[11.07.2011] Мурманчанка в поисках Бога сменила четыре секты

Богоискательство всегда было в характере русского человека. Раньше поиск истины приводил к тому, что пытливый верующий поддавался влиянию сект различных толков, возникших вокруг православия. Теперь же, после того как Россия стала более открыта Западу, в страну потекли адепты самых разных религий и ересей. И порой только чудо помогает вырваться из этого плена.


От православия оттолкнули условности

- Ужасы про то, что люди, попав под влияние проповедников сект, уходят из семей и превращаются в фанатиков - правда лишь отчасти, - утверждает Марина. - Со всеми происходит по-разному. Для одних мир замыкается только на их вере и общении с другими последователями подобных учений. Вторые живут обычной жизнью, приходят - уходят. Третьи ищут помощи в трудной ситуации. На мой взгляд, останешься ли ты в секте, во многом зависит от того, какой ты и как на это будут реагировать твои родные.

Члены семьи мурманчанки на каждый виток ее богоискательства реагировали по-разному. А то, что жить без Бога невозможно, Марина усвоила от бабушки.

В далеком детстве старушка водила ее в церковь. Вместе они молились, соблюдали посты и часто читали Библию. Перейдя в пятый класс, всегда послушная девочка вдруг взбунтовалась. Однажды в церкви она громко принялась расспрашивать бабушку, почему здесь торгуют книгами и ритуальными принадлежностями, ведь Христос, если верить Библии, изгнал торговцев из храма. Бабушку с внучкой попросили на улицу. Старушка пожурила девочку, сказав, что та маленькая и ничего не понимает.

Шли годы, и уверенность Марины, что в православии что-то не так, крепла.

- Слишком много условностей, слишком много нужно сделать, чтобы приблизиться к Богу, - говорит Марина. - Женщина не может прийти в храм, если она одета несоответствующим образом. Нельзя просто пообщаться с батюшкой. Нужно купить свечи, заказать молебны, раздать милостыню.

В конце концов Марина переметнулась к баптистам.

- Всегда находился человек, который меня вводил в то или иное объединение, - признается женщина. - Дело было в 90-е, я работала в больнице, и однажды к нам привезли старушку-баптистку.

Пенсионерка позвала девушку на молитвенное собрание. Марина сходила и некоторое время добросовестно посещала их, но потом разочаровалась.

- Основное отличие от православия в том, что нет икон, - сетует Марина. - Проповеди красивые, но баптисты живут так же, как и небаптисты. А мне хотелось жить правильно.


Не достойная Иеговы

Разочаровавшись в баптистах, Марина стала «Свидельницей Иеговы» и пробыла ею шесть лет.

- У «Свидетелей» достаточно жесткие правила, даже семейные отношения они строят по Библии, - откровенничает Марина. - Никаких измен, абортов и гражданских браков. Мужчина должен быть главой семьи и обязан содержать жену и детей.

Мурманчанка в тот момент на семейный идеал иеговистов не тянула, и поэтому вынуждена была уйти.

- Они пытаются до последнего сохранить семью, - вспоминает Марина. - У меня были сложности с мужем, он не работал, я хотела разводиться, и члены общины уговорили меня передумать. Мне хотелось расти духовно и проповедовать, но я оказалась недостойной Иеговы. Мало того что до этого развелась с первым мужем, так еще иногда выпивала и отдыхала в ночных клубах. У них не слишком приветствуются мирские соблазны.

Тогда мурманчанке казалось, что Библия — это руководство к действию и «Свидетели Иеговы» его успешно воплощают. А вефили (так называемые дома Бога — закрытые общины с жестким распорядком и практически бесплатным трудом во имя строительства Божьего царства на Земле. — Ред.) как раз представляют совершенное общество.

Впрочем, решение уйти Маркушева приняла еще и под давлением семейных обстоятельств. Сестра поставила ей жесткий ультиматум. Если женщина окончательно становится «Свидетельницей», то та принимает мусульманство и рвет с Мариной всяческие связи.


Всей семьею - к Шри Чинмою

Следующим увлечением Марины стало учение Шри Чинмоя. Этот американский йог считал себя живым воплощением Бога на земле. Он пропагандировал медитацию, запрещал есть мясо и вступать в сексуальные контакты.

- Сначала меня заинтересовали картины, которые последователи этого учения рисуют в своем центре, - рассказывает Марина. - Одна из моих коллег принесла их на работу. Меня поразили мягкие тона и абстрактные сюжеты. Еще она читала афоризмы, принятые у них. Красивые, похожие на стихи.

