[20.06.2012] Вот что Крест Животворящий делает!
В последнее время возобновились нападки и гонения на главную христианскую святыню — Крест Христов. В начале осени 2011 года уполномоченный по правам человека в Томской области Нелли Кречетова в эфире программы «Томский омбудсмен» вдруг ни с того ни с сего заявила, будто православные поклонные кресты, установленные в городе и на подходах к нему, нарушают чьи-то конституционные права. В начале весны этого года власти Великобритании разрешили работодателям увольнять сотрудников за открытое ношение нательного креста. И вот новое событие. Как сообщает сайт Информационно-консультационного центра св. Иринея Лионского: «Проводивший «богослужение» в Благовещенске главный неопятидесятник России Сергей Ряховский дошел до крайней степени кощунства, которая, наконец, поставила точку в вопросе о претензиях сектантов на наименование себя христианами». С. Ряховский сказал, что «крест… нужно уничтожить…»
Напомним, что секта неопятидесятников (харизматов), так называемых «христиан веры евангельской», относится многими специалистами к опасным тоталитарным сектам. Представители этого культа с начала 90-х годов глумятся над православными святынями и традициями. Правда, в последнее время они попритихли, решили, что эффективнее будет заманивать людей в свои секты через доброжелательное отношение к Православию. Некоторые их пасторы даже надели православные рясы. Но… суть свою не скроешь, правда, так или иначе, даст о себе знать. Вот и сейчас все вылезло наружу. Справедливости ради приведем цитату из выступления господина епископа С. Ряховского в благовещенской секте «Новое поколение»:
«<..> Епископ подчеркнул, что опасность посредников в том, что они отвлекают взгляд от Христа и мешают человеку бодрствовать и нести ответственность за свою жизнь. Так было во времена Езекии, когда посредником между человеком и Богом люди сделали медного змея, которого хранили со времен перехода пустыни. Тогда в пустыне по слову Божьему взгляд на змея исцелял, но зримые образы не должны и не могут вести человека постоянно. Езекии пришлось уничтожить это произведение человеческих рук. Иисус хорошо знал о тяге человека к видимым вещам, поэтому предупреждал, что Он должен быть вознесен на Крест так же, как змей в пустыне. Это значит, что люди должны смотреть только на Иисуса, но сам деревянный крест не может быть посредником — его нужно уничтожить. «Многие смотрят через призму креста, но не видят на ней Христа», — сказал проповедник.
«Если ты боишься даже тени креста…»
В ответ Сергею Васильевичу хотелось бы привести историю из жизни одного замечательного святого, священномученика Киприана, жившего в III—IV веках. До обращения в христианство этот человек был знаменитым магом, чародеем и, как это сегодня модно говорить — хорошим экстрасенсом.
Святой Киприан изначально был язычником, родом из Антиохии. Еще в раннем детстве он был отдан своими родителями на служение языческим богам. С семи до 30 лет Киприан обучался в крупнейших центрах язычества — на горе Олимп, в городах Аргосе и Таврополе, в египетском городе Мемфисе и в Вавилоне. Постигнув языческую философию и чародейство, он был посвящен на Олимпе в жрецы. Обретя великую силу призывания нечистых духов, он видел самого князя тьмы — сатану, беседовал с ним и в конце концов получил от него для себя целый полк бесов в услужение.
Вернувшись в Антиохию, Киприан стал почитаться язычниками как главный жрец, удивляя людей способностью управлять стихиями, насылать мор и язвы, вызывать «мертвецов». Многие людские души великий жрец погубил, обучая их чародейству и служению бесам.
