[19.04.2012] Инна Выходцева: «Прежде всего – любовь!»

Многие мои друзья-артисты – со званиями и без званий, но те и другие по-настоящему народные, потому что признанные и любимые массовым зрителем – мечтали о профессии актера с детства. Заслуженная артистка России Инна Николаевна Выходцева – супруга известного, к несчастью уже почившего, великолепного актера Льва Александровича Полякова (вот только несколько фильмов с его участием: «Мичман Панин», «Дело "Пёстрых"», «Гусарская баллада», «Ларец Марии Медичи», «Щит и меч» и пр.) – не исключение.

А началось всё… с любви! Она влюбилась в сцену! Сцена притягивала ее своей таинственностью, своей волшебной непредсказуемостью. Конечно, на нее непросто взойти, сложно сделать этот первый решающий шаг из-за сильного волнения, когда кажется, что и земля уходит из-под ног. Но уж если поборол себя и взошел, то сойти с нее уже бывает сложно. Сцена манит, сцена крепко удерживает. Вот это и произошло с Инной Николаевной. Вернее, тогда просто Инной, которую еще октябренком отправляли от школы на всевозможные пионерские и комсомольские слеты, где она с выражением читала стихи и пела песни. И ведь получалось!

Ее первым учителем по актерскому мастерству стала учительница математики Вера Петровна. Инна Николаевна до сих пор с большой теплотой вспоминает эту удивительную женщину, которая и сейчас живет в Нижнем Новгороде и скоро будет праздновать свое 90-летие. Так вот, помимо того, что она преподавала в школе математику, она еще очень любила театр, и руководила школьным драмкружком. Конечно же, школьница Инна занималась в этом драмкружке, по-другому и быть не могло! Когда она училась в восьмом классе, в школьном драмкружке поставили «Золушку», в которой Инна сыграла Принца. У Инны Николаевны даже сохранилось фото, на котором она изображена в роли влюбленного в Золушку молодого человека. И когда она смотрит на фото, то всегда улыбается: «Такой смешной этот Принц!»

В десятом классе все ученики начали определяться с дальнейшей профессией. Кем быть? Совершенно ясно, что Инна Выходцева хотела стать актрисой. Да, но что по этому поводу скажут родители? И тогда Вера Петровна пригласила родителей Инны в школу. Она говорила, что Инна – прирожденная актриса, у нее безусловный талант, который нужно обязательно развивать, и она как педагог настоятельно рекомендует им позволить Инне поступить «на актерский». Мама Инны Николаевны была в панике – не таким она представляла будущее своей дочери. А вот папа отнесся к заявлению учительницы сдержанно. Кстати, интересный факт: в свое время родители Инны познакомились не где-нибудь, а в драмкружке!

Здесь нужно сказать, что Инна Выходцева еще была влюблена и в цирк. По-настоящему влюблена. Недавно мы встречались с Инной Николаевной, и она при мне в очередной раз призналась цирку в любви. В цирке нет подделки, там нельзя увильнуть, расслабиться, спрятаться за спины других артистов – там всё и всегда настоящее, уверена актриса. Особенно если речь идет об артистах-животных. Вот у кого настоящий артистический дар! Инна Николаевна рассказала, как в одном из сибирских театров в постановке «Му-Му» участвовала замечательная четвероногая артистка – собачка. Когда барыня начинала ругать Герасима, собачка вступалась за хозяина, выражая свое недовольство громким лаем. «Без всякого сомнения, эта собачка – лучшая актриса», – утверждает Инна Николаевна.

Кстати, Инна Выходцева хорошо знала самого Николая Павловича Барзиловича – тогда директора Московской эстрады, который по профессии был жонглером. Отец Инны был знаком с ним. Барзилович жонглировал мячами и часто дарил их своим почитателям и знакомым, в том числе и Инне.