Коллега пригласила Марину в мурманский центр Шри Чинмоя. Женщине там очень понравилось.

- Я даже привела с собой мужа, - признается мурманчанка. - Он не особо сопротивлялся, но на медитации уснул. Так что больше я его с собой не брала.

Приводила Марина в разные религиозные объединения и свою дочь Юлю. И если у «Свидетелей» девочке не очень нравилось, то шричинмойцы ее тоже привлекли картинами. Юля - художница.

Впрочем, на внешней стороне учения ее общение с ними закончилось.

- В центре была такая дружелюбная атмосфера, красивые песнопения, медитации, - вспоминает Марина.

От шричинмойцев женщину не отвратило даже то, что «учитель» в своих книгах советовал не заводить семей и детей, а посвятить свою жизнь ему.

Но в конце концов глаза у Марины раскрылись. Она стала понимать, что «учителя» слишком много в жизни адептов и он имеет непререкаемый авторитет.

Кстати, некоторые специалисты прямо называют последователей этого учения тоталитарной сектой, а Московский городской суд даже причислил центр Шри Чинмоя к числу деструктивных религиозных организаций. Однако это не мешает ему иметь филиалы во многих городах страны.

В итоге, последователей Шри Чинмоя Марина оставила.

- Последователи некоторых религиозных объединений спокойно реагируют, когда ты уходишь, и с некоторыми я до сих пор сохраняю хорошие отношения, - признается Марина. - А вот моя коллега после того, как сообщила ей, что ухожу, стала демонстрировать явную неприязнь.

Оставив шричинмойцев, Марина заинтересовалась интегральной йогой. Увлечение продолжалось до тех пор, пока два года спустя мурманчанка не встретила с йогами новогодние праздники.

- На моих глазах люди выполняли ритуал поклонения Солнцу и Слону, - вспоминает Марина. - Со стороны они выглядели просто неадекватными.

Это заставило Марину перестать искать Бога нетрадиционным способом.


Родные или единоверцы?

Что же приводит людей в секты? По мнению Марины, это стрессовые ситуации, когда человек оказывается один на один с проблемой.

- Очень многие люди не попали бы в секты, если бы рядом оказались близкие, если бы им помогли, - уверена мурманчанка. - Женщину, которая привела меня к «Свидетелям Иеговы», муж бросил с четырьмя детьми, когда она тяжело болела. «Свидетели» оказали ей реальную помощь, а родственники проявили равнодушие. Хотя потом возмущались, что она стала «Свидетельницей».

По словам Марины, если даже близкий вам человек попал в такую организацию, не стоит пугать и осуждать его. Чем больше вы это делаете, тем вероятнее, что он превратиться в фанатика.

- Мои близкие спокойно к этому относились, - говорит женщина. - Может быть, поэтому я нигде и не осталась.

На вопрос, как она сегодня оценивает подобные организации, женщина ответила:

- Я считаю, что, в первую очередь, это выгодный бизнес. Везде последователям нужно постоянно покупать соответствующую литературу, ритуальные предметы, платить всяческие взносы.

Сейчас Марина не состоит ни в одной из религиозных организаций. Она научилась сама справляться со стрессами и проблемами.

- Мой рецепт - секс и спорт, - улыбается мурманчанка. - А если вам действительно плохо, обращайтесь к психологу. Он поможет вам научиться справляться с трудностями, не впадая в зависимость.


Комментарий священника

«Охотно примем заблудших обратно!»

Отец Владимир, настоятель церкви Святого Пантелеимона, Мурманск:

- Основные причины, почему люди предпочитают секты традиционному православию - две. Это, во-первых, духовная безграмотность. Человек ищет Бога, но не знает, где он находится. Вторая причина - в том, что современное общество - общество потребителей. Люди подбирают религию по принципу удобства, где меньше ограничений, веселее службы, как будто это кружок по интересам. Причем особенно таким подходом грешат те, кто относит себя к христианам. Трудно представить, чтобы мусульманин вдруг стал «Свидетелем Иеговы». Православная церковь не осуждает сектантов. Их считают заблудшими и охотно примут обратно, если человек решит вернуться в лоно православия.

Часто говорят о том, что мы должны бороться с засильем сект. Но время крестовых походов миновало. Решать проблемы с сектами на законодательном уровне должно государство. Дело священников - проповедовать истинное понятие о Боге.

Мурманчане часто жалуются, что их близкие попали под влияние сектантов. Я в таких случаях советую им не ругаться с родными, а запастись терпением и молиться, чтобы Господь открыл человеку глаза.

КП