[11.11.2011] Иерей Георгий Белодуров: «Православие является базисом для нашей культуры»
В Архангельске областная администрация 16 ноября проведет заседание рабочей группы по противодействию деструктивным сектам, в котором примет участие известный сектовед профессор Александр Дворкин. Одной из тем заседания, по всей вероятности, станет иск сайентологов к Архангельской епархии "с целью защиты деловой репутации и взыскания ущерба в размере 500 тысяч рублей", о котором недавно сообщала РЛ. Епископ Архангельский Даниил назвал его очередной попыткой сайентологов запугать и заставить молчать своих критиков.
"Саейнтологи очень плотно обосновались в Архангельской области, проникли во многие бизнес-структуры, активно сотрудничали с госучреждениями и даже правительством области. Секта позиционирует себя как респектабельное образовательное агентство, но это всего лишь маска, под которой проступает страшный лик. Страшный – потому что его цель состоит в разрушении традиционных ценностей и самосознания людей, превращении их в рабов сектантской идеологии. А это уже удар по нашей государственности, которое базируется на традиционной культуре. Сайентологи люто ненавидят Россию, русских людей, считая их неполноценными. Я не могу с этим согласиться и призываю общество объединиться и дать этим деструктивным силам отпор", – заявил епископ Даниил.
Следует отметить, что сектанты всякого рода (не только сайентологи) часто прибегают к маскировке, выдавая свои "вербовочные пункты" за разного рода образовательные программы, тренинги, центры психологической помощи или народной медицины или даже за спортивные секции. Если же их разоблачают, они начинают жаловаться на преследования по признаку вероисповедания.
Должно ли государство противодействовать сектантам (и, в частности, защищать традиционные религии от их нападок) – об этом существуют разные мнения. Одни утверждают, что все религии, вне зависимости от их укорененности в культуре и истории страны и количества последователей, должны быть равны перед законом, и протестуют даже против употребления слова "секта" в полемике.
Другие настаивают, что государство должно защищать своих граждан от организаций, которые действуют методами "промывки мозгов", обирают своих адептов и толкают их к десоциализации и противозаконным поступкам. Буквально вчера протоиерей Всеволод Чаплин заявил: "Государство и общество, хотя бы ради самосохранения, а в идеале – ради стабильного блага граждан государства и членов общества – должны поддерживать позитивные и ограничивать негативные тенденции в религиозно-мировоззренческой сфере. Нейтральным государство быть не может, потому что давно уже не является нейтральным общество. Только слепой не видит, что есть религиозные общины, достойные поддержки, а есть явления, не менее опасные, чем нацизм и фашизм, запрещенные во многих странах. И на эту реальность надо адекватно отвечать".
Третьи опасаются, что вмешательство государства в религиозную сферу опасно для всех верующих. Православный публицист Сергей Худиев сформулировал это так: "Возлагать на государство дело защиты здравого учения я бы не стал – оно ужо защитит. Государство, которое не трогает еретиков – это государство, которое не трогает и нас".
"Какая из этих позиций вам ближе? Следует ли, на ваш взгляд, предусмотреть в законе преимущества для традиционных религий?" – с такими вопросами портал Regions.Ru обратился к священнослужителям РПЦ.
Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова, не присоединился полностью ни к одной из этих позиций. "Разумеется, если речь идет о действительно деструктивных сектах, которые часто помимо чисто религиозных моментов преследуют не религиозные, а, например, политические, экономические, финансовые и т.п, то ограничение их деятельности нормально. Другое дело, что когда у нас кого-то в чем-то ограничивают, то срабатывает своего рода диссидентское мышление – появляется сочувствие к "обиженным", которые могут восприниматься как некие носители "правды". Это распространено особенно в интеллигентской среде, где зачастую нет четкого представления о специфике религиозной жизни и том вреде, который действительно могут нанести человеку деструктивные секты. Это особенно ярко проявилось в 1990-х, когда многие люди, не имеющие традиционной духовной защиты, были введены в соблазн, а их сознанию угрожала реальная опасность. В первую очередь нужно выстроить правильное религиозное образование и воспитание и в семье, и в школе, и в обществе в целом. Если государство наделено определенными защитительными функциями, то оно должно ограждать своих граждан от деструктивного влияния. Безусловно, эти меры должны применяться разумно, иначе они вызовут непонимание и отторжение в обществе. Вот, например, во вполне светской Турции во всех школах изучают Коран, и никто этим не возмущается", – заключил протоиерей Сергий Махонин.
Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, напомнил, что с точки зрения закона у нас все религиозные объединения равны. "Но если те или иные религиозные или парарелигиозные организации выходят за рамки допустимых законодательством уставов и их деятельность угрожает психическому, психологическому здоровью граждан или выходит за рамки чисто религиозной деятельности, то это должно регулироваться соответствующими статьями законодательства – не в плане предпочтения одних другим, а просто чтобы под видом религиозных организаций не функционировали те, что по существу таковыми не являются. Я не сомневаюсь, что на сайте Архангельской епархии помещена проверенная и точная информация, которая может быть доказана и перед гражданским судом. В данном случае нет оснований бояться открытого процесса, потому что таким образом мы сделаем очевидным, что не пытаемся монополизировать сферу религиозности не вторгаемся в свободу религиозного самоопределения граждан, а отстаиваем права наших соотечественников, показывая, что имеем дело с мошенниками, которые под видом религиозной деятельности занимаются тем, что к религии никакого отношения не имеет", – заявил отец Максим.
Протоиерей Владимир Лапшин, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке, считает, что в первую очередь нужно дать четкое определение понятию "секта". "Оно, наверное, допустимо в отношении религиозных организаций в рамках какого-то религиозного направления. Так, Православная Церковь может считать какие-то религиозные организации принадлежащими Церкви, а какие-то – сектами. Но государство никоим образом не должно вмешиваться в сферу религиозной жизни и преследовать кого бы то ни было по религиозным признакам. Только если какая-то религиозная организация нарушает Конституцию, законодательство, речь может идти об уголовном или административном наказании за нарушение конкретного закона. Никаких привилегий ни у каких религий быть не должно. И чем меньше государство будет соприкасаться с религиозной жизнью, тем лучше", – заключил он.
Иерей Алексий Козливсков, клирик Богоявленского собора в Елохове, выступает против государственного вмешательства в дела религиозные, но и за отделение религиозных вопросов от всех прочих. "Должно ли государство защищать своих граждан, если возникает угроза их физическому, психическому и нравственному здоровью? Наверное, все же, должно. Иначе зачем оно, государство, и существует. Никто не призывает государство вмешиваться в межрелигиозные споры и противодействовать чисто религиозным сектам: баптистам, адвентистам, пятидесятникам и т.п. Но когда под религиозной оболочкой скрывается разрушение традиционных нравственных ценностей, осуществляется промышленный и военный шпионаж, подчинение бизнес – элиты с помощью деструктивных методик "психотеррора", то тогда требуется решительное вмешательство государственных структур, отвечающих за безопасность граждан и всей страны. И это не вмешательство в религиозную сферу (куда не надо никогда вмешиваться), а пресечение противозаконной деятельности, приносящей вред физическому, психическому и нравственному здоровью граждан. Не надо декларировать в законе ничьи преимущества. Надо просто юристам, охраняющим закон, научиться любить людей – своих сограждан и любить свою страну. Любить – значит, дарить, служить Родине и людям. И помнить, что не человек для субботы, а суббота (т.е.Закон) для человека", – заключил священник.
Иерей Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, напомнил, что во многих странах, в том числе и в Европе, деятельность сайентологов строго ограничивают. "Желательно, чтобы и в нашей стране аналогичные законы были приняты. Каждый народ имеет право на защиту своей традиционной культуры. В этом отношении православие является базисом для нашей культуры, оно лежит в основе ментальности русского человека. Во все годы, кроме периода советской власти, это признавалось. И нам надо беречь эту культуру. Разумеется, деструктивные организации надо останавливать, они разрушают людей, общество, нацию. Во всем мире существуют подобные законы, которые вполне нормально регламентируют действие религиозных организаций. России давно пора заняться этим вопросом", – заключил отец Георгий.