[29.12.2011] Псевдомедицинские секты, оккультные целительские практики и психокульты: социальные и пастырские аспекты
Заключение четвертой встречи межправославного совещания Центров по изучению новых религиозных движений и деструктивных культов 06-09 октября 2011, Фессалоники, Греция.
I. Введение
Мы, собравшиеся здесь, члены и представители центров по изучению новых религиозных движений и деструктивных культов, прибывшие из большинства православных государств и поместных Церквей (Греции, России, Кипра, Сербии, Болгарии, Польши, Чехии и Словакии Беларуси, Украины, Критской Церкви), провели наше совещание, чтобы обсудить социальные, медицинские, духовные и пастырские аспекты проблем, создаваемых так называемыми «альтернативными терапиями», которые, помимо прочего, оказывают негативное влияние на образ жизни и моральные ценности человека и искажают Православную веру.
Наша встреча, в которой приняли участие более 110 представителей вышеперечисленных стран и Церквей, прошла с 6 по 9 октября 2011 года в конгресс-центре Культурно-Образовательного Института им. святого Григория Паламы Фессалоникийской митрополии в Пилее, Греция, при любезном гостеприимстве его Высокопреосвященства, митрополита Фессалоникийского Анфима.
Участники встречи, специалисты и эксперты в области новоявленных сект рассмотрели вопрос: «Псевдомедицинские секты, оккультные целительские практики и психокульты: социальные и пастырские аспекты».
Выслушав научно обоснованные выступления и доклады, обсудив их, а также тщательно и всесторонне рассмотрев заявленный вопрос в пяти рабочих группах, мы пришли к следующим выводам (наблюдения, заключения и предложения), которые мы считаем необходимым довести до сведения священноначалия наших Церквей, законодательных и правоохранительных органов наших стран, а также медицинских и общественных организаций.
II. Проблемы оккультных целительских практик и психокультов.
Псевдомедицинские секты, или «альтернативные терапии», являются составляющей движения «Нью Эйдж» («Новой Эры»), которое распространяет оккультизм в области охраны здоровья и личностного развития, провозглашая «исцеление» телесных и психических заболеваний. Медицина «Нью Эйдж», известная также как альтернативная медицина, использует альтернативные целительские практики для исцеления «тела, разума и духа» «холистически», то есть как единое целое, часто претендуя на свое превосходство и даже полностью отвергая академическую научную медицину.
Сегодня существуют сотни альтернативных «целительских систем» и психокультов, и их число растет тревожащими темпами. Альтернативные «целительские» практики основываются на системах мышления, являющихся по своей сути магическими, и на ненаучных принципах и методах. Альтернативные «целительские методики» основываются на оккультизме и магическом способе мировосприятия. Цель альтернативного «целителя» - «преумножить и уравновесить энергию Вселенной» (никто из подобных «целителей» не определил ее природу и не дал обоснования этому понятию) для использования в исцелении: считается, что заболевание начинается не в физическом теле, а на некоем «энергетическом» уровне, и должно исцеляться «энергетически», а не физически.
Альтернативный «целитель» содействует «потоку невидимой космической» энергии, удаляя так называемые «энергетические блоки» или «энергетические барьеры», и таким образом обещает исцелить всевозможные заболевания, от самых незначительных до совсем неизлечимых. Альтернативный «целитель», который обычно является харизматической личностью без какого-либо медицинского образования или, в редких случаях, врачом, не применяющим никакие из полученных в мединституте знаний, приобретает роль мага-жреца, которая якобы придает ему абсолютное могущество. Считается, что если исцеление не удается, то это не потому, что теория ошибочна, а потому, что методика была неправильно применена или потому, что пациент сопротивлялся исцелению по «кармическим» или другим причинам. Альтернативные «целители» прилагают огромные усилия к тому, чтобы представить свои практики научно обоснованными, и тем не менее их антинаучная суть систематически раскрывается многочисленными медицинскими и научными организациями Европы, Австралии и Америки, а также видными врачами и учеными всего мира.
