[14.07.2011] Как я искал смысл жизни в «Шираме»
ПОСЛАЛИ НА НИРВАНУ
- Смотри, чтоб тебя там не завербовали или на вилы не подняли, – смеясь, напутствовали меня коллеги.
Они отправляли меня в безбрежное путешествие по подсознанию, в тверскую глубинку, к людям, которых многие называют сектантами, в общество «Ширам» (Хирама – др. японский временный коллектив). И, заряженный редакторским оптимизмом и напутствиями, с мыслями о вилах, надев крестик как оберег, я пошел искать свою духовную нирвану.
Путь до деревеньки Боровое, что под Торжком, был близок, но мучителен. Меня терзали смутные сомнения, детские страхи и взрослые комплексы. Кем прикинуться – дурачком, юродивым или молчаливым всезнайкой не от мира сего, чтоб меня там приняли, накормили, просветили и не убили? Решил, что они должны увидеть во мне щедрого на помыслы и жадного до знаний переростка.
На ватных ногах по гравию подбредаю к заветному домику, где, согласно местным преданиям, обитают ОНИ – сверхчеловеки с мадагаскарскими тараканами в головах. Меня встречает женщина без балахона и ритуальных татуировок на челе, с виду – обычная горожанка, в блузе и потертых джинсах.
- Что вы хотели?
- Просветления, – брякаю я и, как бы извиняясь, шепчу: – духовного.
- Это вам к Гене, заходите, он в доме, а мне в город пора, – и, сиганув в джип, укатывает в сторону от моей судьбы.
ПРЕЛОМЛЕНИЕ БУТЕРБРОДОВ
Геннадий оказался человеком-громадой, в нем всего было много – и роста, и веса, и ума в серых глазах.
- Неспроста ты сюда… Не засланный ли «казачок»? Тоже, небось, считаешь нас сектантами? – улыбаясь, допрашивал он меня.
И я раскололся, покаялся, дал слабину – признался, что журналист, ищущий истину и мечтающий познать образ, стиль и смысл жизнедеятельности «Ширама».
- Да без проблем, я тебе все расскажу, покажу, нам скрывать нечего. Пойдем-ка сначала чайку попьем, в «Сеги» сыграем да попутно и побеседуем.
К огромному столу с печеньем и кружками подтянулись соратники Гены – Света и Виталий. Геннадий («гуру» – так я сразу обозначил его для себя) достал огромную а-ля шахматную доску с рядом непонятных выпиленных из дерева фигурок с выжженными на них символами. Это и были «Сеги» – японский аналог шахмат, только десятикратно усложненный.
С этого момента мое тело начало действовать отдельно от разума. Я потянулся к сумке, достал оттуда припасенные из дома бутерброды с колбасой.
- О! – сказал гуру и, отломив половину бутерброда, передал ее Виталику.
- Да, – пробормотал я и, преломив свой бутерброд, отдал половину Свете.- Слушай, Леш, никакая мы не секта. Знаешь, давным-давно из движения «хиппи» выделился так называемый поток «нью-эйдж» (новый век. – Ред.) – попытка создать из себя человека будущего. Именно этим мы и занимаемся. Изучаем психологию, зачитываемся философскими трудами. Общество со своим глобализмом зашло в тупик, и мы, прежде всего, пытаемся изменить себя, свой образ жизни, отойти от жажды потребительства, отдыхать душой, общаться, открывать в себе новые таланты.
- Утопия! – изрек я, сняв с доски «копьем» пешку Геннадия.
- Для кого как, я лично ничего не вижу плохого в том, что человек стремится к самосовершенствованию, живет, никому не мешая, питает свой мозг добротой. Тебе шах! – «дракон» Геннадия уверенно сожрал моего «генерала».
- Есть такой термин – «зарача» – интеграция человека со средой, с природой. Несколько лет назад мы с друзьями в Питере решили, что с нас достаточно серых будней, пора бы подумать о саморазвитии. Стали проводить тренинги личностного роста, увлеклись трансперсональной психологией, идеей целостности личности.
- Что плохого в том, чтобы быть ближе к природе, заниматься экологией, психологией, отказаться от агрессии? – честно смотря мне в глаза, спросила Света.
- Здесь мы создали маленькую модель экопоселения. Кстати, тема сейчас популярна во всем мире. Мы выращиваем овощи, фрукты, разводим перепелок, кроликов (кстати, и карликовых тоже, на продажу), посадили аллею кедров, обустроили «сад камней», установили солнечную батарею – в общем, стараемся наносить природе как можно меньший вред. И это доставляет нам удовольствие.
- А на что живете, на какие такие средства землицу здесь прикупили?
- Так мы ведь не постоянно здесь, работаем и хорошо зарабатываем. Здесь наша отдушина от городской суеты.
- Тебе мат! – объявил гуру, загнав моего короля в угол. – Не расстраивайся, в «Сеги» играть быстро не учатся.
|
«МЫ ПСИХОЛОГИ, А НЕ ИЗВРАЩЕНЦЫ»
Поставив мне мат, допив свой чай и дожевав мой бутерброд, Геннадий неожиданно спросил:
- Ты знаком с трудами Кена Уилбера, психолога, а Маслоу?
