вообще этого делать не надо, что произносить слово «презерватив» публично как-то вообще не очень прилично. А почему не прилично-то, я не понимаю? Почему «клизма» прилично, а «презерватив» не прилично? Я не понимаю этого совершенно».
Иерей Алексий Успенский, анализируя телемарафон «Время жить!» Владимира Познера, отметил, что «с ним (Познером. – РЛ) и ему подобными можно и должно сойтись в беспощадной и бескомпромиссной схватке за методы и саму суть предмета такого просвещения». «Господин Познер толкает нас к простому и вместе с тем самоубийственному решению проблемы путем перемены мест причины и следствия. Он, подобно славному русскому патриоту-крестьянину, плутает, норовя завести в гиблую топь, и, может быть, ему со временем поставят памятник, а то и оперу сочинят. У нас на памяти свежи примеры подобного водительства, результатами которого являлись как памятники, так и гибель миллионов обманутых людей. В нашем случае речь идет о судьбе поколения юных россиян, которых на школьной скамье предлагают учить не тому, как избегать зла, а тому, как грешить легко и безнаказанно», – считает священник.
«Церковь учит, что болезнь и смерть есть следствие греха, – продолжил отец Алексий. – Венерические болезни, особенно СПИД, исключительно наглядное тому подтверждение. Здесь сама болезнь для кого-то является предостережением, а для кого-то заслуженной расплатой за грех и поводом к покаянию. Болезни, конечно, лечить надо, но прежде следует все-таки заняться устранением их причин. Церковь борется в первую очередь с причиной, хотя и следствие, как мы знаем, врачует в немалой степени. И то, что Церковь столько времени была оторвана от школы, как раз и позволяет сегодня таким сторонникам секспросвета соблазнять малых сих, пользуясь их духовной безграмотностью. По сути, они как бы говорят: «ну, уж если вам так хочется, давайте, грешите, только делайте это безопасно». Разумеется, безопасность здесь предусмотрена только для туловища, душа в расчет не берется».
«Таким образом, половое воспитание становится путевкой в раннюю половую жизнь, легализацию детского разврата и будет воистину той змеей вместо рыбы, яд которой несет детям духовную смерть. Дурное дело не хитрое, говорят у нас в народе. Конечно, куда проще научить резинку надевать, чем научить будущих отцов и матерей созиданию семьи, без которой всякому народу конец. Очень, к сожалению, трудно отделаться от мысли, что именно такую цель преследуют половые просветители. Их с головой выдает преступный почерк. Притворная забота о здоровье населения лишь отвлекающий маневр в извечной борьбе за жизни и души людские. Сегодняшние секспросветные агитаторы очень напоминают тех, которые в свое время кричали народу: «свобода, равенство и братство», «мир – народам, заводы – рабочим, земля – крестьянам», «перестройка – новое мышление, консенсус» и т.д. На словах красиво и завлекательно, а на деле кровь, смерть и ужас небытия. И опять встает перед нами выбор: о душе подумать или о туловище, пребывать в стаде словесный овец Христовых или со стадом бешеных свиней, устремится к пропасти, повинуясь духу их же туда ведущему?» – вопрошает иерей Алексий Успенский.