[30.08.2012] Демонов немощные дерзости

В нашем Отечестве поднялась невиданная с советских времен волна нападок на Русскую Церковь, и началом этой волны послужили события, связанные с политическими выборами – сначала в Государственную Думу, а затем и с выборами президента. Эта связь очевидна, нам остается только понять, что именно произошло, что именно так взбудоражило «либеральную общественность». А произошло вот что. Россия, вместо того чтобы идти по проторенной «общемировой» либерально-демократической дороге, медленно, но верно возвращается на свой, особенный путь, на свою тропу. Как мы понимаем, этот путь не из легких, но это путь, которым шла Россия всю свою историю и на который она возвращается теперь после почти векового блуждания по распутьям коммунизма, а затем и «дикого» либерализма.

Не скажем, что наш путь идеален, на нем было много горького и трудного, было много ошибок… но в этом мире вовсе не бывает ничего идеального, и главное в этом пути то, что он ищет не земного только, но и небесного. Это очень серьезное и важное замечание. И надо полагать, мы все же в состоянии произвести глубокий анализ наших ошибок, чтобы избежать повторения их в будущем.

Так против чего, собственно, с такой отчаянной яростью восстала современная «общемировая» идеология? Очевидно, что в России складывается не либерально-демократическая система по образцу европейской и американской, а иная, которую можно назвать авторитарной демократией. И, несмотря на кажущуюся карикатурность, в этом определении не больше шутки, чем в определении «либеральная диктатура». Речь идет о сильной авторитарной власти, поддерживаемой большинством, с существенной опорой на традиционные нравственные ценности, на Церковь. Именно против этой спайки – впрочем, не политической вовсе, как ошибочно понимают некоторые, а духовной, культурной, нравственной – и восстает вся система либеральных ценностей как идеология, противная системе ценностей христианских, а в нашем случае – противная Православию. Именно и боятся больше всего этой силы – нравственной, духовной, которая способна формировать политический, культурный и нравственный вектор развития нашего Отечества.

Именно на Церковь стали кидаться с моськиным тявканьем сначала несчастные эксбиционистки из «Femen», а потом и прочие жертвы социопатии, когда поняли, что Церковь не собирается вступать в ряды народной оппозиции, а напротив, готова поддержать «режим Путина» в его конструктивной, созидательной деятельности. К слову, сам этот феномен ненависти (зачастую ничем объективно не объясняемой и не оправданной) к партии власти – это предмет отдельного внимания. Ведь все, что «предъявляют» белоленточники партии власти – даже в объективной части этих предъявлений, – это не более чем «естественный фон» деятельности любой правящей партии в любом государстве, со всеми ее погрешностями. Ну, что поделаешь, мы не в раю живем, и с этим приходится как-то считаться. Критиковать власть? – да, пожалуйста! Как-то пытаться на нее влиять? – да сколько угодно!.. Но ведь речь именно идет о повальной и ничем не мотивированной ненависти, которая и перекинулась на Церковь, когда стало понятно, что она эту ненависть не разделяет. Вот в чем весь фокус: ненависть несется впереди разума, впереди рассудка, а это уже, простите, явный признак демонического «вдохновения».

Сейчас наступил критический момент в битве идеологий: секулярной, унижающей божественное достоинство человека, и христианской, это достоинство утверждающей, – и по методам борьбы видно: кто есть кто. Если Церковь не позволяет себе каких бы то ни было резких выпадов, не позволяет себе использования «административного ресурса», а уж тем более репрессивного аппарата (которого у нее попросту нет), то противная сторона все с большей очевидностью обнаруживает свое истинное лицо, хоть здесь больше подойдет слово «морда» – и вовсе не потому, что хочется кого-то обидеть, а потому, что за поведением определенно настроенной публики, за их поступками очевидно выступает бесовская ненависть к Богу, к системе христианских ценностей, к идее спасения человека.

Все просто как дважды два. Остальное только вопрос методологии. Бесы ищут, выбирают себе жертвы, год за годом воспитывая своих «агентов влияния», которым могут быть до конца и не понятны бесовские цели, но которые под видом борьбы за справедливость, законность, права человека, свободу и демократию… могли бы в конечном итоге исполнять именно их – бесов – программу борьбы с Богом, с Церковью и с человеком. Именно против человека, против его богоподобия, явленного во всей полноте Господом Иисусом Христом, и направлена вся злоба бесов. Вот почему совершается глумление в храмах, вот почему спиливают кресты… Потому что только Церковь хранит полноту понимания того, каков должен быть человек, к чему он призван, в чем состоит высший смысл его жизни. Только Церковь открывает подлинную красоту человека и помогает обрести пути достижения этой красоты. А поскольку это представление медленно, но верно начинает влиять и на светскую власть, начинает формировать представления о подлинных идеалах и устремлениях у самых разных людей, в том числе и у людей, делающих «большую политику», начинает влиять на их решения… то это не может не волновать бесов, которые уже и политику сделали во многом сферой своего влияния и проводником своих, бесовских идей. А тут не получается, тут начинаются неожиданные преткновения и сознательные противления, пусть и не слишком еще явно выраженные, но очевидные. И вот чтобы не дать этому нравственному, духовному влиянию Церкви на жизнь (в том числе политическую) усилиться, воздвигается эта неслыханная с давних пор, но хорошо известная по своей сути волна ненависти.

Только все это не более чем «демонов немощные дерзости», и Церковь, конечно, не столько будет оппонировать и объясняться с демонами, сколько будет продолжать свою негромкую, трудную, но чрезвычайно важную работу – работу по нравственному, духовному преображению общества. И эта работа обязательно будет приносить плоды во всех областях жизни – и в политике, и в культуре, и в экономике, и в искусстве. А понимание этого и доводит бесов до белого каления, и вызывает взрывы их бессильной ярости…

Но Бог поругаем не бывает! И чем раньше каждый из нас это поймет, тем больше шансов нам совершить выбор, за который не придется потом горько плакать и каяться нашим детям.

Священник Димитрий Шишкин
Православие.ру