[22.04.2011] «Тьме не победить свет»
На этой неделе, а именно 13 апреля, российские католики отпраздновали юбилей – 20-летие восстановления структур Католической церкви в России, сообщает «Радио Ватикана». 20 лет тому назад папа Римский Иоанн Павел II установил апостольские администратуры для европейской и азиатской частей России. В проповеди на торжественной мессе архиепископ Павел Пецци, возглавляющий российских католиков, обратил слова благодарности к Иоанну Павлу II за то, что он решился на этот шаг, и к своему предшественнику архиепископу Тадеушу Кондрусевичу, «который своими страданиями воплотил в жизнь это возобновление структур церкви».
В связи с 20-летием восстановления католических структур в России мы попросили известного церковного публициста и богослова диакона Владимира Василика рассказать, как 20 лет назад насаждалось католичество на Русской Земле:
Католичество 20 лет тому назад насаждалось в России по обычным католическим стандартам. Вспоминается, как Андрей Блюм, будущий владыка Антоний, бедствовал со своей мамой, голодал, не мог получить приличного образования. И вот его пригласили в престижный католический колледж. Он блистательно сдает все экзамены, и сияющий директор говорит его матери: «Мадам, Вы, наверное, понимаете, что Ваш сын должен стать католиком». На это будущий пастырь ответил, что он не хочет, чтобы его продавали, и он вместе с матерью навсегда покинул это учебное заведение.
По известным рецептам, что-то подобное было и 20 лет тому назад. Вкладывались большие средства, организовывались образовательные структуры, в частности, возрождалась римо-католическая семинария. Примечательно, что огромное большинство преподавателей были нерусские, это были в основном поляки, французы и итальянцы. Огромные средства шли на стипендии и гранты для всех желающих. Это была своего рода ненавязчивая пропаганда. Аккомпанементом ко всему этому являлись захваты православных храмов с помощью украинского ОМОНа, когда в ход шли саперные лопатки и гранаты со слезоточивым газом. Католичество насаждалось у нас под аккомпанемент убийств украинских священников и мирян.
Для меня удивительно слышать из уст Павла Пецци о каких-то «страданиях» Тадеуша Кондрусевича. Советская власть его ничем не обидела, никак не преследовала, никуда не сажала, российская власть тем более. Уж если говорить о страданиях, то есть смысл говорить о тех страданиях, которые он причинил православным. Когда с помощью хитрых технологий он исторгал из лона Русской Православной Церкви весьма достойных людей, прежде всего, молодых. Вспоминаю свою однокурсницу по филологическому факультету Санкт-Петербургского государственного университета, которая была хорошей православной девочкой и вдруг, в одночасье, заявила, что Православная Церковь не истинна, истинна только Римо-католическая церковь и т.д. Переубеждать её было бесполезно, католики её основательно зомбировали.
Вспоминается ещё один молодой человек, которого звали Августин. Он был крещен в Православии, а потом согласно лучшим средневековым канонам, принял вторичное крещение в католичестве. Что с ним стало дальше, я точно не знаю, но есть сведения, что он бедняга, повредился умом. Что, впрочем, неудивительно после такого кощунства. Вспоминаю еще один сюжет: в 80-е годы существовала замечательная община, духовным отцом которой являлся протоиерей Василий Лесняк. Из неё вышло много замечательных священнослужителей. Одно время туда ходили православные люди – Нина и Анатолий. Однажды они пришли ко Льву Николаевичу Большакову, ныне отцу Льву, и заявили, что папа Римский – это и есть «святейший отец», что апостол Петр именно ему поручил пасти свою Церковь, что православные, которые этого не понимают, глубоко заблуждаются, что они теперь нашли истинное счастье в Католической церкви, что они теперь считают, что православные находятся в прелести и заблуждении. Результат отступничества для этой пары был печальным. Нина сошла с ума, а Анатолий бросил ее с тем, чтобы стать католическим священником.
Что же касается реальных страданий, то если обозревать XX век, то мы видим, что это череда непрерывных страданий, которые причиняли Православию либо католичество, либо униатство. В 1914-16 годы, это Талергоф и Терезин – это Голгофа русинов, это Голгофа православных карпаторосов. В общей сложности в лагерях в результате бесчинных карательных экспедиций и просто убийств, было умерщвлено не менее 80 тысяч православных русинов. От рук австровенгенрских католиков частично от католиков немцев во время Первой Мировой войны было уничтожено около миллиона православных сербов. Правда, зачастую не впрямую, а от искусственно созданного голода и эпидемий, с которыми немцы не считали нужным бороться. Очередная Голгофа – это преследование Православия в рамках Речи Посполитой, когда уничтожались церкви и часовни, когда был взорван Собор великого благоверного князя Александра Невского в Варшаве. Далее была Ясеновацкая Голгофа сербского православного народа в Хорватии, когда по разным оценкам было уничтожено около 700 тысяч православных сербов, причем, уничтожено зверскими способами, большей частью даже без применения огнестрельного оружия, ножами, кувалдами, штыками, молотками, либо через голод и эпидемии. Это были 1941-44 годы.
Голгофу православным устроили и униаты на Западной Украине, когда на Галичине и на Львовщине они столь же беспощадно вырезали православных русских людей. Понятие «русские люди» я использую в данном случае в широком смысле этого слова. И, наконец, последней Голгофой стало преследование православных сербов в Хорватской республике, начиная с 1991 года, уничтожение православных храмов, убийство православных священников и мирян.
Мы видим, что в XX веке Христос постоянно распинался, часто распинался руками католических священников, католических епископов и Римских пап. В очередной раз руками священников и книжников. Как и во времена Христа, они пытаются истину подменить ложью, правую веру – кривой, любовь и веру – своим внешним авторитетом, властью и насилием, подлинно духовную благодатную жизнь в Церкви – её псевдоморфозой. Это, конечно, печально. И все-таки, как говорил покойный Патриарх Сергий (Страгородский): «Тьме не победить свет».
Диакон Владимир Василик
Русская народная линия