[29.12.2011] Псевдомедицинские секты, оккультные целительские практики и психокульты: социальные и пастырские аспекты

Заключение четвертой встречи межправославного совещания Центров по изучению новых религиозных движений и деструктивных культов 06-09 октября 2011, Фессалоники, Греция.

I. Введение

Мы, собравшиеся здесь, члены и представители центров по изучению новых религиозных движений и деструктивных культов, прибывшие из большинства православных государств и поместных Церквей (Греции, России, Кипра, Сербии, Болгарии, Польши, Чехии и Словакии Беларуси, Украины, Критской Церкви), провели наше совещание, чтобы обсудить социальные, медицинские, духовные и пастырские аспекты проблем, создаваемых так называемыми «альтернативными терапиями», которые, помимо прочего, оказывают негативное влияние на образ жизни и моральные ценности человека и искажают Православную веру.

Наша встреча, в которой приняли участие более 110 представителей вышеперечисленных стран и Церквей, прошла с 6 по 9 октября 2011 года в конгресс-центре Культурно-Образовательного Института им. святого Григория Паламы Фессалоникийской митрополии в Пилее, Греция, при любезном гостеприимстве его Высокопреосвященства, митрополита Фессалоникийского Анфима.

Участники встречи, специалисты и эксперты в области новоявленных сект рассмотрели вопрос: «Псевдомедицинские секты, оккультные целительские практики и психокульты: социальные и пастырские аспекты».

Выслушав научно обоснованные выступления и доклады, обсудив их, а также тщательно и всесторонне рассмотрев заявленный вопрос в пяти рабочих группах, мы пришли к следующим выводам (наблюдения, заключения и предложения), которые мы считаем необходимым довести до сведения священноначалия наших Церквей, законодательных и правоохранительных органов наших стран, а также медицинских и общественных организаций.


II. Проблемы оккультных целительских практик и психокультов.

Псевдомедицинские секты, или «альтернативные терапии», являются составляющей движения «Нью Эйдж» («Новой Эры»), которое распространяет оккультизм в области охраны здоровья и личностного развития, провозглашая «исцеление» телесных и психических заболеваний. Медицина «Нью Эйдж», известная также как альтернативная медицина, использует альтернативные целительские практики для исцеления «тела, разума и духа» «холистически», то есть как единое целое, часто претендуя на свое превосходство и даже полностью отвергая академическую научную медицину.

Сегодня существуют сотни альтернативных «целительских систем» и психокультов, и их число растет тревожащими темпами. Альтернативные «целительские» практики основываются на системах мышления, являющихся по своей сути магическими, и на ненаучных принципах и методах. Альтернативные «целительские методики» основываются на оккультизме и магическом способе мировосприятия. Цель альтернативного «целителя» - «преумножить и уравновесить энергию Вселенной» (никто из подобных «целителей» не определил ее природу и не дал обоснования этому понятию) для использования в исцелении: считается, что заболевание начинается не в физическом теле, а на некоем «энергетическом» уровне, и должно исцеляться «энергетически», а не физически.

Альтернативный «целитель» содействует «потоку невидимой космической» энергии, удаляя так называемые «энергетические блоки» или «энергетические барьеры», и таким образом обещает исцелить всевозможные заболевания, от самых незначительных до совсем неизлечимых. Альтернативный «целитель», который обычно является харизматической личностью без какого-либо медицинского образования или, в редких случаях, врачом, не применяющим никакие из полученных в мединституте знаний, приобретает роль мага-жреца, которая якобы придает ему абсолютное могущество. Считается, что если исцеление не удается, то это не потому, что теория ошибочна, а потому, что методика была неправильно применена или потому, что пациент сопротивлялся исцелению по «кармическим» или другим причинам. Альтернативные «целители» прилагают огромные усилия к тому, чтобы представить свои практики научно обоснованными, и тем не менее их антинаучная суть систематически раскрывается многочисленными медицинскими и научными организациями Европы, Австралии и Америки, а также видными врачами и учеными всего мира.

