[20.04.2009] "Секта - это не оскорбление, а констатация"
Как уже сообщалось, хабаровский суд признал экстремистским материалом листовку "Осторожно: секта! "Международное общество сознания Кришны", выпущенную региональным отделением организации "Молодая гвардия". Листовку раздавали члены "Молодой гвардии" и хабаровские студенты жителям города во время "Фестиваля культуры Индии", организованного кришнаитами в одном из парков в июле 2008 года. В отношении некоторых молодых людей, раздававших листовки, было возбуждено уголовное дело. Спустя полгода суд усмотрел в их действиях наличие экстремизма, – в частности, в самом применении к кришнаитам слова "секта".
В связи с этим прецедентом, ИА Regions.ru обратилось к православным священнослужителям и экспертам с просьбой ответить на вопрос: допустимо ли использование слова "секта".
Как заметил клирик Спасского собора г. Минусинска Красноярского края священник Сергий Круглов, "слово "секта" к обществу сознания Кришны применять действительно некорректно. Даже если не обращать внимания на то, что это слово негативно окрашенное, – его обычно относят к "осколкам" больших христианских деноминаций", – отметил он. "Но что важнее, употреблять слово, которое стало обидным, надо как можно осторожнее. Надо помнить одну простую вещь: обличением и руганью ко Христу привлечь нельзя. Силуан Афонский советовал миссионерам интересоваться верой той среды, к которой проповедуешь, находить там что-то хорошее, и говорить: "Вам недостает лишь знания о Христе"", – добавил священник. По его мнению, раз слово "секта" оскорбляет носителей каких-то верований – "значит, христианам не стоит употреблять его, если они хотят привлечь к себе". "Мы все же люди Христовы: не стоит уподобляться политикам, делающим резкие заявления", – заключил отец Сергий.
Между тем, известный православный публицист и миссионер, насельник Свято-Введенского монастыря в Иванове иеромонах Макарий (Маркиш) придерживается иного мнения. По его мнению, термин "секта" имеет полное право на существование.
"Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев по крайней мере в одном из своих выступлений употребил такую негативную характеристику сознания нашего общества, как "правовой нигилизм". Мне досадно за ребят из "Молодой Гвардии", подпавших под обвинительный приговор: надеюсь, что они ни в чем не виноваты и что решение будет пересмотрено судами высшей инстанции. Но надо понимать, что такие судебные разбирательства полезны, потому что они стимулируют общественное мнение, мобилизуют его в верном направлении: приучают думать не о том, что кому нравится или не нравится, а на то, как устроен российский закон и как нам жить в соответствии с этим законом. Но поскольку я не судья и не принимаю решение, я могу только пожелать, чтобы суды вышестоящей инстанции, с опорой на солидную историческую, религиозную, религиоведческую, лингвистическую информацию вынесли авторитетное суждение, которое прояснило бы полемику по этому вопросу", – сказал он.
"Мне же кажется несомненным, что понятие "секта" в языке существует и имеет полное право на существование. К евангелическим и другим протестантским группам я бы это слово применять не стал: протестанты честно проповедуют свою религию, хотя и ошибочную, и целенаправленным разрушением личности не занимаются. Я бы называл сектами те организации, которые либо носят характер деструктивный, либо построены на обмане. Такие группы, как "Свидетели Иеговы" или кришнаиты, разумеется, подпадают под это понятие. Кришнаиты, скажем, называют себя индуистами: это неправда и они это прекрасно знают", – добавил отец Макарий. "Надо добавить, что нечто вроде сект возникает и внутри Православия – в группах вокруг лжестарцев, манипулирующих людьми", – заключил он.
В свою очередь директор Правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора Роман Силантьев высказал мысль, что "секта" – совершенно нейтральное обозначение определенного понятия. "Многие слова не являются юридическими терминами, но это не значит, что сами явления, которые этими словами обозначаются, не существуют. Секты есть. Я даже не уверен, что это слово всегда имеет негативную окраску: например, южные направления буддизма называют себя сектами и ничуть не смущаются. Секты назывались сектами и в XX, и в XIX веке, – странно, почему сейчас вдруг стали возражать против этого слова", – сказал он.
"Секта – нечто отрезанное от основной части. Это не оскорбление, а констатация. В научной литературе термин также широко распространен. А как называть секты по-другому? Помню, ранее пытались назвать как-то иначе ваххабитов, но после многочисленных попыток создать многоэтажные конструкции отчаялись и вернулись к слову "секта"", – заключил православный правозащитник.