[31.03.2012] Популярная Балканистика от профессора о.А.Кураева
Следи за собой. Будь осторожен...
(В.Цой)
«- Что ты знаешь об Америке?
- Что ты знаешь о России, будала? Россия - это рай».
(диалог из югославского к/ф «Билет в Голливуд»)
Люди, имеющие дело с дипломатами, а также с теми, с кем лучше лишний раз не связываться, придерживаются твердого правила: «следить за базаром». Т.е. не болтать лишнего.
Другое дело - научная дискуссия, или творческая мастерская. Тут откровенные провокации приветствуются, т.к. они могут стать неким импульсом, подталкивающим к неординарному ходу.
Провокации иногда используются и в политических целях, об этом сказано немало.
Впрочем, порою, болтовня является проявлением вовсе не хитроумного сценария манипуляции, а просто банальным «красным словцом».
Сколько из-за этих «красных словец» доставалось о. протодиакону Андрею Кураеву. И он ведь отводил от себя многочисленные обвинения, утверждая, что слово, сказанное в конкретной аудитории, вовсе не предназначалось для тиражирования, тем более, тиражирования в качестве текста печатного.
Все правильно, одно дело - аудитория, которую «нужно держать», а другое дело - печатный текст. Считается, что для того, чтобы "держать аудиторию" многие средства хороши. Многие, но не все.
Тем более, что в конце 90-х отец Андрей поставил перед собой серьезную цель: попытаться в сознании людей, ищущей истину, реставрировать икону Православия, очистить от повреждений, вызванных загрязнением поверхности. Смыть копоть «рериховщины» и очистить позднейший красочный слой «меневщины».
Надо признать, что о.Андрей проделал громадную работу, однако люди, пришедшие в Церковь благодаря проповеди о.Александра Меня, глухо сетовали на то, что «о.Андрей, дескать, конечно, прав, обличая элементы религиозного синкретизма, присущие мировоззрению покойного о.Александра. Однако, о. Андрей в своих публичных выступлениях позволяет себе настолько пошлые «хохмочки», до которых покойный о.Александр никогда бы не опустился».
К сожалению, со временем, после сверхплодотворных 90-х, наступили 2000-е, наполненные по большей части «хохмочакми». А в 10-х «хохмочки» сменились откровенными провокациями. Уместными, быть может, в научной и художественной среде, но весьма опасными в пространстве общественной мысли.
Более того, появился термин «кураевщина», термин, которым обозначается уже не просто вульгаризация проповеди до уровня «хохмочек» низкого пошиба, но и провокации, приводящие к непредсказуемым последствиям.
Одной из таких провокаций стала публикация на «Правмире».
Под видом попечения о государственных интересах России о.А.Кураев повторяет зады русо- и сербофобской пропаганды, неоднократно озвучиваемой ранее популярным в национал-либеральных кругах публицистом А.Бушковым.
На вопрос о том, чем мы сегодня можем помочь сербам, о.Андрей отвечает буквально следующее:
«Как-нибудь, да можем помочь. Молитвой, наверное, политической поддержкой. Только упаси Господь в войну из-за этого ввязываться. Россия слишком многим ради сербов уже жертвовала.
Вспомним начало первой мировой войны: из-за сербов-братушек начали. Причем братушки поступили с нами по-свински. Они же специально организовали убийство эрцгерцога Фердинанда в Сараево именно ради того, чтобы спровоцировать Австрию на неизбежное в этом случае вторжение в Сербию, а Россию на неизбежное в этом случае объявление войны Австрии, а значит и Германии. Это называется таскать каштаны из огня чужими руками, и это не очень христианская позиция. Чем кончилась первая мировая для России - все хорошо помнят, особенно в Екатеринбурге, поэтому не хотелось бы этого повторения сейчас».
Итак, причина крушения России, согласно «кураевщины», трактуется так: «Зловредные сербы - именно сербы, а не кто-то иной - спровоцировали Первую Мировую, которая стала для России роковой».
