[16.06.2011] Протоиерей Сергий Филимонов: Противостоять разного рода кашпировским надо духовными методами
Суд не может решать такие вопросы, как деятельность Кашпировского, он не проводит экспертизу и вообще не может её провести, потому что деятельность оккультиста относится к духовной области, к области нематериальных воздействий. Приняв это решение, суд взял на себя такую компетенцию, но духовной областью занимается все-таки Церковь. Именно Церковь может высказывать мнение о том, что может принести духовный вред или пользу. Поэтому я думаю, что судей, которые вынесли такое решение, ждут большие духовные неприятности. Они и их потомки это испытают на себе от того, что они защитили, сами поймут пагубность такого решения. Но они сделали сами свой выбор. Любой человек, который защищает то, что касается магии, волшебства, оккультизма и прочего, становится именно на сторону сил зла, а встав, может пострадать. Это достаточно опасное решение, тем более, что представители Церкви не привлекались к изучению данного вопроса.
Конечно, противодействовать таким деятелям, как Кашпировский, надо не с помощью судебных исков и разбирательств, потому что это мирской путь, а именно духовными методами. С такими вещами не разбираются государственным путем, хотя государство, безусловно, должно в этом помогать. Надо противостоять колдунам молитвой. Люди, которые знают о пагубном воздействии «целителя», не будут смотреть его сеансы. Поэтому страдают в основном люди неверующие, те, кто не понимает сути дела, невежественные в этом вопросе. Церковные люди, вооруженные верой, не ходят на эти сеансы и не смотрят эти передачи, и они, естественно, не пострадают. Кашпировский найдет свою аудиторию, а она найдет его, и это взаимный процесс. Можно это расценивать как попущение Божие, связанное с низкой духовной грамотностью народа, в том числе и тех, кто вынес оправдательное решение по этому вопросу.
Думаю, что репутация суда тоже будет подорвана, потому что к нему будет недоверие со стороны верующих людей, со стороны людей, которые понимают, что несет с собой Кашпировский.
Что касается Кашпировского, то я напомню историю с Арием, которая была в первые века Христианства. Ересь Ария распространилась во многих частях Римской Империи, и человеческими способами её было не преодолеть. Привлекались государственные инстанции, но они её защищали, даже был Император, который, не разобравшись, поддерживал эту ересь. А все равно Арий очень плохо закончил, тут вмешался Господь. Когда выступают люди, связанные с темными силами, они лицом к лицу сталкиваются с Господом. Когда человек бессилен что-то сделать и идет по пути зла, то выступает Господь. Жизнь Ария закончилась тем, что он утонул в нужнике, захлебнувшись нечистотами, - такая вот была страшная смерть. А его об этом старцы предупреждали, но при этом он потряс половину Империи.
Поэтому тут, прежде всего, должно быть молитвенное противостояние, мы должны молиться о защите благодатью Божией. Это ведь относится не только к Кашпировскому: сегодня он, завтра может быть другой человек, третий. На всех не напишешь судебных постановлений. Речь идет о духовной грамотности населения, о понимании смысла болезни, о понимании смысла страданий, испытаний, которые возникают в течение жизни. Если бы люди это понимали, то не было бы почвы для всех этих экстрасенсов. Имеет значение и положение в нашем здравоохранении, когда многие люди не могут получить необходимую помощь, операции стоят баснословных денег. Государство что-то пытается сделать в этом направлении, но этого мало, и не всегда удается. А если бы людям не приходилось постоянно сталкиваться с массой проблем из-за своих недугов, то, вероятно, и ситуация была бы иная с этими «целителями».
А с богословской точки зрения есть четкое учение Церкви о болезни, о смерти, о страданиях. Надо терпеливо переносить Промысел Божий, часто болезнь попускается человеку для оздоровления души человеческой, часто именно болезнь очищает душу. Человек пересматривает свою жизнь, отношения с близкими, становится другим. Так что болезнь приносит пользу человеку. А сегодняшний неверующий человек этого не понимает и хочет, чтобы его заболевание, неважно какое, прошло на каком-то сеансе экстрасенса. Это легкий, но очень пагубный путь.
Вот эти две причины - духовная неграмотность и отсутствие медицинской помощи - и составляют благодатную почву для появления таких людей, как Кашпировский. А то, что законодательство поддерживает таких людей, - это особый вопрос.
По судебному решению этого вопроса тоже возникает неясность. В Законе об охране здоровья есть статья о народном целительстве, там сказано, что подобного рода «лечение» приравнивается к народному, и государство за это ответственности не несет, и все последствия несут на себе граждане. То есть государство снимает с себя всякую ответственность, если люди обращаются к таким целителям. К официальной медицине подобная деятельность не относится. Если люди прибегают к её помощи, то это их личный выбор, и они сами отвечают за последствия. Государство разграничило медицинскую деятельность и деятельность разных «лекарей», это положительная статья закона, потому что до этого любой маг-колдун мог получить патент на ведение своей якобы медицинской деятельности. Сейчас это четко разграничено. Поэтому получается, что суд не учел этого законодательства, Кашпировский не относится к тем, кому позволено называть свою деятельность лечением. И главное, что это вопрос духовный, который не может решаться в суде. Тут нужно решение священства, а не юриспруденции, которая в этих вещах ничего не понимает. Букву закона можно повернуть в любую сторону.
Протоиерей Сергий Филимонов,
заведующий медицинским сектором отдела по благотворительности Санкт-Петербургской епархии,
член комитета по биоэтике при Московской Патриархии,
профессор Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии,
доктор медицинских наук,
специально для «Русской народной линии»