[09.06.2011] Ванга – весть со дна ада
Евангелика означает в переводе с болгарского «благовестие», но в родных краях это имя известной на весь мир прорицательницы употребляется только сокращенно – Ванга и не наполнено изначальным смыслом.
Вангелия Пандева Гущерова родилась 31 января 1913 г. в городе Струмица, который сейчас находится на территории Македонии, в семье земледельца. В трехлетнем возрасте она потеряла свою маму Параскеву, а вскоре на фронт (шла Первая мировая война) мобилизовали ее отца. Ванга до трех лет жила в семье соседки-турчанки.
После возвращения с войны отец женился во второй раз; семья стала зажиточной, но благополучие продлилось недолго, бедность стала постоянным спутником. В поисках работы семья переехала в село Ново. Жила она трудно, едва сводя концы с концами. Отец ухаживал за скотиной, а 12-летняя дочь ежедневно развозила бурдюки с молоком.
Однажды Ванга с двумя двоюродными сестрами шла к ханскому роднику, находившемуся недалеко в поле. Вдруг поднялась страшная буря, смешавшая все вокруг в невообразимую круговерть. Вангу отбросило на два километра в поле. Когда буря утихла, ее нашли обезумевшей от страха под завалом ветвей и земли. Жестокая боль наполняла ее глаза, и она была не в состоянии их открыть; всевозможные промывки не помогали. К вечеру глаза девочки налились кровью. Отчаявшийся отец вернулся со своей семьей в Струмицу.
Многократные попытки вернуть зрение Ванге оставались безуспешными. Отчаяние семьи было полным. Ванга постоянно молилась, чтобы произошло чудо, но результата не было. Долгие месяцы она не могла примириться, что является обузой для своей семьи и ничем не может ей помочь.
В 1925 г. Ванга была принята в Дом слепых в г. Земун. Здесь она впервые пошла в школу для слепых девочек, и в течение трех лет освоила азбуку Браиля для слепых, научилась играть на пианино, овладела разными практическими навыками, необходимыми в домашнем хозяйстве.
В 1928 г. она попросила отца благословить ее выйти замуж за одного слепого парня Димитра из того же Дома слепых, но тот настоял, чтобы она вернулась домой. Его вторая жена умерла во время родов, и в отцовском доме Вангу нашли бедность и трое больных детей. Она должна была стать для них всем.
Вскоре после переезда к отцу Ванга начала выступать как оракул, и ее «пророчества» стали производить впечатление на окружающих людей. Свои необычные способности сама Ванга объясняла присутствием вокруг нее особых прозрачных существ, происхождение которых было ей не известно. Они якобы посылали ей ту информацию о людях, которую она не могла не передать страждущим. Откуда и как она приобрела эти способности, которыми до того не обладала, является вопросом.
Ее сестра Любка рассказывала, что мечтой отца было прозрение Ванги, и однажды он повел их с Вангой в деревню Поголево: там посреди поля стояла церковь во имя Святой Богоматери, в которую множество больных приходили молиться о выздоровлении. Девушки остались переночевать в церкви. Ночью их разбудил шум, и Любка увидела кружащийся внутри церкви небольшой свет. Она спросила Вангу: «Что это было?», и та ответила, что это была Богоматерь, пришедшая ее исцелить. После случившегося все ожидали, что к Ванге возвратится зрение, но этого не произошло.
Родственники ее мужа Димитра Гущерова, за которого она вышла замуж в 1942 г., говорили, что Ванга приобрела эти способности после того, как их сосед мулла, пожалев ее, научил ее каким-то мусульманским молитвам, при помощи которых она могла бы зарабатывать себе на жизнь. Всю жизнь она брала за предсказания деньги, а во время войны – продукты и вещи.
Началом проявления пророческого дара ее родственники называют 1941 г., а именно 6 апреля. Вот как об этом рассказывает ее сестра Любка. Однажды Ванга разбудила ее, чтобы идти в школу, и, сидя на кровати, она увидела, что та очень возбуждена и ее всю лихорадит. Ванга спросила: «Любка, ты видела, как отсюда выезжал всадник?». «Какой всадник?» - удивилась Любка – «Наверное, тебе это приснилось». «Может, и приснилось,- сказала Ванга, - «но это был очень странный сон. Высокий русый и божественно красивый всадник в доспехах древнего солдата, которые блестели как лунный свет, остановился перед нашими дверями, сошел с коня и вошел в темную комнату. От него шел такой свет, что стало ясно, как днем. Он повернулся ко мне и заговорил: «Скоро мир запутается и много народу исчезнет. На этом месте ты будешь стоять и предсказывать о мертвых и живых. Не бойся, я буду рядом и буду говорить тебе, что делать». Здесь надо пояснить, что в Македонии и в других областях Балканского полуострова встречаются древние античные памятники, называемые «тракийскими всадниками» - они изображают мифических тракийских героев: богов и героизированных мертвых.
