[20.01.2012] Деятельность возникшей в Казахстане секты Алля-Аят в Алтайском крае.

20 января газета "Алтайская правда" публикует итоги авторского расследования Тамары Логиновой по вопросу деятельсти в Алтайском крае возникшей в Казахстане секты Алля-Аят (издание называет ее Аллэ-Аят). В начале 2011 года сайт "Банкфакс" публиковал материал о деятельности сектантов в Республике Алтай.

Материал основан на информации, предоставленной изданию неназванными сотрудниками ГУ МВД России по Алтайскому краю. Они сообщили "АП" о результатах проверки, проведенной в Локтевском районе, в отношении деятельности группы, куда входят последователи оздоровления по методу сектантов. Проверка была вызвана вопиющим фактом - в сентябре 2011 года от менингита скончалась 40-летняя жительница села Георгиевка Локтевского района Татьяна В.

Как выяснилось, признаки болезни проявились еще весной. Но женщина не обращалась в больницу, так как считала себя последовательницей метода оздоровления "Алля-Аят", несколько лет практикуемого в селе. Местные "аятовцы" убедили Татьяну, что она страдает аллергией на бумажную пыль, и лечили ее так называемым эткен-чаем. То есть обычным черным байховым, который можно купить в любом продмаге, только еще смешанным с молоком и солью. Естественно, такое лечение не избавило ее от мучений. Но и когда женщина все-таки пошла к врачам, она рассказала не всё.

По словам заведующей местным фельдшерско-акушерским пунктом, Татьяна обратилась к ней с жалобами на головокружение, слабость, шаткую походку 31 августа 2011 года. При этом скрыла, что болеет давно и уже несколько месяцев страдает от насморка и кашля, а в течение последней недели появились еще и тошнота, рвота.

1 сентября Татьяну В. госпитализировали в неврологическое отделение Локтевской ЦРБ, затем в терапевтическое, а потом в реанимацию, где она пролежала до 16 сентября. Состояние не улучшалось, и Татьяну отправили в Барнаул в краевую больницу. Но и здесь ей уже не смогли помочь, из-за начавшегося сепсиса женщина скончалась. О реальном диагнозе, приведшем к летальному исходу, издание не сообщает.

История с гибелью жительницы Локтевского района далеко не единственная и не первая в регионе, убеждает "Алтайская правда". Рубцовчанка Ксения З., 1985 года рождения, убежденная последовательница "Алля-Аята", 23 июля 2008 года в тяжелом состоянии была доставлена "скорой" в МУЗ "Городская больница N1", где у нее произошел выкидыш. 10 июля 2008 года Ксения обращалась в МУЗ "Городская больница N3" для постановки на учет по беременности. По заключению врачей этого медицинского учреждения, она находилась "на четвертом месяце". Так как Ксения болела сахарным диабетом и у нее ещё было зафиксировано высокое артериальное давление, ей рекомендовали срочную госпитализацию. Однако она написала отказную от медицинской помощи, которую мотивировала тем, что является членом организации "Аят", действующей на территории Рубцовска, а в соответствии с её канонами запрещается лечиться традиционными методами, посещать медицинские учреждения, употреблять лекарственные препараты и прибегать к помощи квалифицированных врачей.

Есть случаи более давние. В 2000 году умерла пятнадцатилетняя Евгения З. из Рубцовска. С 1993-го она болела красной волчанкой, возникшей на фоне перенесенной ангины. Болезнь протекала тяжело, требовалось постоянное лечение и наблюдение квалифицированных врачей, Евгения много времени проводила в больницах. В 1999 году её мать, узнав от своей знакомой, что в Рубцовске занимаются лечением тяжелобольных людей целители "Аята", повела свою дочь туда. Ей пояснили, что методика, которую практикуют в "Аяте", относится к нетрадиционной медицине и при соблюдении ряда условий может обеспечить положительный результат. Требовалось "всего лишь" отказаться от каких-либо лекарственных препаратов, в том числе гормональных, от посещения врача, от любых традиционных методов лечения. Надо было только пить черный (байховый) чай с солью и молоком, смотреть на солнце, находясь под прямыми его лучами, регулярно посещать сеансы лечения "Аят". Мать Евгении, видимо, надеясь на чудо, согласилась. В течение восьми месяцев, с августа 1999 года по март 2000-го, девочка посещала "Аят", строго соблюдала все условия лечения и говорила, что хорошо себя чувствует.