Хотя альтернативные целительские практики хорошо изучены и часто именуются «целительской магией» и «проявлением оккультизма», тем не менее они являются стремительно развивающейся индустрией, распространяющейся очень быстро через сеть различных групп, обществ и федераций холистических «целителей», «целительских групп», деструктивных сект и психокультов, которые обещают физическое и психическое здоровье, самопознание, самореализацию и саморазвитие. Семинары, конгрессы, «целительские мастерские», фестивали, открытые встречи, гигантские рекламные щиты на дорогах, теле- и радиопередачи, журналы, газеты и различные публикации, реклама по электронной почте и интернету, веб-сайты, продажа оккультной продукции в аптеках и реклама альтернативных методов в университетах, организациях, фирмах, больницах, поликлиниках, медицинских центрах, центрах здоровья и врачебных кабинетах - все это сформировало общественное мнение, принимающее оккультные методики как эффективные практики исцеления, равноценные, если не превосходящие, практики научной медицины.

Так, современные люди все более склоняются к принятию оккультных движений и восточных религиозных верований, встроенных в альтернативные методы исцеления. Проблему усугубляет растущее число врачей, продвигающих альтернативные «терапии» ради материальной выгоды или в силу личных убеждений. Еще большую опасность представляет тот факт, что многие православные священники оказываются обманутыми альтернативными целителями и проводят обряд освящения в центрах, школах и на фестивалях альтернативных «терапий» или же своим присутствием на таких мероприятиях создают видимость признания альтернативных «терапий» православной Церковью. Зачастую врачи и представители других медицинских профессий используют и продвигают альтернативные целительские практики и практики псевдомедицинских культов в целях получения выгоды.

Распространители оккультных «целительских» практик пытаются проникнуть на национальные и международные конгрессы ученых, врачей, психиатров и психологов. Частные учебные заведения, связанные с деструктивными культами, предлагают уроки по освоению оккультных целительских практик, таким образом, делая ситуацию неконтролируемой. Дети в некоторых частных школах обучаются и посвящаются в оккультные целительские методики якобы для расслабления и поддержания здоровья. Психокульты организуют семинары для родителей и учителей, а также для детей и студентов, обещая повышение успехов в школе, снижение стресса, разрешение проблем поведения и быстрое и эффективное обучение.

Психотерапевтические культы (психокульты) являются разновидностью деструктивных сект психотерапевтической ориентации и обладают следующими характеристиками:

а) они основаны на многочисленных и разнообразных психологических и/или псевдопсихологических теориях, перемешанных с элементами альтернативных и оккультных движений и практик, а также восточных религий;

б) они используют методы и практики психотерапии, являющиеся сомнительными с научной точки зрения, недоказанными, магическими, а зачастую унизительными для личности и абсурдными;

в) они основаны на «холистическом» (целостном) видении человека, мира и психического заболевания;

г) они представляются как группы психотерапевтов, консультантов, тренеров по жизни (life coaches), якобы помогающих развитию личности, достижению успеха, самопознанию и т.п.;

д) их члены идеализируют психологию, психотерапию и конкретные концепции, технические приемы, методики, вне данного сообщества не имеющие никакой ценности и не признанные академической наукой;

е) уроки, тренинги и семинары, проводящиеся ими сегодня в большом количестве (например, по методу Сильва, по нейролингвистическому программированию, по «исцелению» через искусство), часто используются как механизм вербовки новых членов в различные организованные группы;

ж) вовлечённые в эти группы люди становятся ведомыми и часто подвергаются манипуляциям со стороны организаторов тренингов и впадают в зависимость от лидера и/или группы;

и) вовлечённым в эти группы людям приходится посещать бесконечные серии уроков, что наносит им не только психологический, но и материальный ущерб вплоть до полной потери контакта с реальностью.

