[15.03.2012] Пиар на экстремизме
Обычно известность, настигающая наших земляков, у меня вызывает лишь радость и гордость за родной Урал, будь то разведчик Николай Кузнецов или юморист Сергей Светлаков. Но вот порадоваться популярности своей землячки Алёны Щеблевой у меня почему-то не получается – слишком уж низкопробна и скандальна эта популярность.
Хотя у уроженки Екатеринбурга Алёны были все шансы стать настоящей звездой. В 2008-м году девушка окончила театрально-хореографический факультет Магнитогорской консерватории имени М. Глинки по специальности «Актер театра и кино», занимаясь у заслуженной актрисы России, затем попробовала себя в спектаклях «Женитьба Фигаро», «Ночь перед Рождеством» и даже в трогательном «Аленьком цветочке». Но затем «муза дальних странствий» поманила перспективную актрису в Москву, где началась её карьера в скандально известной группе «Pussy Riot».
Хочется верить, что «выступление» в Храме Христа Спасителя было всё-таки не кульминацией творчества Алёны, поскольку иначе становится больно за качество Магнитогорской драматургии. Не говоря уж о нравственной стороне выходки в ХХС, она не только кощунственна, но и бесталанна, и не имеет в себе ни подлинного агитационного потенциала, ни сколько-нибудь качественной иронии, ни тем более чего-то общего с искусством. Впрочем, девушки и не скрывают: подтекст их акции не столько творческий, сколько политический.
В своём блоге они приводят разные «грехи» Церкви и общества, которые их к этому подтолкнули: и «кровавый режим» Путина, и засилье РПЦ, и КГБшное прошлое церковных иерархов, и недавнее выступление патриарха Кирилла по поводу митингов, и «Мерседесы» духовенства. И, конечно, здесь можно было бы возразить, что при действительно «кровавом режиме» подобное «творчество» в подобном месте было бы невозможно. Можно было бы указать, что в своём последнем высказывании патриарх неодобрительно говорит по поводу митингов как таковых, не делая, между прочим, исключения и для провластного митинга на Поклонной горе. И в завершении попросить привести точную статистику, сколько обычных священников (включая сельских) приходится на один «Мерседес». Однако беда в том, что всё это говорить, похоже, бессмысленно. Этим девушкам не нужны доводы, им был нужен только повод для эпатажной пиар-акции, во время которой можно выплеснуть всю злость, которая была у них в душе.
Никто не спорит: право выражать своё мнение есть у каждого, а РПЦ, как и любой другой общественный институт, в демократическом обществе может подвергаться критике. Однако между критикой и оскорблением всё же существует достаточно весомая разница. Попытка выразить своё недовольство по поводу позиции церковного руководства выглядела как практически плевок в лицо не только находившимся в ХХС прихожанам, которые по мнению выступавших «ползут на поклоны», но и десяткам тысяч простых верующих, наблюдавших «панк-мобелен» в сети и по телевидению. Танцы у алтаря, визги, перемежаемые нецензурной бранью и откровенное презрение к униженным и растерянным работникам храма, пытавшимся остановить творящийся беспредел, свели на нет и без того не особенно глубокий смысл песни.
Словом, и с культурной, и с нравственной стороны оценка акции однозначна, а с юридической находится где-то между хулиганством и экстремизмом. Конечно, «певиц» в каком-то смысле можно понять. Романтический ореол диссидентства, вкус свободы, известность легко вскружили голову приехавшим из провинции в столицу внутренне незрелым, но амбициозным девчонкам. Может быть, некоторые из них действительно поверили, что та «карманная богиня», которой они посвятили свой «панк-молебен», действительно примет и оправдает каждую их прихоть: от гей-парада до нецензурщины. Меня скорее тревожит другое: незрелость либо неоправданная агрессивность всего протестного движения.
«Свободу «Pussy Riot» можно назвать теперь одним из самых популярных лозунгов оппозиции, наряду с «Не забудем, не простим» и «Россия без Путина». Очень многие из завсегдатаев митингов, как оказалось, абсолютно солидарны с панк-феминистками, и на чём свет стоит поносят в своих блогах «ЗАО РПЦ». Недаром, видя эту спайку, известный журналист Максим Шевченко в своём блоге заметил, что «осквернение храма Христа Спасителя девками из группы Pussy Riot и почти поголовная (судя по Твиттеру) поддержка этой акции «болотными» активистами – это открытое объявление войны всем народам нашей страны, их вере и отношению к жизни и смерти».
Скажу честно, что, хоть я себя и не причисляла к оппозиционерам, в данный момент мне больнее всего именно за наших «недовольных», деградировавших до такого уровня, что они готовы расхватать на лозунги кощунственные выкрики распоясавшихся хулиганок. Выражение любых политических взглядов и любой гражданской позиции достойно уважения, если не сочетается с откровенной глупостью или подлостью. Здесь же, похоже, возможен либо тот, либо другой вариант: глупость — если оппозиция считает действия «Pussy Riot» идеальной формой выражения протеста, и подлость — если митинговые активисты попросту использовали в своих целях неразумных девчонок.
К сожалению, в пользу второй версии говорит многое. В частности, во время самой акции с феминистками в храм вломилась внушительная «группа сопровождения» из помощников и журналистов. Именно на это, кстати, обращает внимание заместитель главного редактора журнала «Фома» Владимир Гурболиков.
— В открытое для людей, практически не охраняемое помещение «верхнего» храма вовсе не какие-то пять глупеньких девчушек проникли. А ввалилась толпа — группа поддержки и журналистский «пул»... Почему об этом столько умного народа, включая православных моих братьев и сестёр, так упрямо умалчивает? Особенно меня поражает это молчание со стороны моих коллег-журналистов, которые никак не оценили действия своих коллег... Я бы на месте редакторов и репортёров каналов и СМИ, которые информационно поддержали эту дрянь в храме, уже давно бы уволился. Без них акции бы не было. Они получили заранее информацию о готовящемся шабаше и с самого начала взахлёб бросились освещать шабаш. Вопрос о том, что было не несколько несчастных девочек, а целая толпень народа, почему-то тоже тщательно «замазан», — отмечает он.
Видеть, как используют людей — пусть запутавшихся, но искренних, всегда тяжело, особенно когда это касается земляков. Правда, близкий друг Алёны по Магнитогорскому Театру драмы Игорь Панов уверяет, что в акции девушка не участвовала, тяжело переживает случившееся, а в команду попала в надежде заработать, так как группа «поддерживается финансово» (что подтверждает, кстати, версию о сознательно заготовленной провокации). Правда, на страничке Алёны в социальной сети следов раскаяния и переживаний не видно. Вся её страница усеяна лишь сообщениями о непрерывном пикете за освобождение «Pussy Riot». Одиночный пикет такого рода уже был проведён 8 марта в Екатеринбурге напротив здания ФСБ. Словом, эксплуатация выходки, вызывающей у стороннего наблюдателя лишь отторжение, продолжается, а «уралочка» Алёна, к сожалению, не прекращает участвовать в этом.
Мария Некрасова