Хотя альтернативные целительские практики хорошо изучены и часто именуются «целительской магией» и «проявлением оккультизма», тем не менее они являются стремительно развивающейся индустрией, распространяющейся очень быстро через сеть различных групп, обществ и федераций холистических «целителей», «целительских групп», деструктивных сект и психокультов, которые обещают физическое и психическое здоровье, самопознание, самореализацию и саморазвитие. Семинары, конгрессы, «целительские мастерские», фестивали, открытые встречи, гигантские рекламные щиты на дорогах, теле- и радиопередачи, журналы, газеты и различные публикации, реклама по электронной почте и интернету, веб-сайты, продажа оккультной продукции в аптеках и реклама альтернативных методов в университетах, организациях, фирмах, больницах, поликлиниках, медицинских центрах, центрах здоровья и врачебных кабинетах - все это сформировало общественное мнение, принимающее оккультные методики как эффективные практики исцеления, равноценные, если не превосходящие, практики научной медицины.
Так, современные люди все более склоняются к принятию оккультных движений и восточных религиозных верований, встроенных в альтернативные методы исцеления. Проблему усугубляет растущее число врачей, продвигающих альтернативные «терапии» ради материальной выгоды или в силу личных убеждений. Еще большую опасность представляет тот факт, что многие православные священники оказываются обманутыми альтернативными целителями и проводят обряд освящения в центрах, школах и на фестивалях альтернативных «терапий» или же своим присутствием на таких мероприятиях создают видимость признания альтернативных «терапий» православной Церковью. Зачастую врачи и представители других медицинских профессий используют и продвигают альтернативные целительские практики и практики псевдомедицинских культов в целях получения выгоды.
Распространители оккультных «целительских» практик пытаются проникнуть на национальные и международные конгрессы ученых, врачей, психиатров и психологов. Частные учебные заведения, связанные с деструктивными культами, предлагают уроки по освоению оккультных целительских практик, таким образом, делая ситуацию неконтролируемой. Дети в некоторых частных школах обучаются и посвящаются в оккультные целительские методики якобы для расслабления и поддержания здоровья. Психокульты организуют семинары для родителей и учителей, а также для детей и студентов, обещая повышение успехов в школе, снижение стресса, разрешение проблем поведения и быстрое и эффективное обучение.
Психотерапевтические культы (психокульты) являются разновидностью деструктивных сект психотерапевтической ориентации и обладают следующими характеристиками:
а) они основаны на многочисленных и разнообразных психологических и/или псевдопсихологических теориях, перемешанных с элементами альтернативных и оккультных движений и практик, а также восточных религий;
б) они используют методы и практики психотерапии, являющиеся сомнительными с научной точки зрения, недоказанными, магическими, а зачастую унизительными для личности и абсурдными;
в) они основаны на «холистическом» (целостном) видении человека, мира и психического заболевания;
г) они представляются как группы психотерапевтов, консультантов, тренеров по жизни (life coaches), якобы помогающих развитию личности, достижению успеха, самопознанию и т.п.;
д) их члены идеализируют психологию, психотерапию и конкретные концепции, технические приемы, методики, вне данного сообщества не имеющие никакой ценности и не признанные академической наукой;
е) уроки, тренинги и семинары, проводящиеся ими сегодня в большом количестве (например, по методу Сильва, по нейролингвистическому программированию, по «исцелению» через искусство), часто используются как механизм вербовки новых членов в различные организованные группы;
ж) вовлечённые в эти группы люди становятся ведомыми и часто подвергаются манипуляциям со стороны организаторов тренингов и впадают в зависимость от лидера и/или группы;
и) вовлечённым в эти группы людям приходится посещать бесконечные серии уроков, что наносит им не только психологический, но и материальный ущерб вплоть до полной потери контакта с реальностью.