Многие лидеры психокультов вдохновлялись сайентологическими идеями, и сама сайентология, как утверждают некоторые исследователи, начиналась как психокульт.

Альтернативные псевдотерапии чреваты опасностями, которые могут причинить серьезный ущерб разуму, телу и духу. Помимо прочих, описаны следующие опасности: ущерб здоровью, депрессия и эмоциональные срывы, приступы паники, нервные срывы, психоз, осложнения и усугубление заболевания, одержимость и даже смерть или самоубийство. Проблема альтернативных «целительских» практик и психокультов является весьма серьезной, и борьба с ними – дело государства, медицинских организаций и учреждений, всего общества и Церкви.


III. Πастырские аспекты

1) Существуют «целительские методики», являющиеся определенно оккультными, такие, как, например, Рейки. Здесь недвусмысленно можно проследить непосредственную связь между практическими методами и их теоретическим (оккультным) обоснованием. Любой православный верующий с минимальным знанием катехизиса понимает, что он не может и не должен участвовать в таких мероприятиях, дабы не подвергнуться влиянию демонических сил. Однако есть и такие «терапии», где связь между теорией и практикой не очевидна с самого начала или специально утаивается. В этих случаях мы рекомендуем людям быть особенно бдительными и стараться узнать, на какой теории «терапия» основана, каковы ее теоретические и мировоззренческие предпосылки и подтекст, а также каким способом она осуществляет исцеления – когда таковые случаются. Необходимо отметить, что православный верующий не ищет исцеления любой ценой. Ведь и демоны «творят чудеса ложные», то есть якобы «исцеляют»; и неопятидесятники утверждают, что они могут исцелять. Но чьей силой? Сам по себе акт «исцеления» не является критерием, гарантирующим правильность и безопасность метода исцеления, более того, создает видимость исцеления для последующего привлечения клиента вновь и вновь. Сами утверждения об исцелении ни о чем не говорят, поскольку некоторые обманутые «целителями» люди начинают сами утверждать, что такие болезни, как рак или СПИД, исцелили, применяя уринотерапию или иные безумные методы.

2) Опасность таких «терапевтических методов» с точки зрения спасения души – помимо их опасности для физического здоровья – состоит главным образом в том, что они угрожают растлить православный дух, образ мышления и мораль, являя собой мост, вводящий ничего не подозревающих людей либо в псевдовосточные секты, либо приобщая их к языческому мировосприятию, оперирующему такими понятиями, как вселенская энергия, прана, ци, аура, чакры и т.п. Эти термины являются ключевыми концептами мироотражения тоталитарных сект, следовательно, путь пациента клиники «альтернативной медицины» в тоталитарную секту становится значительно короче.

3) Опасные заблуждения с неприятными последствиями для верующих, остающихся без пастырской поддержки, возникают, когда:

а) православный священник, по неведению или из корыстных соображений, совершает обряд освящения в центре «альтернативных терапий». Такие обряды и их фотосъемка почти всегда используются этими центрами для обмана граждан: будто бы «целитель» имеет благословение священнослужителя;

б) то же самое случается, если какой-либо известный церковный деятель, обычно по незнанию, использует методы «альтернативных терапий» или рекомендует их другим;

в) многие духовники, не осознавая связи этих методов с оккультизмом, в ответ на вопросы верующих не могут объяснить опасности этих методов;

г) альтернативные «целители» проникают в православную среду и обращаются с выступлениями на различных мероприятиях или семинарах (например, в «Школах для родителей»), организованных церковью или с участием церкви.


IV. Образ мышления приверженцев «альтернативных терапий» и православное христианское мышление

Неуправляемая и необузданная индустрия «холистической медицины» быстрыми темпами распространяется по всему миру. Воспользовавшись нынешним ростом числа заболеваний и страданий в жизни человека, она проникает в жизнь людей, обещая просто и быстро облегчить их участь.

