[27.06.2012] Про очередных подписантов за Pussy Riot
Два слова про само письмо. Тут говорить нечего. Мне нравится актер Павел Деревянко. Но почему актер Деревянко, человек, который "еще не до конца разобрался в Православии" и "верит в человека", должен своим моральным авторитетом давить на Патриарха? Есть ли у него этот моральный авторитет, или только актерский профессионализм? Я знаю одного хорошего печника, к тому же воцерковленного. Но он не подписал. Его голос менее весом, или более?
Про вечно пубертатного Шевчука или кликушествующую Ахеджакову уже и говорить не хочется.
Но ладно эти. А то еще вылазит какой-то театрал Иосиф Райхельгауз, рассказывающий на Эхе_мск что актер Чаплин был в тысячу раз добрее отца Всеволода. Вы до сей поры знали о существовании театрала Райхельгауза? Это - большой пробел! Какой-то театрал Гинкас, "в своих постановках распинающий хлебные батоны на кресте, тем самым "показывая истинного бога толпы"". Ребята, вы в своем уме? Вы - не авторитеты ни в юридических, ни в богословских вопросах. Точка.
Порадовала лишь подпись Б. Г. Гребенщиков уникален тем, что это уже не человек, а чистый беспримесный дух. Шарик, парящий над тяжелой, как гиря, погруженной в себя землей. Его подпись будет одинаково прекрасна как под речами Ленина и мыслями Лао Цзы, так и на этикетке Портвейна "Алушта".
Гораздо интереснее другое. Как-то вдруг внезапно вновь стало модно быть верующим. Но если в конце 80-х люди ломились в храмы в побеге от бездуховного совка, то теперь они уже достаточно просветлились. Ясное дело, главная дилемма интеллигента в том, чтобы объяснить Церкви, прислужнице власти, что она, Церковь, не права. Ибо власть погрязла в коррупции, а Путин - вор.
Итак, вот он - главный вопрос:
Может ли интеллигент, будучи несогласным с властью,
ходить в храм, если Церковь - служанка проклятого режима?
Наверное лишь в том случае, если священник ближайшего храма - такой же продвинутый интеллигент. Он неубедительно объяснит, что Церковь борется не с грешниками, а с грехом, а Христос общался с грешниками, и это общение - единственный способ, чтобы те, устыдившись себя, становились праведниками. Но верит ли он сам этим словам? Не лучше ли ему, будучи честным интеллигентом, покинуть лоно Церкви? Тяжелый вопрос.
Так и хочется сказать (играет мелодия "Время, вперед!"): происходит стремительная антиклерикализация общества... 88 процентов населения поддержали письмо в защиту Pussy Riot, передает Эхо Москвы со ссылкой на собственное голосование... Да нет, это просто креативный класс театралов и прочих деятелей искусства ревнует к Церкви. От того, что интеллигенция прекрасно понимает, без народа она - ничто, пузырь мыльный, что творит она для масс. И подлинный смысл свой, величие свое имеет не сама по себе, а лишь как творец невысказанного народом.
Но массы отчего-то - с Церковью, а не с креативным классом. Если бы это было не так, если бы народ действительно переживал, - это висело бы в воздухе, в атмосфере. Поэтому дерзну сказать, что народ не согласится с подписантами. Не из-за бессердечия, а из-за того, что чует народ в этом всем какое-то грамотное надувательство. Вначале они сотворили в храме богохульство, а теперь Церковь виновата в отсутствии сострадания. Какая-то странная, чужая война.
Еще одно наблюдение. Есть такой эффект, когда человек заходит со свежего воздуха в душную комнату, и говорит: ребята, - вы что? Проветрить нужно. А те сидят, и ничего. Принюхались. Когда-то наше общество было более-менее однородно. Была одна комната на весь СССР. Сейчас общество раздроблено на кружки по интересам, которые каждый сидит в такой вот душной комнате. Одни исповедуют Болотную, другие - неоязычество, третьи - толерантность и свободу нравов. Четвертые - я в Бога верую, но Патриарх плохой.
Чистый воздух - это некий общий знаменатель, если угодно - осмысленная, проветренная временем идеология. Когда нет идеологии, то и объективности нет места, потому что не ясно, к какому месту ее прикладывать. Отсюда зачастую представители интеллигенции в своих выступлениях выглядят как комедианты, и совершенно не понимают этого, не видят себя со стороны. Потому что видят себя глазами лишь своих единомышленников.
Народ вечен как сама история. И поэтому он выбирает вечные ценности: Церковь, подвиг, Бородино, победу в Великой отечественной, Гагарина. Силу, щедрость, славу. Трех богатырей. И ему плевать, когда это было - при СССР или при царе Горохе. Народ не рубит историю на этапы, потому что он сам - история. Народ останется с Церковью, потому что он - глагол истории. А вы, господа подписанты - прилагательное. За всех вас однажды высказался подписант Жванецкий: "Я бесконечно уважаю чудовищный выбор моего народа".