Вскоре после этого события немецкие войска вошли в Струмицу и его жители покинули свои дома, кроме Ванги и Любки. Когда спустя несколько дней они вернулись в город, то заметили, что Ванга изменилась: она дни и ночи, без отдыха и сна, с пустыми глазами стояла под зажженной лампадой и что-то говорила низким, мужским голосом, ее тело было сильно напряжено. В течение года она вообще не спала.
Чей именно дух вселился в Вангу? Вот слова ее последовательницы Бойки Цветковой: "Мы сделали десятки запросов, консультировались с коллегами, занимающимися паранормальными явлениями, в том числе с Саи-Бабой (знаменитым основателем индийским секты. – Авт.), и уже знаем правильный ответ. Достаточно скоро вы получите возможность в подробностях узнать абсолютно все, связанное с феноменом этого вселения. Могу сказать, что речь идет об одном очень сильном «пророке».
С тех пор для Ванги стало характерным впадать в транс. В одном интервью она говорила, что в эти мгновения ею овладевали большие и малые силы, и эти силы говорили ей, что она должна говорить, и что она только это и передавала. В эти моменты ее голос менялся и становился чужим; он часто описывался ее родственниками как голос другого человека. Когда «силы» овладевали ею, ей становилось плохо, а когда отпускали, весь день она была вне себя. Обессиленная, она полностью находилась под их властью. После трансового состояния ей было трудно вспомнить что-либо. Посетители и присутствующие часто не помнили ни слова из того, что было им сказано ею, некоторые запоминали лишь отдельные фразы. Сама Ванга тоже ничего не помнила и не могла воспроизвести сказанное. Надо отметить, что речь ее была наполнена цинизмом, она говорила словно под гипнозом.
Сначала Ванга гадала на свечах, но из-за ее слепоты это было сопряжено с опасностью пожара, и поэтому с 1942 г. она начала гадать на сахаре. Она требует, чтобы все, посещающие ее, приносили с собою сахар, который до этого должен был у них находиться несколько дней у них: так как кристаллы сахара, разъясняют ее последователи, несут информацию о человеке. Ванга стала известна как «струмицкая гадалка», так ее называли долгое время после ее ухода из Струмицы.
В 1942 г. в их дом в Струмицах пришел некий парень Димитр Гущеров из деревни Крънджалица, чтобы спросить Вангу, кто убил его брата. Ничего не зная о нем, она назвала его по имени и потребовала, чтобы он не мстил за своего брата, и сказала, что он увидит конец убийц. Димитр посещал ее еще несколько раз, а 10 мая 1942 г. в г. Петриче, куда накануне Димитр перевез Вангу и ее младшую сестру Любку, Димитр и Ванга поженились.
Вскоре в их дом в Петричах потянулись за гаданием разные люди. Это не нравилось Димитру, он был этим подавлен, так как хотел сам кормить свою семью. Но способности Ванги не давали ей покоя и искали пути своего проявления.
Затем Димитра мобилизовали на фронт. После возвращения в 1947 г. он исполнил желание Ванги - построил ей новый дом. После этого он внезапно тяжело заболел, начал лечиться спиртом, пристрастился к нему, замкнулся, в общем, стал другим человеком. Своей бедой он ни с кем не делился, это продолжалось 12 лет. После 20-летнего замужества, в1962 г. Ванга стала вдовой.
Все время она принимала людей, которые приходили отовсюду. Город Петрич находился в пограничной зоне, и вход в него был возможен только с разрешения милиции. Способностями Ванги в то время заинтересовались и некоторые ученые. Профессор Георгий Лозанов объявил, что Ванга должна стать объектом научного исследования. 3 октября 1967 г. Ванга назначена старшим научным сотрудником Института суггестологии и парапсихологии с заработной платой в размере 300 левов, средняя заработная плата в то время была 150 левов.
