[12.11.2012] От йоги до вуду – эксперты предупреждают об опасности
Более 470 сект, культов, новых религиозных движений (НРД) появилось в Беларуси за последние 20 лет, сообщил агентству "Интерфакс-Запад" руководитель отдела по вопросам новых религиозных движений Минской епархии, доктор теологии Венского университета Владимир Мартинович.
Согласно данным, собранным отделом сведений, каждое из них может иметь от одного до нескольких сотен филиалов в различных населенных пунктах страны. "Сейчас в республике действуют американские, японские, российские, французские, корейские, китайские, вьетнамские, немецкие, украинские, австрийские, польские, иранские и другие секты и неокульты", – отметил В. Мартинович.
«Кроме этого, в Беларуси действует порядка 400 различных целителей, экстрасенсов, хиромантов, ясновидящих, магов, колдунов, биоэнерготерапевтов, которые также являются важнейшей составляющей нетрадиционной религиозности общества», – подчеркнул В. Мартинович.
Как уберечься от сект?
В Беларуси действуют различные формы нетрадиционной религиозности. Причем, их так много и методы их работы настолько варьируются, что никакие лекции, никакие семинары, никакие профилактические мероприятия не могут уберечь человека от столкновения с ними.
Когда мы говорим о том, что нужно знать, чтобы не попасть в секту, правильнее говорить не о знании, а об определенном наборе характеристик, которые предотвращают уход человека в секту или значительно осложняют его.
Во-первых, это критичность мышления, способность внимательно оценивать любую информацию, которая к нам приходит. Во-вторых, это умение принимать самостоятельно решения и умение брать на себя ответственность за них. В-третьих, это принадлежность к традиционной конфессии. Здесь следует сказать, что речь идет не о так называемой формальной принадлежности – когда человек раз в год посещает церковь, а о настоящем воцерковлении человека.
Когда эти три характеристики совпадают (критичность мышления, ответственность и принадлежность к церкви), такого человека практически невозможно заманить в секту.
В том случае, если присутствует критичность мышления и ответственность, а членство в церкви отсутствует, то человека можно вовлечь в секту, и он там очень быстро станет лидером или будет занимать руководящие должности. Если присутствует членство в церкви, но нет критичности мышления и ответственности, такой человек тоже может попасть в секту, но это уже будет внутрицерковное сектантство.
Кто нас тащит в секты?
- В лучшем случае среднестатистический гражданин Беларуси назовет 3-4, иногда 5 сект. В реальности задокументирована деятельность нескольких сотен таких организаций в Беларуси. Получается, что люди даже не знают секты по названию, не говоря уже об умении распознать их при встрече. Наше население слышало о сектах, знает, что где-то есть какие-то опасные секты. Многие люди даже очень критично настроены к сектам. Но я очень часто сталкиваюсь с ситуацией, когда люди, критикующие одни секты, сами того не понимая, оказываются вовлеченными в другие. Одни секты мы критикуем, в другие уходим. Этому всячески способствуют СМИ, которые не только не ведут просветительскую работу в отношении сект, но зачастую рекламируют сектантство на территории республики. Простейший пример – передачи типа сражений экстрасенсов, которые так любит народ.
Нужно учитывать, что такие передачи являются одним из факторов укрепления и распространения оккультной среды в обществе. А люди, которые являются носителями оккультной среды общества, склонны уходить в структурированные формы сектантства.
И когда мы задаемся вопросом, почему у нас так много людей уходит в секты, давайте вспомним о сражениях экстрасенсов, о различных астрологических гороскопах, статьях об НЛО и всяческих аномальных явлениях. Сами по себе эти вещи безобидны, но они размывают в сознании человека представления о реальном и нереальном и тем самым приближают людей к сектам.
Целители, астрологи, гадалки, языческие группы – никто не относит их к сектантству, хотя это тоже форма сектантства. Тот же фэн-шуй. Но доморощенный белорусский фэн-шуй никакого отношения к китайскому не имеет.