Сейчас не станем подробно расписывать связь «младобоснийцев» с масонерией, к этому вопросу непременно вернемся в ближайшей публикации, а пока просто зададим о.Андрею 4 вопроса:
Вопрос №1: какое отношение к масонской организации «Млада Босна», боевики которой и организовали покушение в Сараево, имеет Правительство Королевства Сербия?
Вопрос №2: какое отношение к масонской организации «Млада Босна», боевики которой и организовали покушение в Сараево, имеет Сербская Церковь?
Вопрос №3: какое отношение к масонской организации «Млада Босна», боевики которой и организовали покушение в Сараево, имеет Династия Караджорджевичей?
Вопрос №4: какое отношение к масонской организации «Млада Босна», боевики которой и организовали покушение в Сараево, имеет, в конце концов, весь Сербский Народ?
Вместо ответов, о.Андрей «схохмил», как уже указывалось выше, буквально следующее: «братушки поступили с нами по-свински. Они же специально организовали убийство эрцгерцога Фердинанда в Сараево».
Реалиями Сербского Королевства тех лет было следующее: власть в государстве была сосредоточена в руках правящей Сербской Радикальной Партии, возглавляемой Николой Пашичем. Ни одна другая партия не могла тягаться с этой подлинно всенародной партией. Король был символом, не более того. Единственной силой, пытавшейся диктовать свою волю безусловному лидеру нации, Николе Пашичу, были масонские организации, объединявшие в своих ложах часть офицерства. Армия, после успешных Балканских войн, была необычайно уважаема в народе, и именно армия собиралась сказать свое слово.
Естественно, к провокационным действиям, направленным против Австро-Венгрии, горячих сербских генералов подстрекали те, кто действительно привык таскать каштаны из огня чужими руками.
Странно, что о.Андрей переносит ответственность за раздувание пожара войны с тех кругов, которые были заинтересованы в пожаре, на сербский народ. Это является общим местом для всякого человека, начинающего всерьез заниматься изучением Балканского вопроса. Этого могут не знать те люди, которые не в теме, но ведь такие люди, по идее, и не дерзают публично рассуждать. Если, конечно, эти люди не заражены «кураевщиной».
Однако, продолжим цитирование очередной провокации о.Андрея.
«Есть такой миф, что сербы - это лучшая часть русской души. Это не так.
Я когда приехал в Сербию, вскоре после натовской акции против Сербии, я спросил сербов, какие выводы они сделали. Вывод оказался очень интересным: «Мы поняли, что сопротивляться Западу не надо, и если тебя насилуют, то надо расслабиться, и получить максимум удовольствия». По сербскому телевидению одна за другой шли передачи о зверствах сербской армии в Косово, и о правде натовской полицейской операции».
Что можно сказать по этому поводу?
Представьте себе, что кто-то приехал в Россию, и делает вывод об общественном мнении на основании беседы с г-жой Валерией Новодворской или подобными ей персонажами. Вот примерно такую же глубину политологического исследования продемонстрировал и профессор богословия.
Да, сербская демшиза распространяла бредовые басни про «секретные контейнеры, в которых вывозились трупы уничтоженных косоваров», про «милосердие бомбардировщиков НАТО, которые не устраивали коврового бомбометания» и т.д. и т.п. Но как может такой умный человек, каким, несомненно, является о.Андрей, на основании просмотра ультралиберального «ТК Б-92» и беседы с одним из пасомых демшизой, делать выводы «космического масштаба икосмической же глупости»?
Продолжаем цитировать выступление о.Андрея, опубликованное на «Правмире»:
«Но больше всего меня не это поразило. В последний раз, когда я был в Сербии - это был май прошлого года, точнее, это была Черногория. И в местной семинарии черногорской в Цетинье мальчик спрашивает меня. А там другие мальчики. Это у нас в семинарии учатся довольно взрослые люди после школы, а на Балканах семинарии - это ПТУ, там учатся люди с 14 лет. И вот мальчик меня спрашивает: «Скажите, а почему русский патриарх считает себя православным папой и навязывает свою точку зрения всем православным мира?»