Ванга становится «государственной гадалкой», в том же году, в качестве подарка на день рождения, ей определили личного телохранителя. Горсовет составлял списки тех, кто хотел ее посетить, и определил цену в 10 левов за каждое ее посещение. Кроме этого, люди давали деньги и Ванге, а также непосредственному ее окружению. Таким образом она превратилась в «машину для печатания денег». Деньги шли в республиканский бюджет. В 1974 г. был сделан первый фильм о Ванге, который, надо заметить, ей не понравился.
За 55 лет деятельности знаменитой болгарки у нее побывало более миллиона ходоков. Таким образом, только до 1990 г. в государственную казну поступило более 9 млн. левов.
К своему 80-летию Ванга хотела построить детский сад на деньги, сэкономленные ею, но не получила разрешения на это. Интересно, как можно сэкономить сумму, которая была неподъемна в те годы и для государства? В середине 1970-х гг. Вангой занялись болгарские спецслужбы с целью проверки ее доходов, произвели даже обыск, во время которого нашли у нее около 90 тысяч левов.
В Петричах есть такая традиция: каждую пятницу население отовсюду стекается в маленький монастырь преподобной Святой Параскевы Пятницы, чтобы помолиться ей о своих нуждах. Не исключением была и Ванга, но впоследствии она перестала посещать этот монастырь.
Позже Ванга поселилась вблизи местности Рупи, в 10 километрах от города. Здесь она решила построить церковь в честь святой Параскевы Болгарской (ее мощи сечас находятся в г. Яш в Румынии). Заметим, что имя этой же святой носила самая посещаемая церковь в этом крае.
В те времена Ванга вошла в сформировавшийся теософский кружок вокруг дочери главы страны Людмилы Живковой, тогда министра культуры. В нем часто устраивались встречи гадалки из Петричей с разными высокопоставленными людьми.
После демократических перемен в стране, у Ванги появилась возможность построить желаемую церковь. В 1991 г. был сделан первый шаг в ее строительстве без участия духовных лиц. Само это действо Ванга назвала «жертвоприношением». Перед закладкой основания церкви был составлен список всех присутствующих, и он был зарыт в землю вместе с монетами. Но в тот же вечер ей «явилась пресвятая Параскева», и указала для церкви другое место. Это явление смутило и подавило Вангу. Очевидно, «пророчица» не ожидала, что ее действия будут под пристальным вниманием Небесных сил.
Закладной камень церкви был положен 20 августа 1992 г. тогдашним Неврокопским митрополитом Пименом. Отмечу, что в тот год в Болгарской Церкви произошел раскол, и митрополит Пимен был одним из его организаторов.
Сооружением церкви руководил созданный Фонд Ванги, в который входили известные люди, впоследствии в него привлекали и некоторых представителей интеллигенции. Строительство сопровождалось слухами о злоупотреблении средствами, пожертвованными людьми со всей страны. Смущение православных христиан вызывал и архитектурный облик «храма»: он не отвечает церковным канонам. Центральное место в художественном оформлении храма занимает образ святой Петки Болгарской, фрагменты из ее жития, и напоминает проекты конструктивистов. Внутренние своды и стены храма расписал один из самых известных современных болгарских художников Светлин Русев. Он увековечил в храме и Вангу, написав ее портрет.
По заявлениям Фонда Ванги, сооружение должно было являть собой какую-то европейскую «общечеловеческую церковь». После недовольства и неодобрения самой Ванги, в проект здания были внесены некоторые изменения, но не все было исправлено до конца.
В 1994 г. был освящен алтарь храма, уже каноническим Неврокопским митрополитом Нафанаилом, но проблемы вокруг храма не исчезли. Им начали распоряжаться раскольники и члены Фонда. В настоящее время храм постепенно превращается в туристический центр, а образ Ванги - в некий торговый фирменный знак. Между родственниками Ванги и Фондом возникло острое противоречие, и каждая из сторон претендует на свою правоту.
Здоровье Ванги тем временем резко ухудшалось. В начале августа 1996 г. без уведомления родственников больную Вангу отвезли в Софию в сопровождении прокурора г. Петрича Димитром Вылчевым, из ближайшего ее окружении, именовавшего себя ее сыном, хотя детей у Ванги никогда не было.
Умершую 11 августа 1996 г. от рака Вангу похоронили вблизи построенной ею церкви, не исполнив ее воли, выраженной ею родственникам и сестре Любке.