В том же городе жила одна христианка — девица по имени Иустина. Обратившись от языческого заблуждения к Иисусу Христу и приведя к истинной вере отца и мать, она посвятила себя Небесному Жениху и проводила время в посте и молитве, сохраняя девство. Когда юноша Аглаид предложил Иустине стать его супругой, то святая мученица ответила отказом. Аглаид обратился к Киприану и просил его с помощью чародейства приворожить Иустину, склонить ее к замужеству. Но как ни старался Киприан, ничего не мог сделать, потому что святая мученица молитвой и постом сокрушала все козни дьявола. Киприан всяческими заклинаниями насылал на святую деву бесов, разжигавших в ней плотскую страсть, но она изгоняла их силой Крестного знамения и горячей молитвой к Господу. Даже один из бесовских князей и сам Киприан, силою волшебства принимавшие различные обличья, не могли искусить святой Иустины, огражденной твердой верой во Христа. Все чары исчезали, и бесы разбегались от одного вида и даже имени святой девы. Разгневанный Киприан наслал мор и язвы на семью Иустины и вообще на весь город, но и тут был побежден ее молитвой. Душе его, развращенной властвованием над людьми и стихиями, вдруг открылась вся глубина его падения и ничтожества тех, кому он служил. В сердцах Киприан сказал дьяволу замечательные слова:
— О, губитель и обольститель всех, источник всякой нечистоты и скверны! Ныне я узнал твою немощь. Ибо если ты боишься даже тени креста и трепещешь Имени Христова, то что ты будешь делать, когда Сам Христос придет на тебя? Если ты не можешь победить осеняющих себя крестом, то кого ты исторгнешь из рук Христовых? Ныне я уразумел, какое ты ничтожество; ты не в силах даже отомстить! Послушавшись тебя, я, несчастный, прельстился и поверил твоей хитрости. Отступи от меня, проклятый, отступи, — ибо мне следует умолять христиан, чтобы они помиловали меня. Следует мне обратиться к благочестивым людям, чтобы они избавили меня от гибели и позаботились о моем спасении. Отойди, отойди от меня, беззаконник, враг истины, противник и ненавистник всякого добра.
После этих слов дьявол набросился на отвергшегося от него жреца и стал бить и душить его. Святой Киприан впервые испытал на себе силу Крестного знамения и Имени Христова, оградившись ими от нападении врага. После чего с глубоким покаянием он пришел к местному епископу Анфиму и отдал на сожжение все свои книги. А на другой день, придя в церковь, не хотел выходить из нее, пока не принял Святого Крещения.
Подвигом своей последующей праведной жизни святой Киприан утверждал великую силу горячей веры во Христа, искупившей все его более чем 30-летнее служение сатане: через семь дней после Крещения он был поставлен во чтеца, на двадцатый день — в иподиакона, на тридцатый — в диакона, а через год рукоположен во пресвитера (священника). В скором времени святой Киприан был возведен в сан епископа. Священномученик обратил к Иисусу столько язычников, что в его епархии некому было приносить жертвы идолам, и их капища были заброшены. Святая Иустина удалилась в монастырь и была избрана в игуменьи. Во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане епископ Киприан и игумения Иустина были схвачены и привезены в Никомидию, где после лютых мучений усечены мечом. Воин Феоктист, видя невинные страдания святых, объявил себя христианином и был казнен вместе с ними в 304 году. Зная о чудесном обращении ко Христу святого священномученика Киприана, бывшего служителем князя тьмы и верой разорвавшего его узы, христиане часто прибегают к молитвенной помощи святого в борьбе с нечистыми духами.
Со Крестом и во Христе
Вообще, Крест Христов — это самый распространенный символ христианства. Крест может быть разным — узорным, ветвистым, четырех- или восьмиконечным, выцарапанным на стене римских катакомб, венчающим купол храма, надетым на шею христианина… Но Крест всегда говорит об одном и том же — о том, что две тысячи лет назад им, Крестом, была одержана победа над сатаной.
Вопрос о почитании Креста Господня часто будоражит протестантов. Разберемся во всем по порядку. Одной из заповедей Бога, которые были начертаны на скрижалях, была одна, категорично гласящая: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой...» (Исх. 20:4-5). Эта заповедь, по сути, является продолжением самой первой: «Я Господь Бог твой... да не будет у тебя других богов» (Исх. 20:2-3). Почему такая категоричность?
Здесь следует напомнить, что для народа Израиля, которому впервые в истории человечества Сам Бог даровал знание о том, что Он Единственный и Истинный Бог, подобное предписание имело очень важное значение. Тогда евреи жили рядом с язычниками, были в постоянном контакте с ними. Евреи подвергались воздействию их культов, существенное место в которых занимало поклонение идолам — изображениям богов. Язычники верили, что идолы наделены сверхъестественной силой и поэтому способны воздействовать на природу, на людей, обеспечивать дальнейшее благосостояние и т.д.