Многие лидеры психокультов вдохновлялись сайентологическими идеями, и сама сайентология, как утверждают некоторые исследователи, начиналась как психокульт.
Альтернативные псевдотерапии чреваты опасностями, которые могут причинить серьезный ущерб разуму, телу и духу. Помимо прочих, описаны следующие опасности: ущерб здоровью, депрессия и эмоциональные срывы, приступы паники, нервные срывы, психоз, осложнения и усугубление заболевания, одержимость и даже смерть или самоубийство. Проблема альтернативных «целительских» практик и психокультов является весьма серьезной, и борьба с ними – дело государства, медицинских организаций и учреждений, всего общества и Церкви.
III. Πастырские аспекты
1) Существуют «целительские методики», являющиеся определенно оккультными, такие, как, например, Рейки. Здесь недвусмысленно можно проследить непосредственную связь между практическими методами и их теоретическим (оккультным) обоснованием. Любой православный верующий с минимальным знанием катехизиса понимает, что он не может и не должен участвовать в таких мероприятиях, дабы не подвергнуться влиянию демонических сил. Однако есть и такие «терапии», где связь между теорией и практикой не очевидна с самого начала или специально утаивается. В этих случаях мы рекомендуем людям быть особенно бдительными и стараться узнать, на какой теории «терапия» основана, каковы ее теоретические и мировоззренческие предпосылки и подтекст, а также каким способом она осуществляет исцеления – когда таковые случаются. Необходимо отметить, что православный верующий не ищет исцеления любой ценой. Ведь и демоны «творят чудеса ложные», то есть якобы «исцеляют»; и неопятидесятники утверждают, что они могут исцелять. Но чьей силой? Сам по себе акт «исцеления» не является критерием, гарантирующим правильность и безопасность метода исцеления, более того, создает видимость исцеления для последующего привлечения клиента вновь и вновь. Сами утверждения об исцелении ни о чем не говорят, поскольку некоторые обманутые «целителями» люди начинают сами утверждать, что такие болезни, как рак или СПИД, исцелили, применяя уринотерапию или иные безумные методы.
2) Опасность таких «терапевтических методов» с точки зрения спасения души – помимо их опасности для физического здоровья – состоит главным образом в том, что они угрожают растлить православный дух, образ мышления и мораль, являя собой мост, вводящий ничего не подозревающих людей либо в псевдовосточные секты, либо приобщая их к языческому мировосприятию, оперирующему такими понятиями, как вселенская энергия, прана, ци, аура, чакры и т.п. Эти термины являются ключевыми концептами мироотражения тоталитарных сект, следовательно, путь пациента клиники «альтернативной медицины» в тоталитарную секту становится значительно короче.
3) Опасные заблуждения с неприятными последствиями для верующих, остающихся без пастырской поддержки, возникают, когда:
а) православный священник, по неведению или из корыстных соображений, совершает обряд освящения в центре «альтернативных терапий». Такие обряды и их фотосъемка почти всегда используются этими центрами для обмана граждан: будто бы «целитель» имеет благословение священнослужителя;
б) то же самое случается, если какой-либо известный церковный деятель, обычно по незнанию, использует методы «альтернативных терапий» или рекомендует их другим;
в) многие духовники, не осознавая связи этих методов с оккультизмом, в ответ на вопросы верующих не могут объяснить опасности этих методов;
г) альтернативные «целители» проникают в православную среду и обращаются с выступлениями на различных мероприятиях или семинарах (например, в «Школах для родителей»), организованных церковью или с участием церкви.
IV. Образ мышления приверженцев «альтернативных терапий» и православное христианское мышление
Неуправляемая и необузданная индустрия «холистической медицины» быстрыми темпами распространяется по всему миру. Воспользовавшись нынешним ростом числа заболеваний и страданий в жизни человека, она проникает в жизнь людей, обещая просто и быстро облегчить их участь.
