[13.03.2006] «Маг» умер. Да здравствует царство оккультизма?!
Уход из жизни Юрия Лонго (урожденного Головко), называвшего себя магом и немалым числом людей воспринимавшегося таковым, вызвал заметный информационный бум, что само по себе побуждает к размышлениям. Пытаться проникнуть в тайны личности Лонго (если такие вообще существуют) мы оставляем на долю его добровольных биографов. Заметим лишь, что есть ряд прямых фактов, свидетельствующих, что он сам не слишком обольщался на счет собственных особых магических способностей. Так, протоиерей Александр Новопашин подтверждает, что Лонго обращался к нему с просьбой о крещении, заявляя при этом, что он никакой не маг, а всего лишь эстрадный артист, и что все творимые им на публике «чудеса» — это всего лишь атрибуты его сценического имиджа. Попутно отметим, что и по каналам центрального телевидения в эти дни прошли видеосюжеты, где сам Лонго раскрывает незамысловатую механику своих «чудес», тем самым разоблачая их.
Однако очевидно и то, что смертью артиста оригинального жанра и легендами о нем не преминула воспользоваться шумная российская оккультная тусовка, которую в силу ее многочисленности впору называть сообществом оккультистов или их профессиональной корпорацией. Убедиться в том, что наше общество захлестывают волны самого махрового оккультизма несложно. Так, «Литературная газета» в номере за 1 февраля этого года приводит данные одного из недавних социологических исследований, согласно которому к космобиоэнергетике, магии, колдовству, астрологии и прочим подобным оккультным концепциям с доверием относятся более шести с половиной миллионов россиян, что составляет более 4 процентов населения страны.
Не говоря уже о естественном противодействии оккультным тенденциям со стороны Русской Православной Церкви, темное пятно оккультных воззрений в сознании россиян на протяжении ушедшего двадцатого столетия пытались стереть многие представители светской культуры и науки. Недаром в разгар серебряного века, достижения которого были покрыты пеной беспринципного заигрывания пресытившейся публики оккультизмом во всех его видах и проявлениях, одной из привычных тем для сатириков (вспомним хотя бы Аркадия Аверченко) стала приверженность экзальтированных дам к столоверчению, вызыванию духов и прочим оккультным искусам.
Миновали многие десятилетия исполненной трагизма российской истории, и на излете двадцатого века группа выдающихся отечественных ученых (академики Садовничий, Лаверов, Кругляков, профессор Капица и др.) бьет тревогу, обращаясь к общественности с заявлением, разоблачающим едва ли не повальную подверженность россиян самым дремучим паранаучным и околорелигиозным представлениям и суевериям. Даже среди считающих себя православными, по данным социологов, 25% опрошенных верят в магию и колдовство, а 30% — в астрологию и гороскопы.
Нет нужды, собственно, обращаться к результатам социологических исследований, чтобы убедиться в этой грустной картине. Возьмем светские СМИ. Достаточно открыть почти любую газету или иллюстрированный популярный журнал, чтобы нашему глазу предстало шокирующее соседство очередной странички православного календаря и астрологического прогноза. На телевидении и радио столь же причудливым образом выделяется эфирное время для бесед православного духовенства и «глубокомысленных» прорицаний астрологов. Что уж говорить о рекламных страницах наших изданий, где порой целую полосу занимают зазывания конкурирующих друг с другом гадалок, «целителей», «ясновидящих» и пр. с их заманчивыми посулами приворожить, вернуть (за один сеанс и, разумеется, за круглую сумму) мужа, исцелиться от недуга или сказочно разбогатеть. И это еще внешне в цивилизованной форме, а ведь помимо печатных изданий вопли оккультных зазывал несутся к нам со всех столбов, щитов на остановках транспорта, рекламных тумб и даже со стен и дверей учреждений Минздрава. А наше сверхлиберальное общество продолжает относиться ко всей этой вакханалии магии и оккультизма с поразительным спокойствием и равнодушием.
Разумеется, всесторонний анализ причин подобного положения вещей потребовал бы специального глубокого исследования. Здесь же стоит лишь заметить, что при изучении этого явления мы столкнемся с широким спектром факторов. Среди них окажутся обстоятельства исторического, социального свойства, а также и определенные общекультурные закономерности. Так, формирование картины мира современного россиянина не может не испытывать воздействия постмодернистских методологических подходов, с одной стороны, открытых для самых разнообразных феноменов мировой культуры, а с другой, сознательно обращающих эти феномены в калейдоскоп — грандиозный и чудовищный своей зловещей контаминацией добра и зла, света и тьмы. Изощренность интеллектуально-эстетической игры в постмодернизме неминуемо оборачивается утратой векторности мирового культурного развития, тем самым приводя культуру человечества к потере ею своего внутреннего смысла, заложенного в провиденциальном, онтологическо-эсхатологическом измерении. Это измерение проявляет себя в православном мировидении и затемняется шелухой любых оккультно-теософских построений.
Но на то и дана изначально человеку свобода выбора, чтобы люди, оказавшись в любой культурной ситуации, сумели не лишиться ориентиров, правильно разобраться в окружающем их разнообразии, отличить подлинные ценности от порой пленяющей мишуры расхожих соблазнов. Всякая контаминация (особенно когда речь идет о глубинных смыслах) возможна в своем существовании лишь до определенной черты, за которой ожидают бездна и крушение. Наличие в голове человека двух диаметрально противоположных воззрений на один и тот же предмет, на языке медиков, представляет типичную картину патологической раздвоенности сознания. Сегодня немало зримых черт указывают на то, что этот болезненный симптом глубоко поразил общественное сознание россиян.
К сожалению, зачастую отечественные СМИ (как, впрочем, и зарубежные) охотно потакают нетребовательности зрительской, слушательской и читательской аудитории, предлагая ей на потребу невзыскательного вкуса и собственных коммерческих интересов дежурный набор мини сенсаций на тему «чудесных» исцелений, «вещих прозрений» и тому подобной продукции духовного ширпотреба. Стоило бы, однако, представителям СМИ задуматься, наконец, о своей социальной ответственности, презрение которой как лишает миллионы россиян мировоззренческой четкости и идентичности, так и набивает карманы шарлатанов и проходимцев.
Признаком пусть робко, но все же заявляющей о себе тенденции оздоровления российского общественного мнения и некоторого прояснения на его мировоззренческом небосклоне служит и недавнее внимание, проявленное депутатами Московской городской думы, выступившими с законодательной инициативой, ограничивающей деятельность самозванных целителей, прикрывающихся ссылками на традиции народной медицины, а также запрещающей использование таковыми религиозной символики (свечей, икон) в целях искусственного и обманного привлечения клиентуры из числа лиц, для которых эта символика значима.
Хотелось бы, чтобы подогреваемая в некоторых СМИ шумиха вокруг смерти Юрия Лонго, объективно способствующая нагнетанию в обществе нездорового интереса к явлениям оккультного свойства, не смутила россиян и не увела кого-то из них со спасительного пути в темный и смрадный мир оккультизма, обрекающий на разочарование, потери и в конечном счете на погибель.
Президент РАЦИРС
профессор А. Л. Дворкин
Ответственный секретарь РАЦИРС
священник Лев Семенов,
кандидат исторических наук, доцент