Ванга не основала никакого учения, она никогда и не имела такой цели; она не написала ни единой строки, так как она была неграмотной и ставила вместо подписи отпечаток пальца. В последние годы ее жизни ее окружение стало называть ее «святой пророчицей и мученицей»; сама она никогда не соглашалась с этим и называла себя просто измученной женщиной.
Число цитируемых пророчеств Ванги неуклонно растет, причем по любому поводу, все они признаются безусловно безошибочными и широко распространяются ее последователями. Сама Ванга при этом остается где-то позади, в тени.
При жизни и после смерти прорицательницы о ней появилось много книг. Авторы их, каждый по-своему, истолковывают предсказания Ванги. В книгах рассказывается, что она говорила на простом народном языке и в то же время приводятся в пример такие слова, как «карма» и «перевоплощение».
Самой феноменальной считается способность Ванги «общаться с мертвыми». Многие общавшиеся с ней были потрясены тем, что она передавала им слова их умерших родственников. При этом она сама осознавала, что все это – не от Бога и говорила своим родственникам: «Кто позволит душе умершего прогуливаться по внешнему миру туда-сюда и пугать своих родственников?»
Создается впечатление, что пишущие о Ванге не понимают и не хотят понять ее феномен, не всегда вспоминают все то, что было ею сказано; они лишь точно пересказывают ее пророчества и приписывают ей безграничные способности лечить все болезни самыми простыми средствами. Естественно, приводятся описания различных случаев, например, когда по совету Ванги ее сестра собрала указанную ей целебную траву и, натерев ей ногу, выздоровела. Травы, вода, и различные незамысловатые предметы (кукла, скатерть и др.) – вот, что использовала Ванга для лечения всех болезней. И никто не пишет о том, какие слова она бормотала, держа в руках «незамысловатые» предметы, якобы придающие ей силу.
Известно, что однажды, когда недалеко от нее оказался крест с частицей Честного и Животворящего Креста, -- она не смогла пророчить и потребовала, чтобы он был удален от нее, так как, по ее словам, Крест ее «сжигал». И если кто-либо рядом совершал православную молитву, она не была в состоянии проводить свои сеансы. В таких случаях она впадала в гнев и криками пыталась помешать молящемуся, а если это не удавалось, прекращала сеанс «ясновидения».
Сестра Ванги Любка рассказывала, что после того, как по Ванге были совершены заупокойные сорокадневные литургии, та явилась ей во сне и сказала: «Любка, хватит, хватит Литургий. Я на дне ада, и мне это не помогает, только больше сгораю».
Нужно отметить, что после смерти Ванги ее окружение имело связи с теософом Петром Дыновым, известным далеко за пределами Болгарии. Дынов основал во время Второй мировой войны так называемое «Белое братство». Эта секта сейчас имеет связи с лжехристом Вассарионом. Виссарион (настоящее имя бывшего сержанта милиции, уволенного за пьянство, как вы знаете, Сергей Тороп) был в Болгарии четыре раза; известно, что он купил два участка земли свыше 200 гектаров, чтобы организовать в Болгарии свои поселения. Последователи Ванги имеют также связи с неоязыческой сектой «Анастасия», основанной Мегре-Пузаковым.
В последнее десятилетие такое оккультное явление, как «вангизм», является не единичным, а самым характерным. Под прикрытием церковности самые разные экстрасенсы и шарлатаны совершают свою деятельность. Взяв с обратившихся к ним людей соответствующую сумму, очень часто они посылают их к священнику, чтобы он прочитал им молитвы святого Василия Великого. Для обмана людей многие из колдунов с молитвой и святой водой совершают свои магические обряды; их постоянным атрибутом являются православные иконы. Они постоянно ведут разговоры о том, какая из икон «сильнее», какого достоинства вещества, из которых сделаны образа, как будто изображенные на иконе святые не совершают чудеса Божией благодатью.
Телевидение показывает 90 % всех оккультных мероприятий: экстрасенсы, «целители», гадатели и тому подобные сменяют на экране один другого. Многие из них стремятся получить разрешение на свою деятельность у государства. Они надеются, что предложенный депутатами для обсуждения законопроект об альтернативной медицине усилит их влияние. Требования о медицинском образовании в отношении себя «целители» свели до минимума, а в некоторых случаях такое образование у них полностью отсутствует. Зачастую им достаточно просто пройти какой-то «энергетический курс», а большая часть этих «курсов», надо сказать, организована на территории России.
Архимандрит Варнава(Сатиров),
игумен Роженского монастыря Неврокопской епархии
Болгарской Православной Церкви