Так называемые альтернативные «терапии» основаны на идеях и различных языческих учениях и современном оккультизме в целом. Убеждения, теории и методики так называемого холистического лечения движения «Нью Эйдж» не являются чем-то новым, а представляют собой издавна известную практику магизма.
Создатели и распространители альтернативных «методов терапии» провозглашают, что одно лишь самопознание предоставит нам ключи к жизни и смерти.
В качестве средств исцеления, среди прочего, предлагается лечебное голодание, гипноз, занятие спиритуалистическими методиками и приемами, использование лекарственных трав и лекарств на растительной основе вместо так называемых «ядовитых препаратов современной медицины».
Большинство методов и приемов альтернативных «терапий» глубоко пропитаны ложной духовностью и являются смесью восточного мистицизма, магии, шаманизма и антихристианских воззрений «Нью Эйдж». Так, они используют методы и технические приемы, являющиеся не только сомнительными с точки зрения науки и академической медицины, но в значительной степени теоретически и практически основанные на практиках спиритизма. Поэтому те, кто прибегает к таким методам, осознанно или неосознанно посвящаются в учения, несовместимые с православной христианской верой и, безусловно, вредные для собственного здоровья.
Альтернативные методы «лечения» и здорового питания, которые сегодня широко рекламируются многочисленными группами, организациями и системами, незаметно смещают мышление христианина. Фокусируя мысль и внимание на материальном аспекте окружающего мира, они приводят его к тому, что вся его жизнь вращается вокруг заботы о здоровье и питании. Его интересует только собственное здоровье и количество употребляемых калорий в день.
Распространители «альтернативных методов лечения» употребляют термин «лечебное голодание», который часто отождествляют или сопоставляют с соблюдением церковного поста, выборочно ссылаясь, в частности, на цитаты из святоотеческих писаний. По словам «целителей», целью такого «поста» является «самоочищение», «самоисцеление», «познание и принятие с любовью неизвестных нам до того момента сторон нашей личности». Из вышесказанного можно сделать вывод, что основной и высшей целью лечебного голодания человека является его собственное эго. То есть речь идет о чисто индивидуалистическом учении, ставящем человека в центр всего.
Пост – это не просто воздержание от определенной пищи или предпочтение одних продуктов другим, как это делают приверженцы «здорового питания». Конечно, Церковь регламентирует пищу, которую мы едим в период поста, но не потому, что считает ту или иную пищу плохой, а лишь для упражнения в воздержании. Православные верующие могут использовать одну пищу и избегать другую, в силу послушания Церкви и ее определения поста. Это означает подчинение нашей личной воли воле Церкви. Другими словами, мы проявляем послушание Христу и святым отцам-основателям нашей церковной дисциплины. Вот почему пост - это не вопрос пищи, он имеет более глубокое значение: это добродетель.
Когда альтернативные «терапии» говорят о Боге, душе и духе, их бог не имеет никакого отношения к Триединому Богу Православия. Их «бог» - бог «Новой Эры», отождествляемый с безличной универсальной космической энергией, находящейся «внутри нас», что, в конечном итоге, приводит человека к престолу Божественной воли внутри самого себя. Поэтому в их лексиконе нет понятия греха, а используются выражения, например: «злые духи» и «отрицательные и положительные мысли».
Согласно православной вере, человек черпает энергию не из Вселенной, а от Триединого Бога, Который с абсолютной беспредельной любовью изначально создал человека из небытия и подарил ему существование. Мы веруем в Личного Бога, Нерукотворного и Вечного, а не в безличную обожествленную Вселенную «альтернативных методов терапии».
Человек как создание Бога был сотворен и не имеет никакого отношения к природе и существу Бога. Его участие в божественных деяниях происходит по благодати, а не по принуждению. Человек свободен в выборе: принять или отвергнуть благодать Божию, сознавая при этом, что без неё он не может спастись.