Чтобы не расстраивать маму Инна подала документы в приемную комиссию госуниверситета на юридический факультет. Инна была медалисткой, поэтому в университете с ней просто провели собеседование и сказали, чтобы она непременно приходила в сентябре – им такие студенты нужны! То есть ее будущее уже вполне вырисовывалось, и Инна без излишнего волнения решила попробовать поступить «на актерское», как этого хотела ее учитель математики Вера Петровна, да и сама она об этом мечтала. Во ВГИК она подала копию аттестата. Инна Николаевна говорит, что желающих поступить тогда было 300 человек на место! Но она прошла. На одном из туров читала монолог Катюши Масловой. Инна Николаевна вспоминает, что во время чтения монолога она разве что не рыдала, из ее глаз текли и текли слезы – так ей было жаль Катюшу. После этого к ней подошли и сказали: «Нам нужен ваш аттестат, а не его копия!» И вот тогда она забрала документы из университета.

Монолог Катюши Масловой оказался знаменательным в жизни Инны Николаевны. Так она сразу для себя это определила. Ведь благодаря монологу она сумела произвести неизгладимое впечатление на уважаемых экзаменаторов, прошла очередной тур и поступила во ВГИК. Но она даже и предположить не могла, что через некоторое время ей вновь придется играть Катюшу, и эта игра в очередной раз перевернет всю ее жизнь. Она училась на четвертом курсе, когда в институте начали готовить спектакль по роману Л.Н. Толстого «Воскресение». Юлий Райзман никак не мог найти актера на роль Нехлюдова. А на параллельном курсе преподавал Сергей Герасимов, и у него учился Лев Поляков (тот самый!), которого Райзман с разрешения Герасимова и пригласил на эту роль. Инна Николаевна (ну а кто же еще!) должна была в этом спектакле играть Катюшу Маслову. Они так много репетировали, что однажды Райзман подозрительно произнес: «Что-то вы чересчур много репетируете, неспроста это…» Наверняка неспроста! Вскоре Лев и Инна поженились. Их приятели шутили: «А Нехлюдов-то все-таки женился на Катюше Масловой!»

Инна Николаевна считает Льва Полякова талантливейшим артистом. «Я в этом уверена, и вовсе не потому, что он мой супруг, а потому что он действительно гениальный», – всегда подчеркивает Инна Выходцева. Она говорит, что Лев Александрович не представлял себе жизни без театра, он любил его, а любовь, истинная любовь, не показушная – это великая творческая сила, которая возносит на вершину мастерства в любой профессии. Эта любовь позволяла ему возвышаться на сцене и поражать своей игрой зрителя.

Инна Николаевна утверждает, что одной только работы, пусть даже и настойчивой, не вполне достаточно, чтобы стать настоящим артистом. «Мы со Львом Александровичем всегда много работали над ролями, порой совсем не щадили себя, и я даже рада, что мы родились не в столице, потому что в этом случае могли бы стать, как говорил Пушкин о своем поколении, "ленивыми и нелюбопытными", и не состоялись бы в своей профессии», – уверена Инна Николаевна. Потому что праздность и леность несовместимы с мастерством. Нужно любить свою профессию, не изменять ей, снисходя до дешевых, порой гнусных ролей, которые – увы! – сегодня приходится играть многим артистам. Юлий Райзман как-то сказал Выходцевой: «Твоя самая лучшая роль в "Отце солдата"». Она растерялась: там роль-то – всего ничего. И только потом поняла, что имел в виду Райзман. Профессия актера предполагает в том числе и невидимое, духовное наполнение экрана, которое создает «эффект присутствия». Артист уже давно за кадром, но он, его игра, пусть даже эпизодическая, остаются в сердце зрителя. Это очень важно, но далеко не все актеры в полной мере владеют этим… даром. Да, именно так, я не оговорился. Именно даром, которым не будешь наделен, если нет любви.

«Кадочников, Копелян, Филиппов, – перечисляет Инна Николаевна больших артистов, с которыми ее сталкивала судьба, – что за люди! Настоящие профессионалы. И ведь никакой звездной болезни не было. А сейчас… – она споткнулась на слове, но все-таки после некоторого замешательства произнесла, – дилетанты. А сколько гонору!»