Так называемые альтернативные «терапии» основаны на идеях и различных языческих учениях и современном оккультизме в целом. Убеждения, теории и методики так называемого холистического лечения движения «Нью Эйдж» не являются чем-то новым, а представляют собой издавна известную практику магизма.

Создатели и распространители альтернативных «методов терапии» провозглашают, что одно лишь самопознание предоставит нам ключи к жизни и смерти.

В качестве средств исцеления, среди прочего, предлагается лечебное голодание, гипноз, занятие спиритуалистическими методиками и приемами, использование лекарственных трав и лекарств на растительной основе вместо так называемых «ядовитых препаратов современной медицины».

Большинство методов и приемов альтернативных «терапий» глубоко пропитаны ложной духовностью и являются смесью восточного мистицизма, магии, шаманизма и антихристианских воззрений «Нью Эйдж». Так, они используют методы и технические приемы, являющиеся не только сомнительными с точки зрения науки и академической медицины, но в значительной степени теоретически и практически основанные на практиках спиритизма. Поэтому те, кто прибегает к таким методам, осознанно или неосознанно посвящаются в учения, несовместимые с православной христианской верой и, безусловно, вредные для собственного здоровья.

Альтернативные методы «лечения» и здорового питания, которые сегодня широко рекламируются многочисленными группами, организациями и системами, незаметно смещают мышление христианина. Фокусируя мысль и внимание на материальном аспекте окружающего мира, они приводят его к тому, что вся его жизнь вращается вокруг заботы о здоровье и питании. Его интересует только собственное здоровье и количество употребляемых калорий в день.

Распространители «альтернативных методов лечения» употребляют термин «лечебное голодание», который часто отождествляют или сопоставляют с соблюдением церковного поста, выборочно ссылаясь, в частности, на цитаты из святоотеческих писаний. По словам «целителей», целью такого «поста» является «самоочищение», «самоисцеление», «познание и принятие с любовью неизвестных нам до того момента сторон нашей личности». Из вышесказанного можно сделать вывод, что основной и высшей целью лечебного голодания человека является его собственное эго. То есть речь идет о чисто индивидуалистическом учении, ставящем человека в центр всего.

Пост – это не просто воздержание от определенной пищи или предпочтение одних продуктов другим, как это делают приверженцы «здорового питания». Конечно, Церковь регламентирует пищу, которую мы едим в период поста, но не потому, что считает ту или иную пищу плохой, а лишь для упражнения в воздержании. Православные верующие могут использовать одну пищу и избегать другую, в силу послушания Церкви и ее определения поста. Это означает подчинение нашей личной воли воле Церкви. Другими словами, мы проявляем послушание Христу и святым отцам-основателям нашей церковной дисциплины. Вот почему пост - это не вопрос пищи, он имеет более глубокое значение: это добродетель.

Когда альтернативные «терапии» говорят о Боге, душе и духе, их бог не имеет никакого отношения к Триединому Богу Православия. Их «бог» - бог «Новой Эры», отождествляемый с безличной универсальной космической энергией, находящейся «внутри нас», что, в конечном итоге, приводит человека к престолу Божественной воли внутри самого себя. Поэтому в их лексиконе нет понятия греха, а используются выражения, например: «злые духи» и «отрицательные и положительные мысли».

Согласно православной вере, человек черпает энергию не из Вселенной, а от Триединого Бога, Который с абсолютной беспредельной любовью изначально создал человека из небытия и подарил ему существование. Мы веруем в Личного Бога, Нерукотворного и Вечного, а не в безличную обожествленную Вселенную «альтернативных методов терапии».

Человек как создание Бога был сотворен и не имеет никакого отношения к природе и существу Бога. Его участие в божественных деяниях происходит по благодати, а не по принуждению. Человек свободен в выборе: принять или отвергнуть благодать Божию, сознавая при этом, что без неё он не может спастись.

Мышление нашей Церкви является христоцентрическим и святоотеческим и, следовательно, противоречит языческой концепции альтернативных «терапий».