Да и что говорить о древности, если даже сегодня продаются обереги, «ладанки» и магические символы, которые, по словам продавцов, защитят пользующихся ими от сглаза, порчи, негативного воздействия. Это сегодня, а что же говорить о жителе какого-нибудь поселка на Ближнем Востоке две-три тысячи лет назад? Тогда идолопоклонство было не просто распространено — это был самый массовый вид религии. И совершенно понятно предостережение Бога: «Не сотвори себе кумира», то есть языческого идола. Оглядываясь на другие народы, евреи рисковали затемнить веру в единого истинного Бога идолопоклонством.
Как пишет в своем блоге на сайте «Азбука веры» (www.azbyka.ru) священник Константин Пархоменко, запрещение создавать кумиров не означало, что евреи совершенно не делали никаких изображений. Например, в священной скинии — палатке — находился Ковчег Завета, на крышке которого были искусно сделаны два золотых херувима, обращенные лицами друг к другу. То, что херувимы представлялись духами без осязаемой плоти, предстоящими перед Божьим Престолом, не мешало евреям по велению Бога изображать их в виде двух крылатых фантастических животных. Там же, в скинии, стоял золотой семисвечник в виде дерева с листьями, цветами и плодами. Этот семисвечник напоминал об утерянном райском древе жизни (кстати сказать, и в православных храмах в алтаре, за престолом, стоит семисвечник).
Ни изображения херувимов, ни золотое дерево никогда не были причиной идолопоклонства евреев. Так же и первые христиане, приняв ряд символических изображений, никогда не заменяли этими изображениями или символами Бога.
Символы первых христиан
Первыми христианскими символами были: рыбка, виноградная лоза, сказочная птица феникс и многие другие. Эти символы напоминали о каких-то гранях христианского учения. Например, рыба напоминала об Иисусе Христе. Если слово «рыба» (ИХФИС) написать греческими буквами, то каждую из букв: И, Х, Ф, И, С — можно было расшифровать как И — Иисус, Х — Христос, Ф — Феу, И — Иду, С — Сотир. Из пяти букв получается пять слов: Иисус Христос Божий Сын Спаситель. Кроме того, как известно, рыба живет в воде, и христиане возрождаются к новой жизни от воды Крещения. Еще рыба является пищей, а наша истинная пища и питие — Христос, Он дал себя верующим под видом Евхаристии как пищу Нового Века. Рыбка была самым популярным символом Тайны христианской веры в первые века.
Виноградная лоза, с одной стороны, напоминала нам о том, что мы привиты к Богу, мы его ветви, с другой — наводила на мысль о вине, под видом которого мы пьем Евхаристическую Кровь Спасителя. Птица феникс, легендарное существо, по мысли людей того времени, воскресала после смерти из пепла. Так и Христос Воскрес и нас воскресит из праха.
Десятки образов мы находим у древних христиан, и никто не дерзнет сказать, что они заслонили Сам живой облик Спасителя, замечает отец Константин Пархоменко.
И первым в ряду таких древних христианских символов является крест. Крест не уводит от Бога, от Христа, он, напротив, приводит к истинному богопочитанию, раскрывая Тайну Искупления, совершенного Спасителем. Здесь уместно пояснить, что мы вкладываем в понятие символ, что мы хотим выразить, когда говорим: «Крест — символ христианства».
Для современного человека символ — это всего лишь опознавательный знак. Символ является как бы эмблемой, указывающей на что-то, с чем мы имеем дело. Так, если на двери дома или храма изображен знак креста — это означает, что это здание христиан; если крест у кого-то на шее, значит этот человек христианин.
Но символ имеет гораздо более обширное значение, чем просто значение эмблемы. В религиозной культуре символ сопричастен той реальности, которую он символизирует. Какова же реальность, которую символизирует для христиан Крест Христов? Эта реальность — Искупление человеческого рода, совершенное Господом Иисусом Христом через Смерть на Кресте.
Апостолы, принесшие миру Благую весть об Иисусе Христе, проповедовали не только Христа Воскресшего, но и Христа Распятого. И успех их проповеди с трудом поддается объяснению с житейской точки зрения. Бог всегда представляется могущественным и сильным, а здесь Бог унижен, замучен. Апостолы и сами это понимали, но настаивали на своем, проповедуя Крестную Смерть Христа: «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1 Кор. 1:18). Здесь правильнее перевести не «юродство», а «глупость»: «Слово о кресте для погибающих — глупость, для нас же, спасаемых — сила Божия».