«Знаете, – вдруг сказала Инна Выходцева, – я перестала ходить на приемные экзамены. Чтобы не расстраиваться…» И замолчала. Я ее понял.

После недолгого молчания она продолжила: «В основе всего лежит любовь. Это понимаешь не сразу, иногда для того, чтобы осознать эту истину, нужно прожить всю жизнь. Ах, если бы все жили по любви! Так этого хочется… Но я понимаю: для того чтобы пребывать в любви, нужно соблюдать заповеди Божии – и тогда дастся нам. "Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей". Так говорит Бог? Вот если бы в нас была любовь, то нам никогда и никого не приходилось бы прощать, потому что там, где есть любовь, нет ни обид, ни гнева, ни огорчений. О каком всепрощении может идти речь, если даже врагов своих любишь?»

То, что происходит сейчас, по мнению Инны Николаевны, часто не поддается разумению. Подтачиваются духовность, семейные устои, сердечные взаимоотношения между людьми. На смену им приходят «либеральные ценности», главная из которых – вседозволенность. И сильные мира сего этому не препятствуют, и даже в какой-то степени это приветствуется.

«Одна актриса мне сказала: сейчас вдруг все начали говорить о духовном преображении России, но – простите меня! – я не вижу этого преображения. Напротив, куда ни посмотришь – везде духовная грязь, безнравственность, цинизм, эгоизм. Что же это, конец света наступает?»

«Что я могла ответить? – разводит руками Инна Николаевна. – Мы знаем, что будет "День Господень"! Но чтобы достойно подойти к нему, нужна любовь – нет, капля любви! Потому что если будет в нас хотя бы одна эта капля, то уже можно надеяться на милость Божию, которая не знает границ».

Инна Николаевна говорит, что нельзя впадать в уныние – это первый признак потери любви. Она берет в руки Апостол, бережно перелистывает страницы: «Вот, нашла…» И начинает читать из Первого послания апостола Павла коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит…» Вот так и нам надо жить – с любовью. Верить, надеяться и… любить. И тогда мы многое увидим в другом, добром свете, по-другому будем смотреть на многие вещи.

Слушая Инну Николаевну, я вспомнил рассказ одного своего знакомого. Он часто бывал в Москве, и однажды его спросили, как он вообще может так долго находиться в этом «тяжелом, погрязшем в грехах городе», в этой «Москве кабацкой» с ее увеселительными заведениями на каждом углу, высокой преступностью, да и вообще в этой вечной московской сутолоке?.. А он удивился, потому что ничего этого не видел и ничего об этом не знал, а все свое свободное время посвящал хождению по православным храмам, поклонению святыням, богослужению. Он видел и хорошо знал «Святую Москву»!

«Я люблю святую Москву, – как будто услышав мои мысли говорит Инна Николаевна. – Вот храм Вознесения Господнего у Никитских ворот. Его называют "Большое Воскресение". Здесь венчался Пушкин. Иной раз мне кажется, что вот сейчас сюда войдут Александр Сергеевич с Наталией Николаевной, проследуют к празднику, приложатся к праздничной иконе… Здесь же отпевали Щепкина, Ермолову, за два дня до смерти здесь служил свою последнюю службу Патриарх Тихон. Недалеко храм преподобного Феодора Студита – говорят, в этом храме венчался Суворов. Я здесь отдыхаю душой, зайду помолиться и стою, стою у икон, уходить не хочется. Храм Малого Вознесения на Большой Никитской. В этом храме служил отец Андрей, мне очень нравились его проповеди. Сейчас он служит на Алтае.

Все это – святая Москва, она величественная и глубокая, она наполнена духовностью – здесь нужно ее черпать, здесь приобретается любовь. И даже странно, что многие москвичи проходят мимо… Любви. Что же делать? Жить!… Лёвочки уже нет, сын Никита… ушел вослед ему, но, как говорит моя подруга Инна Макарова, БУДЕМ ЖИТЬ! Помня, что настоящая ЖИЗНЬ без ЛЮБВИ не-воз-мож-на!»

Протоиерей Александр Новопашин
Радонеж