Однако участковая врач-педиатр, видя, что ей все хуже, настойчиво предлагала госпитализацию. Тогда мать собственноручно написала отказ, указав, что дочь лечится у целителей "Аята". В начале марта 2000 года, когда болезнь Евгении еще более обострилась, мать снова обратилась к "целителям", а не в больницу. После этого активисты-аятовцы практически каждый день, иногда даже ночью, лечили Евгению при помощи всяких жестикуляций, не прибегая к лекарственным препаратам.

И утром 23 марта 2000 года мать отправилась не к врачам, а в "Аят", где и рассказала о дальнейшем ухудшении состояния дочери. Там снова посоветовали не обращаться к врачам и вскоре сами пришли и опять начали "аятить". Когда мать все-таки вызвала "скорую помощь", девочка была уже мертва.

Вся эта дикость происходила на глазах у родственников, и они пытались образумить мать больной девочки, но та никого не желала слушать. По мнению любого здравомыслящего человека, методика аятовского "лечения" по меньшей мере несерьезна. Почему же люди попадают под влияние "Аята", можно ли их от этого уберечь?

История "Алля-Аята" доступна для любого желающего. В 1990 году деревенский шофер Фархат Абдуллаев объявил себя "посланцем внеземных сил". Затем произошло "чудо второго пришествия" в городе Чундже Алма-Атинской области. По одной из легенд, о своем "даре" Фархат узнал после автомобильной аварии. По второй - однажды ночью к нему спустился с небес сам пророк Джабраил и нарек его Творцом: якобы именно он, Фархат, вместе со своей женой Ниной должны слепить из глины Адама и Еву, от которых пошло все живое на земле. Но поскольку лепить больше не было необходимости, на него снизошел дар исцеления уже "сотворенных" в виде фантастической "формулы жизни" от солнца.

Последователи именуют Фархата и его супругу "истинными родителями рода человеческого", приписывают им божественные свойства. С момента "озарения" Фархат якобы знает о каждом больном человеке на земле всё и может излечить методом, именуемом "Аят" (управляемый Фархатом энергетический поток солнца). Он включает в себя три основные части. Первая заключается в том, чтобы по десять раз в день произносить "формулу жизни" - набор слов и цифр; вторая - лечение лучом солнца (продолжительно смотреть на светило); третья - употреблять эткен-чай.

В аят-центрах распространяется печатное издание - журнал "Звезда Селенной", а "ученики создателя Фархата" возложением рук на тело пациента "лечат" для "очистки крови". Количество необходимых для выздоровления сеансов не указывается, больного лишь предупреждают о том, что лечиться необходимо, пока не станет лучше. При этом в случае ухудшения аятовцы ответственности на себя не берут. Во всем оказывается виноват сам пациент, так как он не в состоянии "выдержать" энергию солнца из-за скопившейся в нем негативной энергии.

Движение в России существует стихийно, не зарегистрировано в Министерстве юстиции. В Алтайском крае центры в виде домашних групп работают в Змеиногорском, Локтевском, Новичихинском, Поспелихинском, Славгородском, Кулундинском районах, в Рубцовске, Барнауле.

По запросу начальника подразделения управления ФСБ по Новосибирской области было проведено комплексное медицинское исследование печатных изданий и электронных носителей информации, распространяемых членами незарегистрированной религиозной организации "Алля-Аят" на территории РФ.

Эксперты - сотрудники Новосибирского государственного медицинского университета - пришли к выводу: представленные для изучения и анализа материалы могут негативно воздействовать не только на психическое, но и на соматическое здоровье человека. Наиболее опасными последствиями воздействия на психику человека являются возможные проявления трансоподобных измененных состояний сознания, которые могут спровоцировать психотические расстройства, импульсивные действия, суициды. Не говоря уже об ущербности категорического отказа лечиться с помощью официальной медицины. К неутешительным выводам пришли и специалисты управления Росздравнадзора по Алтайскому краю, рассмотрев материалы деятельности структуры "Алля-Аят". О характере выводов издание не сообщает.