И далее: «Ибо написано: погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну. Где мудрец? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных… Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1 Кор. 1:19-25).
Бог, дела которого невозможно оценивать по обычным человеческим меркам, избрал средством спасения не мирскую мудрость, а проповедь именно Креста. Язычники, для которых боги, описанные философами, пребывают в недосягаемой лучезарной вышине, считают Крест Христов глупостью. Для евреев, Бог которых на протяжении Ветхого Завета расправлялся с хулителями веры и врагами, слово о Кресте — кощунство, потому что показывает Бога в смирении и уничижении. Но для нас, тех, кто принял Евангелие, кто верит Евангелию, кто познал Истину, Крест — потрясающее свидетельство Любви Божией и славы.
Иисус, Сын Божий, как пишет апостол Павел, «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос...» (Флп. 2:6-11).
Таким образом, позорная казнь Иисуса — самый нижний предел Его уничижения — в действительности оказывается вершиной Его земной жизни. Вот почему для христиан Крест — орудие страданий и смерти Иисуса — стал радостным символом победы над смертью.
Официальное признание Креста Христова
Как отмечает в своем блоге отец Константин, археология и древние письменные памятники свидетельствуют, что изображения креста почитались уже с первого века, правда, широкое использование таких изображений в церковном искусстве и в богослужении появилось позже. Первоначально использование таких изображений было немыслимо хотя бы по психологическим причинам: препятствовал этому сам вид казни через распятие, повсеместно применявшейся в те времена в языческой Римской империи. Только после отмены крестной казни святым императором Константином Великим в начале IV века Церковь вводит изображения Креста в постоянный обиход. Крестами украшается богослужебная утварь, рукописи, литургические облачения.
Здесь необходимо упомянуть о совершенно уникальном событии, имевшем значение для всей истории христианства. В 312 году император Константин собирался выступить в бой против императора Максентия, жестокого и властолюбивого человека. На стороне Максентия были испытанные легионы преторианцев, у Константина же — войско гораздо меньшего количества. Борьба императоров шла за власть над Италией.
Максентий не сомневался, что победа достанется ему. Он проконсультировался с прорицательницами, принес положенные жертвы языческим богам. Константин меньше рассчитывал на победу, однако накануне сражения произошло нечто весьма необычайное. Император Константин видел (или на небе, или, по сообщению современника Лактанция, «во сне») изображение Креста с надписью «ин хок винцес», что в переводе с латинского означает: «этим победишь!»
Историки сообщают, что после этого император Константин уверенно отправился в бой и одержал победу. Рим был взят. Это произошло 27 октября 312 года.
Давайте прочитаем рассказ об этом видении у известного церковного историка Евсевия Кесарийского, современника этих событий. Он приводит слова самого Константина и описывает официальную версию случившегося. «Около полудня, когда день склонялся к вечеру (по-нашему, это около трех часов дня), император увидел выше солнца знамение креста с надписью: «ин хок сигно винцес» («сим знаком победишь»). Ужас объял его и свиту. Ночью явился ему Христос с крестом же и повелел сделать подобие его и с этим знаком выступить против своих врагов. Утром Константин рассказал свой сон друзьям, призвал художников и повелел им сделать это изображение». Далее следует рассказ о том, какое было сделано знамя.
Видел ли император Константин в действительности на небе этот знак, или это было явлением его духовного опыта, но, безусловно, имело место некое сверхъестественное событие. Во всяком случае, историки (и церковные, и светские!) отмечают, что в жизни Константина в этот день произошел некий переворот. Ранее человек осторожный в принятии таких решений, как выбор веры, он после 312 года меняется и дает христианам полную свободу, а сам им откровенно симпатизирует.
Сверхъестественное явление Креста произвело переворот в отношении Римского государства к христианству. При этом первоначально наиболее частыми становятся не изображения Распятия Христова (которые начнут преобладать лишь в эпоху позднего Средневековья), а изображения собственно Креста, без Распятого на нем Спасителя.
В IV—X веках нередко можно встретить и изображения Креста, на которых к нам простирает руки живой, воскресший Христос. Крест таким образом оказывается поистине всеобъемлющим христианским символом. С одной стороны, он причастен спасительной Смерти Христа, с другой — Его Воскресению и Прославлению.