Христиане уповают не на здоровое питание, долголетие, развитие интеллекта и избежание боли и страданий, а на жизнь вечную, которую можно получить через веру в Евангелие Христово и таинства Церкви.

Альтернативные методы «терапии» считают боль, страдания, соблазны, искушения и жизненные трудности негативными явлениями и через оккультизм обещают избавить вас от них. Церковь же, напротив, оценивает их положительно, так как они:

а) помогают человеку осознать свой предел, то есть смерть, и через неё – жизнь вечную;

б) способствуют духовному созреванию;

в) стимулируют дух смирения, терпимости, любви и веры в Бога – основные добродетели, которыми обладали все святые нашей Церкви.

Церковь не отделяет душу от тела: она призывает заботиться о теле в той мере, в которой оно тесно связано с душой и участвует в таинствах освящения и спасения. Вот почему существуют и таинство Елеосвящения (Соборования), и ряд молитв от болезней. Даже в высшем из таинств – Евхаристии – церковь молится об исцелении "всех больных, страдающих, недужных и их спасении". Церковь рассматривает и предлагает, в качестве основных средств поддержания физического здоровья, молитву, покаяние, исповедь и причащение, которые наполняют нас живительной благодатью Божией. Это не значит, что верующие не должны ходить к врачам для получения медицинской помощи. Сам Бог, говорит нам Библия, "дал людям науку" (Премудрость Сираха, 38:6). И более конкретно: "Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего - врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства…" (Премудрость Сираха, 38:1-4). Наука, которая прославляет Бога и служит спасению мира, для человека и для всего творения является источником благословения. Если, однако, она направлена на удовлетворение эгоистичных устремлений человека и на отречение его от Бога, то результаты её могут оказаться катастрофическими.


V. Социальные и медицинские аспекты

Мы, участники рабочей группы «Социальные и медицинские аспекты псевдомедицинских и оккультных практик», в ходе нашей работы пришли к следующим выводам:

1. В связи с тем, что в настоящее время в разных странах отмечается устойчивая тенденция к проникновению в сферу медицины деструктивных объединений оккультного характера, а также к пропаганде и легализации реализуемых ими псевдомедицинских методик, мы считаем целесообразным объединить усилия священнослужителей, религиоведов и врачей для распознавания псевдомедицинских культов и оценки их деятельности не только с морально-этической и религиоведческой, но и с профессиональной медицинской точек зрения. Учитывая данное обстоятельство, предлагаем обратить внимание медицинских сообществ стран-участниц конференции на необходимость выражения своего мнения в отношении псевдоцелительских практик и рекомендуем создать постоянно действующие комиссии при федеральных и региональных министерствах здравоохранения для защиты населения от воздействия недобросовестных «целителей» на жизнь и здоровье граждан.

2. Выслушав доклады и сообщения, представленные как на конференции, так и на заседании нашей рабочей группы, мы убедились, что все псевдомедицинские культы нарушают право человека на информированное согласие на проведение процедуры, не предупреждая о возможных негативных последствиях, связанных с ухудшением здоровья. Во многих псевдомедицинских культах практикуется полный или частичный отказ от медицинской помощи, распространяющийся как на взрослых, так и на детей, что приводит к трагическим последствиям. Однако правовой вакуум позволяет им реализовывать свои услуги, наживаясь на горе и страдании людей. В складывающейся ситуации очевидна необходимость обращения к законодательным органам наших стран с целью закрепления в законодательстве механизма запрета пропаганды и применения методик воздействия на организм, опасных для жизни и здоровья человека. Аналогичная норма положительно зарекомендовала себя в законодательстве Республики Казахстан, позволив запретить пропаганду и применение сектантской псевдомедицинской методики «Алля-Аят». Создание такого правового механизма может стать ключом принципиально иного подхода к ограничению антиобщественной деятельности сектантских структур.

