[03.04.2009] Протоиерей Александр Новопашин: «Я предпочитаю тяжелую атлетику»
Интервью для журнала "Гладиатор"
Протоиерей Александр Новопашин, настоятель собора св. Александра Невского, относится к людям, которых «видать за версту» даже в «штатской» одежде. Сила, которая прямо «топорщится» изнутри, какой-то особенный, очень приметный дух, сразу располагают. Именно поэтому, встретив его на «Сибирской ярмарке» среди членов жюри выставки «СпортСиб», я решила обязательно продолжить разговор в интервью.
Слушая настоятеля, на его примере и примере людей, о которых он говорит, в очередной раз убеждаюсь, что люди успешные предпочитают активный образ жизни. Они просто имеют власть над собственным телом, не идя на поводу у лени и слабости, и предпочитают держать себя в форме.
— Вот народный артист России Владимир Зельдин — настоятель показывает свой фотоархив с фестиваля «Киношок», куда его уже традиционно приглашают. — Ему 92 года, он каждый день делает пробежку, обязательно каждое утро продолжительное время плавает, старательно «держит форму». Актеры Сергей Маховиков, Александр Песков — мы с ними почти одногодки, а как выглядят, тоже обязательно занимаются спортом, ходят в тренажерный зал. Я хорошо знаком с Сосо Джачвлиани вице-президентом Федерации армреслинга Грузии - он глубоко православный человек, потрясающий спортсмен.
В нашем сознании церковнослужитель как-то отгорожен от «мира людей», беседа с протоиереем о спорте для вас нечто странное? Помню, я в детстве услышала, как кто-то из взрослых рассказывал, что встретил священника, обутого в кроссовки — я была очень удивлена…
- Мало кому известно, что, например, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II любил с юных лет мотогонки, и даже имел юношеский разряд по гребле. - Говорит настоятель мощным, поставленным голосом. - Многие смотрят по ТВ утреннюю проповедь Высокопреосвященнейшего митрополита Кирилла. А ведь он является кавалером Золотого ордена Международной Федерации самбо.
Многие священники занимаются различными видами спорта, только среди моих знакомых есть такие, которые занимаются каратэ, дзюдо, джиу-джитсу, я вот предпочитаю тяжелую атлетику. С восьмого класса люблю штангу, три раза в неделю обязательно хожу в спортзал, где с некоторыми нашими священниками и прихожанами мы занимаемся спортом в меру своих сил.
Более того, у нас в городе есть несколько секций, занятия в которых ведут православные инструктора, но там занимаются в основном по стилю Алексея Алексеевича Кадочникова, да я и сам увлекался этим стилем. Алексей Алексеевич, кстати, венчался в нашем храме, приезжал специально с супругой, мы с ним дружим...
Я, кстати, являюсь членом попечительского совета спортивного клуба боевых искусств «Сибирский Барс», который входит в Сибирскую и Московскую Ассоциации джиу-джитсу. Отец Константин, ключарь нашего собора имеет первый разряд по самбо и дзюдо. Трое из его пяти сыновей успешно занимаются вольной борьбой. Другой батюшка регулярно посещает тренировки по хоккею. В общем, вы видите, что противоречий здесь нет — быть верующим и заниматься спортом.
Еще в 190 году знаменитый учитель первохристианской церкви Климент Александрийский писал, цитирую:
«Борьба же, нами дозволяемая, должна проводиться не ради какого-нибудь суетного состязания, а для вызова испарины на теле; и не с бахвальством своей ловкостью должно приступать к ней... а в интересах столь необходимого и столь полезного здоровья». И хотя святой Климент говорит здесь о борьбе, данная мысль справедлива и по отношению к другим видам спорта. Просто, когда это превращается в состязание ради первенства, в фанатизм, человек может переступать через голову ближних и, чтобы этого не случилось, конечно, нужна крайняя осмотрительность. Не жизнь для спорта, а спорт для жизни, а когда что-то начинает порабощать и становится для нас идолом, — это уже опасно.
Крайности во всем вредны.
Все должно быть разумным. Ведь всякая чрезмерность и страстные увлечения уводят человека от духовного развития.
Есть в Русской Православной Церкви святой — святитель Николай Касаткин, он, будучи архиереем на японской кафедре, благословлял семинаристов приезжать из России в Японию для изучения дзюдо с целью дальнейшего преподавания этого вида спорта в России.
Церковь не отрицает того, что молодой человек должен уметь за себя постоять. И если православный юноша желает заниматься в спортивной секции, где его научат защитить себя, своих родных, друзей от людей, которые понимают только силу, в этом нет ничего плохого. В подтверждение такой «спортивной политики», Церковь стала даже открывать при приходах соответствующие секции. Так, например, в одной из башен Свято-Троицкой Сергиевой лавры, в Сергиевом Посаде, открылся подростковый клуб самбо. В Новосибирской епархии действуют несколько военно-патриотических юношеских летних лагерей.
- С апреля начнется очередной призыв, а молодежь от армии бежит, и не только в нашей стране… что ж, сила сейчас не у всех в почете.
- Поговорим о нашей стране. Я в свое время отслужил в Советской Армии положенные два года. Господь учит нас: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Ведь, что бы мы ни говорили, но все нуждаются в защите, а «Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение» сказано в 11-й главе Евангелия от Луки.
Православие не является пацифистской организацией, напротив, Православная Церковь призывает защищать Родину, в том числе и с оружием в руках. Но сейчас немало ребят заявляют, что не хотят учиться стрелять и вообще держать в руках оружия, но свой долг перед Родиной они якобы согласны исполнить и служить альтернативно, т. е. помогать в больницах и т. д.
Часто это юноши, имеющие некоторые убеждения, но не православные. Они стоят на определенных пацифистских позициях, на не причинении вреда другому человеку, но при этом не уклоняются от исполнения своего долга перед обществом, можно еще признать этот подход нравственно оправданным. Но только в том случае, если за всеми красивыми словами не стоит трусость, либо поиски другого более легкого пути. Нередко такой человек склонен скрывать внутренние свои побуждения в красочной обертке, на самом деле не отражающей его суть. Поэтому каждый, требующий альтернативной службы, честно переспросил бы себя: ну, так все же, я на самом деле не хочу стрелять из автомата, или мне хочется оказаться в более легкой ситуации?
Кого-то, конечно, пугает и такое явление как «дедовщина», но больше по рассказам отслуживших в армии. Но этот вопрос уже к тем, кто должен наблюдать за соблюдением дисциплины в вооруженных силах.
Ольга Салий