[17.01.2011] Этюд прошедшего Рождества
Вот и остались позади Рождественские праздники. Закончились выходные, каникулы, наконец-то отступили морозы, и можно со всей уверенностью сказать, что прошедшее время останется в нашей памяти надолго, а может быть и на всю жизнь.
Прежде чем начать повествование, я хочу сказать что, что данная публикация написана, как говорится, по настроению, она не является статьей в конкретном понимании этого слова и уж тем более крипто рекламой. Как назвать то, что Вы, уважаемые читатели, будете сейчас читать даже и не знаю, скорее всего, предстоящее прочтению, можно назвать просто – «этюд» прошедшего Рождества.
Вот и остались позади Рождественские праздники. Закончились выходные, каникулы, наконец-то отступили морозы, и можно со всей уверенностью сказать, что прошедшее время останется в нашей памяти надолго, а может быть и на всю жизнь.
Перед Рождеством…
Вскоре после празднования новолетия для полсотни православных христиан нашей организации настал один из самый главных праздников года - Рождество Христово.
Хочу предвосхитить вопрос и пояснить, что я имел под словами «наша организация». Наша организация – это благотворительное общественное объединение, занимающееся социальной реабилитацией граждан, оказавшихся в путах зависимостей и оковах греха. Мы общественная инициатива, которая борется с распространением наркотиков. Но надо справедливо уточнить, что без Христа и Русской Православной Церкви не было бы ни инициативы, ни организации, а, может быть, даже и нас самих.
Продолжим. Многие из ребят и девчонок нашей организации встретили Рождество не за праздничным столом, а в торжественной обстановке благоговейного убранства православного Храма. На всенощное бдение пришли духовные чада о. Владимира (Соколова), о. Александра Новопашина – священников Новосибирской епархии. Естественно, что каждый пошел в свой храм, который ему ближе и роднее. Святоархангельский храм на Большевистской, Собор во имя св. блг. Александра Невского встретили воспитанников организации «ПОКРОВ» звоном колоколов и праздничными службами. К сожалению, многие ребята остались в восстановительных центрах и встретили Рождество, каждый по-своему, в зависимости от той культурной и религиозной традиции, в которой были воспитаны. Я ни в коем случае не хочу укорять или уж тем более язвить на эту тему, но за годы бездуховности и атеизма из нашей памяти, напрочь вытравили день великого спасения для народа мира – Рождества Христова. Таким образом, кто-то стоял на службе, кто-то сидел за праздничным столом, а кто-то и просто спал, забыв о РХ. Увольте, я не сужу этих людей, на самом деле, мне всего лишь горько и обидно, что мы, признав РХ праздником и красным календарным днем, так и не поняли самой сути праздника. Обидно, что Рождественские праздники - для многих всего лишь повод очередной раз наполнить бокалы спиртным и опутать себя дымом кадила праздности (естественно я не имею ввиду восстановительные центры нашей организации). Нет сомнений, что без возрождения религиозных традиций российского народа, разговора не может быть ни о каком культурном и нравственном подъеме нации. А если не будет этого, то не будет и патриотизма, а вместе с ним и возвращения народного самосознания в наши гордые и умные головы.
Но оставим неприятное, а вернемся к самому дню 7 января. Первому дню по рождению Христа.
Не знаю как кто, но были и те кто в этот день посетили ДКЖ (Дворец Культуры Железнодорожников) и не разочаровались.
Уже несколько лет подряд администрация города, Новосибирская епархия Русской Православной Церкви и различные творческие коллективы города устраивают для горожан прекрасные Рождественские концерты. Не разочаровал праздничный концерт и на этот раз. Программа была интересной. После официальной части, где с приветственным словом к собравшимся обратился архиепископ Новосибирский и Бердский, Тихон, гостей ожидал увлекательный и приятный для слуха репертуар творческих коллективов Новосибирска.