3. В ходе нашей работы и обмена опытом мы также убедились, что большинство псевдоцелительских культов нарушают действующее законодательство. Яркими примерами тому являются секты Надежды Антоненко и «Алля-Аят» в России. Также нельзя не отметить нарушение закона «целителями» С. Коноваловым и Рушелем Блаво в России, которые проводят сеансы массового целительства, несмотря на их официальный запрет. Учитывая широкое распространение откровенно грязного бизнеса на тяжело больных людях, как-то: оккультное и иное антинаучное лжецелительство, продажа втридорога биологически активных добавок под видом лекарств, считаем, что только строгое наказание для лидеров псевдомедицинских сект может заставить тысячи других людей, занимающихся подобным, остановиться. В связи с этим считаем необходимым взаимодействовать с правоохранительными органами наших стран для пресечения социально опасной деятельности псевдомедицинских культов, подрывающих здоровье человека, и, следовательно, угрожающих национальной безопасности.


VI. Предложения - Рекомендации

Принимая во внимание, что вышеописанные псевдомедицинские практики могут привести ничего не подозревающих людей к участию в оккультных организациях и деструктивных сектах, мы предлагаем:

1. предоставление более подробной информации о культах, ересях и псевдорелигиозных группах;

2. информирование людей посредством разоблачительных публикаций в прессе, пресс-релизов, публикаций статей в Интернете и проведения семинаров по борьбе с сектами;

3. назначение и подготовку специалистов-сектоведов в каждой епархии;

4. поощрение сотрудничества и обмена идеями, информацией и опытом между экспертами по сектам;

5. создание международной сети экспертов в различных дисциплинах (например, врачи, юристы, богословы, социологи и т.д.) по вопросам сектантской экспансии;

6. местные власти и государственные службы должны осуществлять контроль различных групп, претендующих на ведение медицинской деятельности и не допускать выдачи им разрешений без строгой предварительной проверки;

7. законодательные органы должны серьезно разобраться с проблемой деструктивных культов и рассмотреть необходимость введения новых статей в Уголовный кодекс, касающихся этих вопросов.

Для предотвращения вышеперечисленных реальных опасностей с пастырской стороны необходимо:

1) Своевременное и точное информирование священников и верующих, находящихся в позиции пастырской ответственности, о духовных и других опасностях, которыми чревата деятельность альтернативных целительских культов, сект и оккультных движениях вообще.

2) Катехизис и детальное разъяснение данных вопросов православной пастве, во избежание ее попадания в ловушки обманщиков и искажения ее православного образа мышления в результате заимствования прочих мировоззрений и религиозных тенденций, несовместимых с христианской верой.

3) Тщательное изучение пастырями взглядов и методов этих групп и различных видов телесного и психологического ущерба, который они наносят своим жертвам, чтобы пастыри были в состоянии отличить обман от истины.


УЧАСТНИКИ

ГРЕЦИЯ

ФЕССАЛОНИКИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

  • архимандрит Стефанос Толиос

КРИТСКАЯ АРХИЕПИСКОПИЯ

  • Михаил Папатеохарис,
  • свящ. Василиос Куналис

ИНИЦИАТИВА РОДИТЕЛЕЙ СЕВЕРНОЙ ГРЕЦИИ

  • Арсениос Влиагофтис, свящ.
  • Паисий Юнг, свящ.

ВСЕГРЕЧЕСКИЙ СОЮЗ РОДИТЕЛЕЙ

  • Константинос Папахристодулу

МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ ПРАВОСЛАВИЯ

  • Костас Мигдалис
  • Димитриос Костопулос, свящ.
  • Афина Аврамиду
  • Андреас Гатзелис, свящ.
  • Антониос Стилианакис, свящ.
  • Василиос Тсафаридис
  • Василиос Ливанидис, свящ.
  • Василики Панагопулу
  • Григориос Константину, свящ.
  • Георгиос Котронис
  • Георгия Христодулу-Терзи
  • Георгия Бикали
  • Деспина Анифантаки
  • Ирини Костопулу
  • Елени Андрулаки
  • Евдоксия Казепи
  • Еваггелия Корсакиду
  • Иаковос Матиудакис
  • Иоаннис Друкас
  • Иоаннис Зотос, свящ.
  • Каллиопи Нонота
  • Мария Харалампиду
  • Сотириос Афанасулиас, свящ.
  • Саввас Корсакидис
  • Христос Терзис
  • Христина Кенамеа
  • Христина Сиитти
  • Христос Кириазопулос, свящ.

