[07.04.2009] Благовещение Пресвятой Богородицы
"В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария." (Лк. 1, 26-27)
Так начинается евангельское повествование о событии, получившем название "благовещение", что значит "добрая, радостная весть". Этому событию посвящен и двунадесятый праздник - праздник Благовещенья, принадлежащий к древнейшим праздникам в честь Богородицы, указания на который идут от IV века. Святитель Иоанн Златоуст называет Благовещенье "первым праздником" и "корнем праздников". Также и Шестой Вселенский собор 52-м своим правилом постановил в день Благовещенья совершать литургию Иоанна Златоуста, а не Преждеосвященных Даров, совершаемую в великопостное время.И в народе этот праздник считается величайшим, несущим с собой покой и радость.
Отчего же так почитается это событие и Вселенской Церковью и даже людьми нередко весьма далекими от Церкви Христовой? Что возвестил Ангел Деве Марии? "Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; Благословенна Ты между женами" (Лк. 1, 28), - повествует далее Евангелие от Луки.
Какое странное приветствие! Гавриил, предстоящий пред Богом, приходит на землю и произносит слова, которые никогда за всю историю человечества не были обращены ни к кому из смертных: ни к женам, ни к великим мужам.
"Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие" (Лк. 1, 29).
Предание церковное говорит нам о том, что до 15 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме. Ангелы Божии приносили Ей утешение и наставляли Ее. Именно поэтому, когда Ангел явился Ей на этот раз, Мария не испугалась самого самого появления небесного посланника, а лишь смутилась, ибо понимала, что ни к кому из человеков еще не были обращены такие слова. "И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца" (Лк. 1, 30-33). Таким образом, Архангел Гавриил возвестил Пресвятой Деве древнее пророчество Книги псалмов: "Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему" (Пс. 44, 11-12), что открывает человеческое рождение Христа от Девы. Именно от Нее должен родиться долгожданный Спаситель миру, Мессия, Помазанник, Который будет царствовать во веки и Его Царству не будет конца - вот Кто должен от Нее родиться.
Предание говорит, что Мария давала обет девства, и ее муж - Иосиф был хранителем девства. Верность слову, данному Богу, обет, о нарушении которого Мария не могла и помыслить, вызывают в Ней изумление: "Как будет это, когда я мужа не знаю?" (Лк. 1, 34). В этих словах мы обнаруживаем подлинную премудрость Пресвятой Девы. Ибо Она поступила не так, как поступила прежде Нее Ева, внявшая в райском саду сладким речам змия. Святая не приняла сказанного безрассудно, но по сути повторила данный Ею обет.
И тогда Ангел подтверждает свое Небесное посланничество и разрешает Ее сомнение: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лк. 1, 35). Гавриил открывает таким образом зачатие,что зачатие это будет не по естеству человеческому, но сверхестественным порядком, что обет девства не будет нарушен и Мария всегда будет именоваться Приснодевой.
И чтобы окончательно развеять все сомнения, относительно возможности подобного, подчеркивает всемогущество Божии: "Вот и Елизавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово" (Лк. 1, 36-37). Но посмотрим, что говорит Мария на это? Продолжаются ли Ее сомнения, сопротивляется ли Она этому благословению? Евангелист пишет: "Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему" (Лк. 1, 38). Святой Афанасий Великий так комментировал эти слова: "Всесвятая Дева, сказав: "Се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему", - выразила тем следующее: я - скрижаль, на которой Писец пишет все, что угодно Ему. Господь всяческих да пишет и творит, что хочет".
"И в это же мгновение, - пишет Димитрий Ростовский, - действием Святого духа, совершилось во святой утробе Ее несказанное зачатие, без услаждения плотского, но не без восторга духовного. В сем наслаждении Ее духа и зачался Сын Божий, "И Слово стало плотию, и обитало с нами" ( Ин. 1, 14). Вот почему Церковь Христова призывает нас радоваться. Вот почему земля прославляет славу Божию: свершилось великое событие в жизни всего человечества - Архангел Гавриил в святом благовестии принес нам радостную весть о том, что настало избавление, что Христос, обетованный Миссия, родится от Девы Марии.
Празднуя Благовещенье, мы празднуем начало новозаветного дня. Настало время исполнения святого обещания Господа о "Семени жены, Которое сотрет главу змия" (Быт. 3, 15).
Этот день - начало нашего спасения, о чем Святая Церковь непреложно свидетельствует: "Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий, Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопим: радуйся Благодатная, Господь с Тобою".