- Я и Фрейда-то не читал, – не покраснев, признался я.
- Эх, дикий ты, – смеясь, резюмировал гуру. Пойдем, лучше проведу экскурсию по дому.
И вот я уже не на банальной кухне, а в центре ИХ вселенной. По стенам развешана масса рукодельных часов, светильников, с потолка свисают непонятные конструкции, словно созданные по наброскам великого Леонардо, в углу – модель Солнечной системы, созданная из детских пластмассовых шариков.
- Здесь мы собираемся с друзьями, иногда приезжает человек по 15 – 30. Среди них люди разных профессий – программисты, врачи, бизнесмены, музыканты, психологи, есть даже чемпион мира по тхэквондо. Беседуем, размышляем о жизни, устраиваем тренинговые игры, мастерим головоломки…
|
- Оргии, – с надеждой добавил я, цепляясь за последнюю соломинку принадлежности этих людей к некоей секте.
На меня вновь посмотрели, как на дикого, и рассмеялись.
- Мы психологи и нормальные люди, а не извращенцы.
- Что за игры-то?
- Не удивляйся – например, час смеемся, час плачем, час наблюдаем друг за другом. Это помогает раскрепоститься и познать себя.
- А это что за штука? – спросил я, указывая на полую, покрытую лаком корягу.
- Диджириду – древний австралийский духовой инструмент из эвкалипта. Сейчас я научу тебя на нем играть – дуй и делай губами «тпрру», – загорелся гуру Гена.
Я попробовал, и у меня получилось – диджириду издал утробный, глубокий и зазывный стон, как будто призывая невидимое войско вступить в бой с меркантильным миром.
- Нас недавно оскорбили, назвали извращенцами, сказали «Идите вон из деревни», – грустно произнесла Светлана в тон продолжавшему звучать диджириду.
- Кто?- Кабанов, он на окраине деревни живет.
«ВОИН ХРИСТОВ» И БЕССТЫДСТВО ЖУРНАЛИСТА
Сергей Кабанов, отставной военный из Москвы, встретил меня с обнаженным торсом, украшенным массивным крестом, и с кувшином ледяного лимонада в руке.
- Они купили несколько соток земли рядом с моим участком. Боюсь, что огородят забором, в лес не пройти…
- И поэтому они извращенцы? – отхлебнув ледяной жидкости, с непониманием посмотрел я на него.
- Да они вообще по деревне голышом расхаживают! Точнее, не по деревне, а нагими в речке купаются! Грех это, непотребство. Хотел старость закончить в спокойствии, благодати, а они чудят. Бревно мне на колядки подарили…
Чудачество, по словам возмущенного Сергея Анатольевича, заключается в том, что они, Ширам, сначала объявили себя экологами, потом психологами, а теперь еще и фермерами.
- Они «бабки» хотят срубить на своих психотренингах, вся их наука направлена на изменение сознания, не по мне это, не по нраву. Они как будто за голову укушенные. Скоро начнут пропагандировать секс с овощами, животными.
Оказалось, что Сергей, как человек истово верующий, обратился за советом к своему духовнику, и тот сказал, что он теперь «воин Христов», благословил на битву со странными людьми.
- Да, я «воин Христов» и решил поставить их на место. Да, назвал извращенцами, так они на меня за это в суд подали. Но я не остановлюсь – нечего голыми купаться, в нашей деревне это не принято, нецеломудренно все это.
Как оказалось, судебная тяжба между «ширамщиками» и «воином Христовым», оскорбившим их, далека от завершения. Возможно, все решится мирным путем: Кабанов извинится и они будут жить бок о бок в мире и согласии.
|
Пройдясь по деревне и поговорив с другими местными, я не встретил агрессии к Шираму.
- Они никому не мешают, да и голыми они если и купаются, то за деревней, в Тверце, – отмахнулась от меня жительница Питера Екатерина Михайловна.
Вернувшись в Ширам, я увидел, как Виталик один горбатится, возводя крышу «японского домика». Перевоплотился из журналиста в плотника и весь оставшийся день помогал ему таскать брусья, пилить рейки да заколачивать гвозди. Апогеем моего «героизма» стал экскурс на Тверцу – плавал я, как и «ширамщики», голышом. Чудилось, что из кустов за мной наблюдает возмущенный и целомудренный «воин Христов».
«У каждого своя свобода», – пытался философствовать я, бредя по дороге от Борового к трассе Москва – Питер. И, как бы в подтверждение моих слов, на обочине за поворотом, в десяти метрах от трассы увидел водителя фуры, который присел надолго и по-большому. Глаза его сияли счастьем. Счастливые глаза были и у дорожной проститутки, которая, стоя на остановке, за двадцать минут успела обслужить трех клиентов. Видимо, для нее это был свой тренинг личностного роста.
Комментарий священника
Протоирей Георгий Белодуров, заместитель руководителя миссионерского отдела Тверской и Кашинской епархии:
- Шарам не является тоталитарной сектой. Это нью-эйджевское движение. Связано с экопоселениями в глухих уголках. Им близок оккультизм, мистика, близость к природе. Духовные семинары под руководством наставника.