РОССИЯ

РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ЦЕНТРОВ ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИЙ И СЕКТ (РАЦИРС) - ЦЕНТР РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ во имя сщмч. ИРИНЕЯ ЛИОНСКОГО

  • профессор, доктор богословия Александр Дворкин
  • Ирина Дворкина
  • канд. филол. наук Татьяна Карпачева
  • Елена Левшина
  • Антонина Петрыкина
  • к.ф-м.н. Владимир Решетов
  • Галина Решетова

МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ

  • Георгий Иоффе, прот.
  • Николай Святченко, свящ.
  • Валерия Рычкова

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНСТИТУТ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ И ЦЕРКОВНЫХ ИСКУССТВ

  • Аркадий Северюхин, прот.
  • Александр Замахин

НОВОСИБИРСКИЙ ЦЕНТР ПО ВОПРОСАМ СЕКТАНТСТВА во имя св. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

  • к.м.н. Дмитрий Индинок

БЕЛОРУССИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ ЦЕНТР во имя св. ИОАННА ДАМАСКИНА ПРИ ГОМЕЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ

  • Артемий Кривицкий, свящ.

УКРАИНА

  • Алексий Слюсаренко, свящ.

КИПР

КИПРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

  • Его преосвященство, владыка Христофорос, епископ Карпасский
  • Андреас Стилианидис
  • Георгиос Сергидис
  • Паникос Панайоту
  • Тасос Митсопулос

ВСЕКИПРСКИЙ РОДИТЕЛЬСКИЙ СОЮЗ

  • Спирос Аргиру
  • Христакис Иоаннидис
  • Алисон Панайоту
  • Анастасия Антониаду
  • Дора Сергиду
  • Ирини Мавромати
  • Елени Коккоди
  • Елени Зинонос
  • Сотия Периклеус
  • Стелла Тсиакка

ШТАБ ПОЛИЦИИ КИПРА

  • Михалис Гавриилидис

МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ ПРАВОСЛАВИЯ

  • Левтерис Христофору

СЕРБИЯ

СЕРБСКАЯ ПАТРИАРХИЯ, СВЯТЕЙШИЙ АРХИЕРЕЙСКИЙ СИНОД

  • Его преосвященство, владыка Порфирий, епископ Егерский
  • протопресвитер Гай Гаич

ЦЕНТР АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

  • Андрей Протич
  • Зоран Лукович
  • Марко Митич

БОЛГАРИЯ

НЕВРОКОПСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

  • Его преосвященство, владыка Натанаил, митрополит Неврокопский
  • Феофил Андреев, свящ.
  • Стефан Куцев
  • Стефка Спиридинова
  • Диана Милева
  • Кирилл Маринов
  • Мария Киоссева
  • Миглена Цакова
  • Марин Кисов
  • Петр Сумаров
  • Станислав Барамов

ЦЕНТР ПО ИЗУЧЕНИЮ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ

  • Анна Маринова
  • Бисер Божков
  • Иван Желев Димитров
  • Жанета Дикалова
  • Милка Барамова
  • Ралица Костадинова
  • Станислава Диоссева

ПОЛЬША

ВАРШАВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ (И ВСЕЯ ПОЛЬШИ)

  • Андрей Левчак, свящ.

ЧЕХИЯ - СЛОВАКИЯ

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЧЕШСКИХ ЗЕМЕЛЬ И СЛОВАКИИ

  • д. н. Александр Кап