[17.03.2009] Заявление российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) по поводу обращения в Томске группы сектантов-кришнаитов к правящему архиерею и губернатору области
Месяц назад, 17 февраля на сайте TOMSKNEWS.COM было опубликовано Обращение группы жителей городов Томска и Северска к архиепископу Томскому Ростиславу и губернатору Томской области Крессу. В этом Обращение подписавшие его лица выражают свое несогласие с профессиональной деятельностью, осуществляемой председателем Миссионерского отдела Томской епархии М.В. Степаненко.
Поскольку М.В. Степаненко с момента основания РАЦИРС является ее членом, руководство РАЦИРС считает себя обязанным обратить внимание региональной власти и томской общественности на необъективный характер содержащихся в упомянутом Обращении обвинений.
Факт причисления так называемого «Международного общества сознания Кришны» (попросту говоря секты кришнаитов) и секты Оле Нидала к опасным тоталитарным сектам не является «авторским изобретением» лично М. В. Степаненко. Этот факт документально зафиксирован в итоговых документах ряда Международных конференций, в частности, таких как «Тоталитарные секты — угроза XXI века» (Нижний Новгород, 23-26 апреля 2001 г.), «Тоталитарные секты — угроза религиозного экстремизма» (Екатеринбург, 9-11 декабря 2002 г.), «Тоталитарные секты и демократическое государство» (Новосибирск, 9-11 ноября 2004 г.), проходивших с широким участием российских и зарубежных светских специалистов в области религиоведения, духовенства, государственных служащих разного ранга, работников правоохранительных органов, представителей общественности, журналистов.
Не впервые встречаемся мы и с попытками лидеров и последователей тоталитарных сект объявить «вне закона» употребление самого слова «секта», которое, хотя и не встречается в статьях действующего законодательства, имеет самое широкое и традиционное употребление в специальной литературе, а также в многочисленных официальных документах и даже судебных решениях разного уровня (вплоть до Конституционного суда РФ).
В то время как, подобно всем тоталитарным сектам, секта кришнаитов стремится не только скрыть от общественности позорящий ее криминальный шлейф, который тянется за ней, но и утаить противоправный характер ряда своих действий (желание замаскировать свою конфессиональную принадлежность, закамуфлировать обманное втягивание россиян в ходе своей вербовочной деятельности под прикрытием различных «культурных» акций в поедание идоложертвенной пищи и др.). Подписавшие Обращение лица заявляют неожиданную претензию, идущую вразрез с элементарными демократическими правами и свободами, а именно: пытаются преградить доступ томской общественности к информации о подлинном лице кришнаитской секты.
Удивляться этому не приходится, поскольку большинство тоталитарных сект агрессивно воспринимают критику по своему адресу, стремясь немедленно перейти в контратаку и обвинить своих критиков либо в разжигании вражды и ненависти по религиозному признаку, либо в нанесении урона чести, достоинству и деловой репутации. К настоящему времени представители и защитники сект потерпели множество судебных поражений, когда пытались в судебном порядке предъявлять иски своим критикам, о чем не однажды подробно информировал в разделах «Право» и «Документы» сайт управляющей структуры РАЦИРС - Центра религиоведческих исследований во имя св. Иринея Лионского (www.iriney.ru). В действительности же речь идет о праве любого россиянина получать и распространять объективную информацию по любому вопросу, в том числе о деятельности той или иной тоталитарной секты.
Вдвойне странно выглядят сетования подписантов Обращения на отсутствие у М.В. Степаненко «достаточного уровня толерантности и культуры, необходимых для того, чтобы взаимодействовать с представителями других конфессий». Если под «другой конфессией» кришнаиты имеют в виду себя, то им следует понимать очевидное в своей простоте и ясности обстоятельство. Руководитель епархиального Миссионерского отдела по определению не может игнорировать положения Определения Архиерейского собора Русской Православной Церкви (декабрь 1994 г.), где, в частности, говорится, что воззрения «Международного общества сознания Кришны» «разрушают традиционный уклад жизни, сложившийся под влиянием Православной Церкви, единый для нас духовно-нравственный идеал, угрожают целостности национального самосознания и культурной идентичности». Далее в соборном Определении подчеркивается, что «все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви».
На фоне приведенных цитат из документа спрашивается, о каком «взаимодействии» руководителя одной из епархиальных структур с сектой кришнаитов может идти речь? Совершенно ясно, что долг совести каждого православного человека - помочь всякому ближнему человеку, и предостеречь его от роковой ошибки: по неведению оказаться адептом антихристианской секты.
Некоторые положения Обращения томских кришнаитов высвечивают еще одну проблему, которую по праву можно назвать поистине болезненной для России 90-х годов. Тогда многим тоталитарным сектам удалось так или иначе ангажировать чиновников разных министерств и ведомств от федерального до регионального и муниципального уровней, превратив их в лоббистов интересов сект. С тех пор мы наблюдаем отрадное явление прозрения российского общества, в полной мере осознавшего пагубные последствия деятельности сект.
С этой точки зрения административная и финансовая поддержка сектантских мероприятий со стороны чиновника областной администрации, руководителя Департамента по культуре Андрея Кузичкина дает повод для размышлений на предмет того, владеет ли этот чиновник всей полнотой информации о сектах, которые поддерживает? Ведь обладание подобной информацией, безусловно, является неотъемлемой частью его служебной компетенции. И если обладает, то, исходя из каких соображений, игнорирует информацию о негативной деятельности сект и опасных социальных последствиях этой деятельности, покровительствуя сектам, чье учение и практики совершенно чужды российской культуре?
Секта «Общество сознания Кришны» в отличие от традиционного индуизма отличается активным прозелитизмом, поэтому нам понятна озабоченность, высказанная и жителями д. Кандинка Томского района, и Томской епархией по поводу строительства кришнаитского религиозного поселения. В реальных и теперь скрываемых от общественности планах томских кришнаитов это поселение должно стать региональным миссионерским центром. Это со временем неминуемо приведет к обострению социально-религиозной обстановки в регионе из-за усиления проповеднической деятельности сектантов среди христиан. Также с несвойственным для традиционного буддизма прозелитизмом действует в России необуддийская секта Карма-кагью ламы Оле Нидала.
Собственно усиление апологетической работы Томской епархии в последнее время является вполне естественной и адекватной реакцией Церкви в ответ на активизацию прозелитической деятельности кришнаитов и необуддистов. Усиление же активности этих сект в значительной мере произошло вследствие поддержки их Андреем Кузичкиным. Напрашивается печальный вывод, что религиозная напряженность в регионе имеет своим корнем непродуманную религиозную политику областного департамента культуры. И весь шум, который подняли эти две пока еще маргинальные для Томска секты, по нашему мнению, не в последнюю очередь есть ни что иное, как их борьба за бюджетные деньги и сохранение административной поддержки.
Выражаем уверенность, что Администрация Томской области, несомненно, разберется в сложившейся ситуации и даст соответствующую оценку попытке последователей тоталитарных сект воспрепятствовать неотъемлемому праву российских граждан получать открытую достоверную информацию по вопросу угроз, проистекающих от деятельности этих сект.
Президент РАЦИРС
профессор А. Л. Дворкин
Ответственный секретарь РАЦИРС,
священник Лев Семенов,
кандидат исторических наук, доцент