Мышление нашей Церкви является христоцентрическим и святоотеческим и, следовательно, противоречит языческой концепции альтернативных «терапий».
Христиане уповают не на здоровое питание, долголетие, развитие интеллекта и избежание боли и страданий, а на жизнь вечную, которую можно получить через веру в Евангелие Христово и таинства Церкви.
Альтернативные методы «терапии» считают боль, страдания, соблазны, искушения и жизненные трудности негативными явлениями и через оккультизм обещают избавить вас от них. Церковь же, напротив, оценивает их положительно, так как они:
а) помогают человеку осознать свой предел, то есть смерть, и через неё – жизнь вечную;
б) способствуют духовному созреванию;
в) стимулируют дух смирения, терпимости, любви и веры в Бога – основные добродетели, которыми обладали все святые нашей Церкви.
Церковь не отделяет душу от тела: она призывает заботиться о теле в той мере, в которой оно тесно связано с душой и участвует в таинствах освящения и спасения. Вот почему существуют и таинство Елеосвящения (Соборования), и ряд молитв от болезней. Даже в высшем из таинств – Евхаристии – церковь молится об исцелении "всех больных, страдающих, недужных и их спасении". Церковь рассматривает и предлагает, в качестве основных средств поддержания физического здоровья, молитву, покаяние, исповедь и причащение, которые наполняют нас живительной благодатью Божией. Это не значит, что верующие не должны ходить к врачам для получения медицинской помощи. Сам Бог, говорит нам Библия, "дал людям науку" (Премудрость Сираха, 38:6). И более конкретно: "Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего - врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства…" (Премудрость Сираха, 38:1-4). Наука, которая прославляет Бога и служит спасению мира, для человека и для всего творения является источником благословения. Если, однако, она направлена на удовлетворение эгоистичных устремлений человека и на отречение его от Бога, то результаты её могут оказаться катастрофическими.
V. Социальные и медицинские аспекты
Мы, участники рабочей группы «Социальные и медицинские аспекты псевдомедицинских и оккультных практик», в ходе нашей работы пришли к следующим выводам:
1. В связи с тем, что в настоящее время в разных странах отмечается устойчивая тенденция к проникновению в сферу медицины деструктивных объединений оккультного характера, а также к пропаганде и легализации реализуемых ими псевдомедицинских методик, мы считаем целесообразным объединить усилия священнослужителей, религиоведов и врачей для распознавания псевдомедицинских культов и оценки их деятельности не только с морально-этической и религиоведческой, но и с профессиональной медицинской точек зрения. Учитывая данное обстоятельство, предлагаем обратить внимание медицинских сообществ стран-участниц конференции на необходимость выражения своего мнения в отношении псевдоцелительских практик и рекомендуем создать постоянно действующие комиссии при федеральных и региональных министерствах здравоохранения для защиты населения от воздействия недобросовестных «целителей» на жизнь и здоровье граждан.
2. Выслушав доклады и сообщения, представленные как на конференции, так и на заседании нашей рабочей группы, мы убедились, что все псевдомедицинские культы нарушают право человека на информированное согласие на проведение процедуры, не предупреждая о возможных негативных последствиях, связанных с ухудшением здоровья. Во многих псевдомедицинских культах практикуется полный или частичный отказ от медицинской помощи, распространяющийся как на взрослых, так и на детей, что приводит к трагическим последствиям. Однако правовой вакуум позволяет им реализовывать свои услуги, наживаясь на горе и страдании людей. В складывающейся ситуации очевидна необходимость обращения к законодательным органам наших стран с целью закрепления в законодательстве механизма запрета пропаганды и применения методик воздействия на организм, опасных для жизни и здоровья человека. Аналогичная норма положительно зарекомендовала себя в законодательстве Республики Казахстан, позволив запретить пропаганду и применение сектантской псевдомедицинской методики «Алля-Аят». Создание такого правового механизма может стать ключом принципиально иного подхода к ограничению антиобщественной деятельности сектантских структур.