Во многих гимнах, сложенных и на Востоке, и на Западе в это время, Крест прославляется и возвеличивается как Древо, Промыслом Божиим принесшее миру Спасение. Появляется и другой замечательный и очень популярный образ: крест был стилизован под растение, или ветвистое дерево. Таким образом, Крест Христов указывает нам на райское древо жизни.
Итак, почитание Креста всегда понималось Учением Церкви как поклонение Иисусу Христу в свете Его искупительного подвига. Крест может освящать пространство храма, пространство жилища христианина, личное пространство христианина, если он носится на груди. Крест Христов, который православные христиане всегда носят на теле, указывает нам и напоминает, какой ценой куплено наше Спасение.
Однажды отец Константин столкнулся с примечательной ситуацией в бане. Когда он зашел в парилку, один мужик в бане ему сказал, чтобы он снял крест, так как «спугнет крестом духа бани — банника». «Мы, паря, у него в гостях, он к нам с хорошим отношением (то есть дает попариться), а мы ему хамим. Ты, хоть и с бородой, но крест сыми, банника не гневи».
Итак, как мы сказали, для христиан крест — не просто оригинальный знак. Для христиан крест — символ победы над дьяволом, знамя торжества Божьего. Для нас Крест Христов неотделим от Смерти Господа нашего. Крест — это высшая точка его уничижения, и Крест же — начальная точка его прославления.
Как пишет апостол Павел: «истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, Он (то есть Христос) взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Евр. 2:14). Здесь говорится о победе над дьяволом и его слугами, а также об отмене ветхозаветного Закона, этого «рукописания», которое Спаситель пригвоздил ко Кресту. Именно поэтому «мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие...» (1 Кор. 1:23)
Как пишет тем же коринфянам апостол Павел: «Я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом Распятого» (1 Кор. 2:2); и он не хочет ничем хвалиться, «разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, Которым для меня мир распят и я для мира» (Гал. 6:14).
Здесь еще раз следует напомнить предостережение апостола Павла: «чтобы не упразднить креста Христова, ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1 Кор. 1:17,18).
Насколько благотворно созерцать перед собой Крест Христов и мысленно ежечасно сораспинаться Христу, показывает нам один исторический пример. Жил некий атеист, человек циничный и глумливый. Про таких говорят: нет у него ничего святого. На все призывы к покаянию, к исправлению человек этот отвечал насмешками и ругательствами. И вот однажды он вошел в чей-то дом и на стене дома случайно увидел изображение Распятия Христова. Под Распятием была надпись: «Вот что Я для тебя сделал, — что же ты сделал для Меня?». Этот неверующий человек был так поражен увиденной картиной, что упал перед Крестом и стал со слезами каяться за всю свою жизнь. С тех пор он совершенно переменился и стал верующим, человеком праведной жизни.
Вспомните снова слова св. Киприана, обращенные к сатане: «Если ты боишься даже тени креста и трепещешь Имени Христова, то что ты будешь делать, когда Сам Христос придет на тебя?». Многие православные священники сегодня могут вспомнить немало удивительных историй, связанных со Святым Крестом. В некоторых людях есть, видимо, что-то такое, что заставляет их от одного вида креста буквально корежиться. И неудивительно, что сегодня многие псевдохристианские секты пытаются избавиться от святого изображения. Например, секта «Свидетели Иеговы» отвергла крест еще в 30-х годах прошлого века. Вот и правительство Британии, разрешая, к примеру, гомосексуалистам носить свои символы, в это же время запрещает открыто носить главную христианскую святыню — Крест. Теперь и Н. Кречетова и С. Ряховский, видимо, решили пополнить ряды людей, противостоящих Кресту.
P.S. …Что касается поклонных крестов, установленных на подходах ко многим сибирским городам, то очень примечательна история Кемеровской области. Крест, на котором написано «Господи, спаси и сохрани Россию», в прошлом году был установлен на 31-м километре автомобильной дороги Ленинск-Кузнецкий—Прокопьевск—Новокузнецк. «Его установку инициировал губернатор Аман Тулеев, изучив опыт Тюменской области: анализ показал, что за три года в регионе на участках, где установлены такие православные символы, не произошло ни одной аварии со смертельным исходом», — сказано в сообщении сайта Кемеровской администрации.
Подготовил Александр Оконишников
"Честное слово"