Наверное, самым необычным и запоминающим стал номер двух музыкантов cо стеклянными предметами и одной девушки с контрабасом, один из парней в этом трио играл на бокалах, обычных стеклянных бокалах. В начале, когда на сцену вынесли инструменты, я было подумал, что нас собираются угостить шампанским. Но…
В целом все прошло замечательно, зал был наполнен до отказа, некоторым из пришедших достались места только на ступенях. Что ж, видимо, если так пойдет дело, то вскоре нужно будет арендовать более объемное место, думаю, что оперный театр, как минимум. Все же, вспоминаю сказанные мной чуть выше слова сожаления, поэтому мне хочется посеять сейчас и семена надежды. Надежду на великое будущее России. На Её духовное возрождение, которое, вот хоть убейте меня, невозможно без Православия!!!
После Рождества
После Рождества для православной общественности (и не только) начались традиционные Новосибирские Рождественские Образовательные Чтения, четырнадцатые по счету. 11 января в уже известном для нас ДКЖ взяли старт конференции и дискуссионные площадки (секции). Не стану чрезмерно вдаваться в подробности регламента мероприятия, уточню лишь что и представители нашей организации, в числе которых и был Ваш покорный слуга, приняли участие в этом деле.
Безусловно, подобного рода официальные встречи часто бывают сухи и безвкусны, но это случается только тогда, когда докладчики на них предаются демагогии и говорят обтекаемыми фразами, из которых невозможно сделать далеко- и близ- идущие выводы. Нужно отметить, что такой официоз на этих «чтениях» не доминировал. Были, конечно, и доклады, как говорится, кашей по столу, а были и резкие, импульсивные и живые. Мне пришлись по душе два доклада в первом дне (а в рамках «чтений» было всего три дня). Доклад протоиерея Александра Новопашина, в унисон прозвучавший приветственному слову Владыки Тихона, и доклад о. Дмитрия Полушина.
В первом случае, о. Александр справедливо указал на некое мифическое сотрудничество Минобразования с Русской Православной Церковью. Как и Владыка, протоиерей уточнил, что противодействие некоторых представителей системы образования и нежелание сотрудничать с Церковью оборачивается настоящей трагедией. Хотя справедливо отметил, что сами педагоги в целом не против, а скорее даже за сотрудничество школы и Церкви.
«Священник все равно придет к этому человеку (школьнику), но только позже, в наркологическую больницу или тюрьму» - вторит смысловым подтекстом Владыке Тихону отец Александр. И действительно в области, с ГУФСИН, ФСКН и Минсоцразвитием договоры о сотрудничестве уже подписаны, а вот с Минобразованием до сих пор нет. (Пока статья готовилась, стало известно, что 17 января 2010 года в 12.00, в здании официальной резиденции Епархии по адресу – ул. Сибревкома, 8, состоится подписание «Соглашения о сотрудничестве между Министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области и Новосибирской Епархией Русской Православной Церкви в сфере образования и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Новосибирской области»).
Второй понравившийся мне доклад читал о. Дмитрий. Речь была экспрессивна, да и живой язык священника меня местами даже шокировал своими смелыми выражениями. Примечательно, что о. Дмитрий работает с вооруженными силами и правоохранительными органами, военно-патриотическими организациями, наверное, поэтому, священник порадовал некоторой жесткостью и категоричностью.
Безусловно, среди докладчиков была оценена работа игумена Владимира (Соколова). Игумен уже второе десятилетие работает с пенитенциарной системой. Авторитет батюшки среди заключенных очень большой. Поэтому многие освободившиеся из мест лишения свободы берутся не за лихие дела, а приходят за благословением к священнику. Кстати, игумен Владимир духовно окормляет и центры нашей организации, в которой немало ребят побывавших в МЛС, но изменивших свой образ жизни.