3. В ходе нашей работы и обмена опытом мы также убедились, что большинство псевдоцелительских культов нарушают действующее законодательство. Яркими примерами тому являются секты Надежды Антоненко и «Алля-Аят» в России. Также нельзя не отметить нарушение закона «целителями» С. Коноваловым и Рушелем Блаво в России, которые проводят сеансы массового целительства, несмотря на их официальный запрет. Учитывая широкое распространение откровенно грязного бизнеса на тяжело больных людях, как-то: оккультное и иное антинаучное лжецелительство, продажа втридорога биологически активных добавок под видом лекарств, считаем, что только строгое наказание для лидеров псевдомедицинских сект может заставить тысячи других людей, занимающихся подобным, остановиться. В связи с этим считаем необходимым взаимодействовать с правоохранительными органами наших стран для пресечения социально опасной деятельности псевдомедицинских культов, подрывающих здоровье человека, и, следовательно, угрожающих национальной безопасности.
VI. Предложения - Рекомендации
Принимая во внимание, что вышеописанные псевдомедицинские практики могут привести ничего не подозревающих людей к участию в оккультных организациях и деструктивных сектах, мы предлагаем:
1. предоставление более подробной информации о культах, ересях и псевдорелигиозных группах;
2. информирование людей посредством разоблачительных публикаций в прессе, пресс-релизов, публикаций статей в Интернете и проведения семинаров по борьбе с сектами;
3. назначение и подготовку специалистов-сектоведов в каждой епархии;
4. поощрение сотрудничества и обмена идеями, информацией и опытом между экспертами по сектам;
5. создание международной сети экспертов в различных дисциплинах (например, врачи, юристы, богословы, социологи и т.д.) по вопросам сектантской экспансии;
6. местные власти и государственные службы должны осуществлять контроль различных групп, претендующих на ведение медицинской деятельности и не допускать выдачи им разрешений без строгой предварительной проверки;
7. законодательные органы должны серьезно разобраться с проблемой деструктивных культов и рассмотреть необходимость введения новых статей в Уголовный кодекс, касающихся этих вопросов.
Для предотвращения вышеперечисленных реальных опасностей с пастырской стороны необходимо:
1) Своевременное и точное информирование священников и верующих, находящихся в позиции пастырской ответственности, о духовных и других опасностях, которыми чревата деятельность альтернативных целительских культов, сект и оккультных движениях вообще.
2) Катехизис и детальное разъяснение данных вопросов православной пастве, во избежание ее попадания в ловушки обманщиков и искажения ее православного образа мышления в результате заимствования прочих мировоззрений и религиозных тенденций, несовместимых с христианской верой.
3) Тщательное изучение пастырями взглядов и методов этих групп и различных видов телесного и психологического ущерба, который они наносят своим жертвам, чтобы пастыри были в состоянии отличить обман от истины.
УЧАСТНИКИ
ГРЕЦИЯ
ФЕССАЛОНИКИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ
- архимандрит Стефанос Толиос
КРИТСКАЯ АРХИЕПИСКОПИЯ
- Михаил Папатеохарис,
- свящ. Василиос Куналис
ИНИЦИАТИВА РОДИТЕЛЕЙ СЕВЕРНОЙ ГРЕЦИИ
- Арсениос Влиагофтис, свящ.
- Паисий Юнг, свящ.
ВСЕГРЕЧЕСКИЙ СОЮЗ РОДИТЕЛЕЙ
- Константинос Папахристодулу
МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ ПРАВОСЛАВИЯ
- Костас Мигдалис
- Димитриос Костопулос, свящ.
- Афина Аврамиду
- Андреас Гатзелис, свящ.
- Антониос Стилианакис, свящ.
- Василиос Тсафаридис
- Василиос Ливанидис, свящ.
- Василики Панагопулу
- Григориос Константину, свящ.
