[03.06.2011] Чтобы соединиться с Православием, католики должны перестать быть католиками и отказаться от папства
«Расколоть единство нашей Церкви слабо, но попытки, конечно, будут. Всякие самозваные сборища в силу того, что невозможно найти, в чём бы обвинить Церковь, выискивают какие-то поводы: то им не нравятся дорогие часы у Патриарха, то ещё чего-то. Также и с этим экуменизмом», – заявил 29 мая 2011 года в эфире телеканала «Спас» глава Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов, отвечая на вопрос телезрительницы, как относиться к обвинениям священноначалия РПЦ в экуменизме. Видеозапись передачи была выложена на мультимедийном портале отца Димитрия.
«Сам по себе экуменизм содержится в нашем богослужении, потому что мы всё время молимся на каждом богослужении (утром и вечером) «о мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех». Вот это «соединение всех» и есть экуменизм, и это очень древняя молитва, – отметил священник. – С другой стороны, мы, конечно, понимаем что это невозможно, потому что наши пути с католиками разошлись тысячу лет назад, и чтобы соединиться, католики должны перестать быть католиками и отказаться от папства, либо православные стать католиками, чего нам тоже не хочется. Так что ни того, ни другого не дождёшься».
«Никаких евхаристических совместных служб не происходит, я об этом ничего не знаю, – заявил глава Синодального отдела, комментируя некоторые сообщения об экуменических богослужениях. – Я знаю об одной такой службе, которую совершил один архимандрит-иконописец, но он тут же попал под запрет за нарушение церковных канонов. Это было много лет назад, по-моему, лет десять. Он как-то так расчувствовался, что захотел слиться в братской любви… Поэтому это всё клевета тех людей, которые ничего не могут: одни и те же трафаретные обвинения, которые абсолютно несостоятельны, потому что реально никакого объединения невозможно».
«Единственно, – заметил отец Димитрий, – некоторыми площадками, которые можно назвать экуменическими (например, Всемирный совет церквей) мы в прошлом пользовались для того, чтобы объявить позицию Русской Православной Церкви, а не для того, чтобы слиться с протестантами».
«И потом: ну зачем нам с ними сливаться? – возмутился священник. – Вот стакан с холодной водой, а вот поставим рядом кипяток. Холодная вода прохлаждает, а в кипятке чай заваривают, но если это взять и слить, получится тёплое неудобоваримое пойло. Экуменизм должен иметь смысл, понимаете, а его нет. Люди приводят каноны, высказывания Феодосия Печерского, но сами в этом вообще ничего не понимают и даже толково никому не могут объяснить, что такое экуменизм. Поэтому и пугают: кого паспортами, кого индивидуальным налоговым номером, кого штрих-кодом. Это всё фобии, которые к христианству, к сожалению, никакого отношения не имеют».