Во второй день в рамках Рождественских чтений была проведена конференция в НГМУ под громким названием «Церковь и государство против наркомании». Неожиданностью для многих стало присутствие в президиуме заслуженного артиста России Юрия Беляева, известного нам по разным фильмам, среди которых полюбившийся зрителю сериал «Спас под березами», где Юрий Викторович замечательно сыграл роль православного священника. Позднее, в трапезной собора во имя св. блг. Александра Невского состоялась встреча Юрия Беляева с представителями молодежного миссионерского отдела Новосибирской и Бердской епархии, среди которых были и наши ребята – руководители восстановительных центров.
Замечу, что пригласил известного актера настоятель собора во имя св. блг. Александра Невского - о. Александр. Они с Юрием уже не первый год хорошие друзья. Я был удивлен, когда на литургии увидел в храме Юрия Викторовича в пономарском облачении на службе в честь праздника Обрезания Господня.
Стоит, наверное, отметить, что на конференции в НГМУ речь шла о противодействии распространения наркомании, о работе епархиальных реабилитационных центров, где как бы то ни было странно, опять таки, докладывал о. Александр. Батюшка стал основным докладчиком на этой конференции, он поделился опытом организации восстановительных центров и рассказал о псевдореабилитации наркозависимых в некоторых неопятидесятнических организациях.
Участникам конференции удалось услышать мнения некоторых государственных мужей на интересующие общественность вопросы. Так, главный наркополицейский Новосибирской области, Ильин Владимир Петрович, отвечая на вопрос из зала, отметил, что сегодня необходимо не только противодействие наркоагрессии, ставшей настоящей национальной бедой, но и нужно навести порядок в стане реабилитационных центров, которых в последнее время расплодилось чрезвычайно много, а вот эффекта от некоторых просто нет. Неудивительно, ведь для нечистоплотных людей наркорынок стал бизнесом не только в деле распространения наркотиков, но и в деле излечения от наркомании.
Главный врач Новосибирского областного наркологического диспансера, Букин Виктор Николаевич, выразил свое мнение по поводу обоснованности принудительного лечения наркозависимых, жаль, что из его ветиеватого ответа так и не удалось понять, при каких обстоятельствах и показаниях это возможно.
Наиболее интересным и познавательным стал третий день в рамках XIV Новосибирских Рождественских Образовательных Чтений, посвященный злободневной проблеме сектантства.
Он назывался «Тоталитарные секты – экспансия продолжается». Подробный материал можно узнать из репортажа корреспондента АНН Дмитрия Кокоулина.
В заключение, справедливо пояснить некоторые особенности, принятые в организации «ПОКРОВ». Наша организация светская, но в ней действует коллектив, сплоченный из прихожан приходов Новосибирской епархии Русской Православной Церкви. В принципе, именно эти ребята и задают ритм и тон в воспитательной жизни учреждений организаций. Так как внутренний регламент и устав каждого центра принимается жителями самого центра, то нетрудно догадаться, что именно православные формируют основные и непреложные ценности в коллективе. Этими ценностями являются в основе своей христианская мораль в контексте духовно-нравственного возрождения личности и гарантированные Конституцией РФ права и свободы граждан России. Православная позиция ни в коем случае не ущемляет прав других верующих и их религиозные чувства, но как в любом обществе превалируют те культурообразующие ценности, которые зарекомендовали себя временем и делом, так и в нашей организации православная инициатива ребят, проявившая себя более чем плодотворно «играет главную партию». Православная инициатива – это добровольное объединение граждан для помощи людям. В целом, такая организационная форма очень уместна, более того для активного и позитивного формирования полноценного гражданского общества и здравых инициатив на площадке, коей и является по сути своей организация «ПОКРОВ». Хочется напомнить, что любая из религий, признанная в нашей стране легитимной может свободно вести свою работу на базе нашей организации. Для этого нужна инициатива и, соответственно, активисты. А так как в нашей организации таковыми активистами являются Православные христиане, то мы приветствуем их начинание в деле помощи людям, попавшим в трудные жизненные ситуации и признаем их инициативу, как наиболее эффективную и значимую.
Деменко В.
«Покров»