- Георгиос Котронис
- Георгия Христодулу-Терзи
- Георгия Бикали
- Деспина Анифантаки
- Ирини Костопулу
- Елени Андрулаки
- Евдоксия Казепи
- Еваггелия Корсакиду
- Иаковос Матиудакис
- Иоаннис Друкас
- Иоаннис Зотос, свящ.
- Каллиопи Нонота
- Мария Харалампиду
- Сотириос Афанасулиас, свящ.
- Саввас Корсакидис
- Христос Терзис
- Христина Кенамеа
- Христина Сиитти
- Христос Кириазопулос, свящ.
РОССИЯ
РОССИЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ЦЕНТРОВ ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИЙ И СЕКТ (РАЦИРС) - ЦЕНТР РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ во имя сщмч. ИРИНЕЯ ЛИОНСКОГО
- профессор, доктор богословия Александр Дворкин
- Ирина Дворкина
- канд. филол. наук Татьяна Карпачева
- Елена Левшина
- Антонина Петрыкина
- к.ф-м.н. Владимир Решетов
- Галина Решетова
МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ
- Георгий Иоффе, прот.
- Николай Святченко, свящ.
- Валерия Рычкова
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНСТИТУТ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ И ЦЕРКОВНЫХ ИСКУССТВ
- Аркадий Северюхин, прот.
- Александр Замахин
НОВОСИБИРСКИЙ ЦЕНТР ПО ВОПРОСАМ СЕКТАНТСТВА во имя св. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
- к.м.н. Дмитрий Индинок
БЕЛОРУССИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ ЦЕНТР во имя св. ИОАННА ДАМАСКИНА ПРИ ГОМЕЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ
- Артемий Кривицкий, свящ.
УКРАИНА
- Алексий Слюсаренко, свящ.
КИПР
КИПРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
- Его преосвященство, владыка Христофорос, епископ Карпасский
- Андреас Стилианидис
- Георгиос Сергидис
- Паникос Панайоту
- Тасос Митсопулос
ВСЕКИПРСКИЙ РОДИТЕЛЬСКИЙ СОЮЗ
- Спирос Аргиру
- Христакис Иоаннидис
- Алисон Панайоту
- Анастасия Антониаду
- Дора Сергиду
- Ирини Мавромати
- Елени Коккоди
- Елени Зинонос
- Сотия Периклеус
- Стелла Тсиакка
ШТАБ ПОЛИЦИИ КИПРА
- Михалис Гавриилидис
МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ ПРАВОСЛАВИЯ
- Левтерис Христофору
СЕРБИЯ
СЕРБСКАЯ ПАТРИАРХИЯ, СВЯТЕЙШИЙ АРХИЕРЕЙСКИЙ СИНОД
- Его преосвященство, владыка Порфирий, епископ Егерский
- протопресвитер Гай Гаич
ЦЕНТР АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- Андрей Протич
- Зоран Лукович
- Марко Митич
БОЛГАРИЯ
НЕВРОКОПСКАЯ МИТРОПОЛИЯ
- Его преосвященство, владыка Натанаил, митрополит Неврокопский
- Феофил Андреев, свящ.
- Стефан Куцев
- Стефка Спиридинова
- Диана Милева
- Кирилл Маринов
- Мария Киоссева
- Миглена Цакова
- Марин Кисов
- Петр Сумаров
- Станислав Барамов
ЦЕНТР ПО ИЗУЧЕНИЮ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ
- Анна Маринова
- Бисер Божков
- Иван Желев Димитров
- Жанета Дикалова
- Милка Барамова
- Ралица Костадинова
- Станислава Диоссева
ПОЛЬША
ВАРШАВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ (И ВСЕЯ ПОЛЬШИ)
- Андрей Левчак, свящ.
ЧЕХИЯ - СЛОВАКИЯ
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЧЕШСКИХ ЗЕМЕЛЬ И СЛОВАКИИ
- д. н. Александр Кап