Когда ребенок задает такой вопрос, то понятно, что это не вопрос ребенка, а позиция его преподавателя. И, надо сказать, что епископы сербской Церкви все учились в Греции. И у них очень антирусские позиции. При необходимости они скажут очень дружеские слова про Россию, русско-сербскую дружбу, но если речь заходит о серьезных межцерковных проблемах, где позиции Москвы и греков расходятся, то сербы всегда занимают антимосковскую позицию».
Во-первых, Цетинье - это, увы, больше не Сербия. Цетинье - это такой «сербский Львов», духовная столица антисербской Черногории. Даже не Черногории, а, скорее, Республики Монте Негро. В Цетинье располагается резиденция владыки Амфилохия, известного своим русофильством, но именно в этом же самом городе свили гнездо и черногорцы-сербофобы, очень напоминающие русофобов западной Украины.
Естественно, эти настроения проникают и в церковную ограду, и не только в семинарию, которую о.Андрей верно отождествил с ПТУ, но даже и в монастырь. Формат данной статьи не предполагает озвучивание имен «черногорствующих» монахов, но таковые есть. И мы знаем об их существовании.
Далее, о.Андрей сказал о том, что в случае, «если речь заходит о серьезных межцерковных проблемах, где позиции Москвы и греков расходятся, то сербы всегда занимают антимосковскую позицию».
Опять таки, как и в вопросе об отношении к масонской организации «Млада Босна», хотелось бы уточнить: что о.Андрей подразумевает в данном случае под понятием «сербы»?
Если речь идет о «духовных чадах» митр. Зизилуса, то о.Кураев, наряду с о.Шмеманом, являются наиболее читаемыми русскими авторами в среде сербских обновленцев. Выходит так, что отношение к Русской Церкви эта плеяда сербской церковной молодёжи сформировала как раз на основе знакомства с теми, кого и восприняли в качестве проявления духа нашей Церкви. Так что определенная вина в таком отношении лежит и на самом о.Андрее.
Если же говорить о серьезных сербских монахах, с которыми мы имеем счастье общаться, то для них не существует никакого выбора между духом русской аскетики и духом фанариотов-неообновленцев. Иное дело, что подвижники не состоят в богословских комиссиях...
Но ведь Православная Сербия не сводится к фанариотам из богословских комиссий да к мальчишке из церковного ПТУ города Цетинье.
Умный человек никогда не станет делать подобного рода отождествлений.
Тут - одно из двух.
Либо о.Андрей в свойственном ему духе «кураевщины» совершает провокацию. Имеющую неизвестные пока что политические цели.
Либо о.Андрей просто никак не может забыть обиды, связанной с тем, что в далеком 1999 году сербы крайне негативно отнеслись к... с позволения сказать «хохмочкам», которые уже тогда маститый лектор позволил себе во время публичного выступления в уже упоминавшемся городе Цетинье.
Ну, что ж. Сам о.Андрей неоднократно говорил о том, что «каждая культура имеет свои бельма на глазах: одни культуры не замечают одного, другим же глаза режет именно то, что для нас кажется обыденным». Грамотный умный человек, а забывает о том, что то, что уместно на капустнике, не всегда уместно на богословских собеседованиях.
Забывает о том, что пошленькие «хохмочки» могут сыграть с шутником злую шутку.
Ведь за слова придется отвечать.
Каково же ему будет повторять эти слова на последнем Суде?
Когда «хохмочки» про «свинство братушек» нужно будет пред Ликом Судии повторить в присутствии десятков тысяч душ наших соотечественников, закончивших свои земные скитания в гостеприимной Сербской земле.
И в присутствии миллионов душ сербских людей, пронесших через всю свою земную жизнь веру в то, что на небе - Господь, а на земле - Матушка Россия.
Ранко Гойкович, Павел Тихомиров
Русская народная линия