Однако правовую оценку деятельности групп может дать лишь суд. Увы, пока на территории Сибири нет ни одного судебного решения, касающегося Фархата и его последователей, утверждает "АП" (в августе 2011 г. Новосибирским облсудом по иску прокуратуры был начат процесс о запрете секты, итоги суда неизвестны - БФ). Зато, по данным "АП", есть так называемые отказные материалы в возбуждении уголовного дела - мол, нет доказанной причинно-следственной связи.

Как считают сотрудники ГУ МВД России по краю, проблема в том, что некоторые аятовцы хорошо юридически подкованы, умело пользуются пробелами в российском законодательстве. И поймать за руку целителей-надомников очень сложно, так как действующих механизмов правового воздействия на псевдорелигиозные группы, работающие в таком формате, по оценке неназванных алтайских полицейских, фактически нет.

Издание упоминает, что в Казахстане, на родине создателя секты, движение "Аят" решением суда объявлено вне закона "как подрывающее безопасность государства посредством нанесения вреда здоровью населения". С иском к общественному объединению "Аят самопознание" и предложением о запрещении его деятельности на территории Республики Казахстан, в том числе распространения и пропаганды лечения людей по методу "самооздоровления" через СМИ, в интересах государства выступил прокурор Астаны. Иск его был удовлетворен. Существенными доказательствами были признаны выводы казахстанских медицинских экспертов, практически идентичные заключениям сибирских специалистов в этой области.

Издание приводит цитату из неназванного документа: "Существует потенциальная возможность ухудшения психического и физического состояния для лиц, вовлеченных в деятельность данного движения и (или) подвергнувшихся его воздействию. Несанкционированное и нелегальное использование психотехнологий с изменением состояния сознания может нанести вред психическому и физическому здоровью..."

Кроме того, процедура, сопровождаемая прямым воздействием солнечных лучей на орган зрения, "может вызвать патологические состояния глаза: электроофтальмию, ожог сетчатки с развитием центрального хориоретинита и последующей дистрофии, т.е. нанести тяжелый физический ущерб". Вывод: "данная практика носит псевдоцелительский характер, более того, она осуществляется лицами, не имеющими медицинского образования, вне условий специализированных лечебных учреждений, без соответствующего оформления медицинской документации, т.е. не отвечает требованиям законодательства Республики Казахстан о лицензировании и о системе здравоохранения; практика, используемая в движении (учении) Фархат-ата, не имеет какого-либо научного обоснования и целиком и полностью основана на откровениях основателя движения и его ближайших последователей.

Деятельность движения (учения) Абдуллаева Ф.М. (Фархат-ата), также именуемого "Аллэ-Аят", направленная на использование психотехнологий, изменяющих сознание, обеспечивающая повышенную внушаемость и возможность вовлечения значительного количества граждан, обратившихся за помощью в ряды последователей данного движения, влечет за собой угрозу вреда здоровью людей. У лиц, непосредственно вовлеченных в деятельность движения и (или) подвергнувшихся его воздействию, могут возникнуть болезненные последствия воздействия в виде ущерба в структуре личности. Они выражаются в разрушении социальных связей, отрицательном отношении к лицам, не вовлеченным или противодействующим активности лидеров движения, в возникновении психического расстройства в виде синдрома посттравматического стресса, деструкции наиболее сложных когнитивных (мыслительных) структур, снижении критики, упрощении структуры интеллекта и эмоций. Такие новые качества психики в международной классификации болезней классифицируются как "Зависимое расстройство личности". У лиц после дополнительных стрессовых факторов могут развиться индуцированные психозы и обостриться хронические психические заболевания, если они ранее имелись. Применение вышеназванных методов воздействия на граждан может привести к возникновению у них психических и соматических заболеваний".

БанкФакс