Не бойтесь, просто думайте
Практика показывает, что в секты люди, как правило, уходят не после того, как их кто-то пригласил на улице, а после того, как их туда позвали близкие, знакомые, родственники, коллеги по работе, друзья. Люди идут за теми, кому они верят. По статистике, 80% людей в секты привели их близкие люди.
Поэтому вы и не видите на улицах Минска проповедников подавляющего большинства белорусских сект. Они просто не ходят. Их единицы: это, главным образом, «Свидетели Иеговы», проповедующие чаще по домам, и кришнаиты, облюбовавшие такие места проповеди, как Немига. Не вступайте с ними в беседу, не берите литературу – вот и все рекомендации. Но предусмотреть все ситуации и дать какой-то универсальный рецепт непопадания в секты невозможно. Занимайтесь изучением своих традиций: если вы православный, то – православия, если католик – католичества; читайте литературу, учитесь думать критически, осмыслять любую информацию – и это уменьшит ваш шанс попадания в секту.
В Беларуси регистрируют секты?
С точки зрения науки и учения православной церкви, из 25 религиозных организаций, которые зарегистрированы в аппарате уполномоченного по делам религий и национальностей при Совете министров Беларуси, 13 можно отнести к сектам. Поясню.
Факт регистрации или не регистрации в Госкомрелигии является лишь свидетельством того, насколько организация удовлетворяет или не удовлетворяет тем требованиям или нормам, которые предъявляются с точки зрения закона "О религиозных организациях".
В современном мире этим требованиям могут отвечать десятки, сотни и даже тысячи сект. В законодательстве нет понятия "секта", и оно нечувствительно к различиям между сектами и не сектами. Законодательство не должно быть изначально направлено на ограничение регистрации сект. Именно поэтому официальная регистрация или отсутствие таковой еще никогда не мешали сектам действовать в Беларуси.
Большинство сектантских организаций действуют без регистрации либо регистрируются как общественные объединения или как индивидуальные предприниматели. Юридический статус организации чаще всего ничего нам не говорит о вероучении организации, ее структуре или методах работы. А именно последние являются определяющими в ее отнесении к сектантству. Ну, зарегистрирована. Ну и что?
Йога как предтеча сектантства
Если йога сводится к набору физических упражнений, к ней вопросов нет, но, когда она сопровождается какими-то духовными практиками, то это совершенно другая ситуация. Время показало, что, когда в обществе популярна йога, проходит какой-то период времени, и наступает всплеск интереса населения к сектантским организациям.
Почти такую же популярность, как сейчас, йога имела в 90-х годах прошлого века. Впоследствии появилось все то сектантство, которое появилось. При этом йога является не столько непосредственной причиной, сколько симптомом будущих изменений и одним из множества факторов их ускоряющих. Почему именно йога? Поясню.
Тогда советская власть не разжала полностью гайки в области религии – и люди выбирали те формы и практики, которые формально не запрещались. Когда немножко отпустили контроль, эти центры мгновенно исчезли, а на их месте появились восточные секты самых разнообразных видов и вариаций, псевдопсихологические группы.
Те люди, которые сейчас активно посещают йогу, особенно те центры йоги, что специализируются на совмещении физических и духовных практик, – это будущие клиенты, а зачастую основатели сект и культов, которые появятся у нас в 2020-25 году, а возможно, и раньше. Вот тогда мы сможем более четко и задокументированно показать их траекторию движения и зависимость центров йоги от сектантов. Хотя и в настоящий момент в сектоведении достаточно примеров такого рода. Давайте вспомним то же "Аум Синрике", которое начиналось как обыкновенный, ничем особым не примечательный центр йоги. Лишь впоследствии инструктор этого центра, Секо Асахара, возомнил себя гуру. Таких примеров много.
* * *
В настоящее время в отделе собрана информация об истории и современном состоянии сект, культов, новых религиозных движений, а также нетрадиционной религиозности в Беларуси. Создана систематизированная база данных о деятельности сект в Беларуси и более чем в 70 странах мира. В. Мартинович разрешил сделать несколько эксклюзивных фотографий архива сектантской и сектоведческой литературы, а также экспонатов, которыми пользовались представители НРД.
Анна Нефедова
Interfax.by