[22.12.2010] Идеологическая обработка в ущерб изучению базовых предметов ни к каким положительным результатам не приведет
На минувшей неделе многие информагентства сообщали о заседании Государственно-патриотического клуба партии "Единая Россия". Здесь прозвучало предложение в корне изменить программу старших классов средних школ. По данным газеты, новый образовательный стандарт для старших классов планируется принять и внедрить в будущем году.
Главной целью старших классов станет воспитание нравственного и ответственного патриота. Для этого учебный день начиная с 9-го класса разделят надвое. В первой половине – собственно уроки, во второй – поисковые работы на полях боевой славы и прочие акции, направленные на формирование личности гражданина. Количество предметов также сократится вдвое. Их останется 9. Обязательными станут физкультура, основы безопасности жизнедеятельности, "гражданская зрелость" и "Россия в мире". Остальные 5 – по выбору.
Этот момент вызвал в партии дискуссию. Скептики приводили такой аргумент. Предположим, молодой человек интересуется естественными науками. Значит, он выберет химию, физику, алгебру, биологию. Это уже четыре. Выходит, что из языков он сможет изучать только один: либо русский, либо иностранный, либо ни одного, если его интересует география… В итоге партийцы нашли простое и гениальное решение проблемы: "интегрированные курсы". К примеру, химию, физику и биологию можно объединить в единый предмет под названием "естествознание". Школам такое право будет дано. Окончательное решение по этому поводу примет Минобразования.
Отметим, что многочисленные реформы образования, проходившие в последние годы, в лучшем случае ничего не меняли, а, как правило, шли школе во вред. Если в советские времена, несмотря на ряд существенных пороков тогдашней школы, отечественное среднее образования было одним из лучших в мире, то сейчас школа находится в глубочайшем кризисе.
Резкое снижение числа часов по тем предметам, которые всегда считались основными (языки, литература, история, математика, естественно-научные дисциплины) не может не привести к резкому снижению и без того невысокого уровня общего образования. Этот эффект очевиден, в то время как положительный результат, на который надеются авторы реформы – подъем патриотизма – весьма сомнителен. Настойчивые попытки привить любовь к Родине с высокой долей вероятности приведут к обратному эффекту: так произошло с советской пропагандой, в которую под конец советской эпохи не верил никто, включая самих пропагандистов.
"Как бы вы прокомментировали такую реформу среднего образования? Поможет ли она воспитанию патриотизма? Нуждается ли, на ваш взгляд, наше среднее образование в реформах, и если да, то в каких?" – с такими вопросами портал Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, считает набор предметов, который предлагается сохранить в старших классах, недопустимо скудным. "Неизменным и обязательным в системе среднего образования должно оставаться изучение русского языка, литературы, математики и истории. Воспитание гармоничной, свободной и творческой личности зависит от качества преподавания и усвоения именно этих предметов. И любовь к Родине также прививается наилучшим образом через усвоение богатства родного языка, литературы, мировой и отечественной истории. Качественное преподавание этих предметов необходимо и для формирования духовно-нравственных основ личности", – сказал он. "В классической педагогике духовно-нравственный элемент органично сочетается с собственно образовательным элементом. С каждой новой реформой уменьшается доля базовых предметов и снижается качество образования. И в данном случае мы видим фактически полное вытеснение базовых предметов предметами по сути своей факультативными. Согласившись на такую реформу, мы совершим непростительную и непоправимую ошибку", – заключил священнослужитель.
"Предложенная партией власти реформа среднего образования – это своего рода ответ на произошедшие за последнее время экстраординарные события", – заявил заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, член епархиальной комиссии по делам молодежи города Москвы, протоиерей Филипп Ильяшенко. По словам о.Филиппа, "вместо того, чтобы принять ответственность за случившиеся события в Москве, "Единая Россия" высказывает такие странные инициативы, которые по мнению членов партии, являются оригинальным ответом на произошедшие беспорядки".
"Это ответ из серии: "лучше что-то, чем ничего". И если это единственное, что может сегодня предложить власть, то мне нас всех жалко", – отметил он. Отец Филипп считает странным, что в понимании правящей партии прививать патриотизм современной молодежи нужно "через какие-то суррогатные дисциплины, а не через основные школьные предметы, которые на протяжении многих лет формирую мировоззрение человека, как например история России".
"Несомненно, данная инициатива имеет под собой две идеи: заимствование западного опыта, который уже вызывает множество вопросов, а также надежда, что если детей заставить целый день сидеть в школе, то они не будут примыкать к экстремистским и националистическим группировкам. Однако как отец я считаю, что будет лучше, если мои дети во второй половине дня станут ходить на музыку, в спортивные секции или учить иностранные языки, а не сидеть в школе и впитывать какие-либо суррогатные дисциплины", – заключил священник.
Протоиерей Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, считает, что школе вновь предлагается, пусть и с благими намерениями, навязывать детям некоторую суррогатную идеологию. "Можно как угодно комбинировать различные предметы. Можно внедрять самые прогрессивные методы обучения и выращивать "сверхчеловеков". Но без духовно-нравственного стержня в лучшем случае будут получаться "умные роботы". Об этом писал великий праведник XX века преп. Иустин Попович. Он также писал, что в связи с вытеснением гуманистическим мировоззрением мировоззрения религиозного и изгнанием из культуры Христа, что особенно заметно на Западе, человечество оказалось на краю пропасти", – напомнил священник. "Духовно-нравственного оскудения можно избежать только возвращением традиционной религиозной культуры в систему образования. Поэтому обязательным и самым главным в школе должно стать изучение и восприятие традиционной религиозной духовной культуры и мировоззрения. Для большинства россиян это православная культура, но в школах по желанию можно изучать и другие традиционные религии. Самое главное, чтобы уже в школе человеку были даны верные духовно-нравственные ориентиры. По словам апостола Павла "необходимо научение добродетели". Именно в этом суть, с этого и нужно начинать. Иначе мы останемся без будущего", – добавил отец Андрей.
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС, считает, что в первую очередь образование нужно очистить от преходящего балласта, а акцент сделать на изучении базовых фундаментальных дисциплин, т.е. математики, литературы, истории, языка. "Знание этих предметов собственно и делает человека образованным. Духовно-нравственное воспитание должно органично вписываться в систему образования, но не подменять изучение базовых предметов", – решительно заявил он. "Идеологическая (в данном случае патриотическая) обработка в ущерб изучению базовых предметов ни к каким положительным результатам не приведет, а, скорее, превратит школу в некий партийный орган. Такую реформу я одобрить не могу", – добавил преподаватель.
Иеромонах Платон (Воробьев), председатель отдела по делам молодежи Рязанской епархии, считает неплохой самоё идею необходимости воспитания патриотического духа среди современных школьников, но не предложенный единоросами механизм для ее реализации. "Сама по себе идея воспитать патриотизм у молодежи хороша. Ничего не могу сказать против нее, поскольку гражданско-патриотическое воспитание – это замечательно! Однако что касается механизма реализации данной идеи, то пусть над ним подумают более компетентные и образованные люди", – сказал он. "Хватит кормить нас и наших детей всякой иностранщиной, вдалбливая в головы западную культуру! Наши будущие поколения мы должны воспитывать на собственной истории и своих героях!", – добавил отец Платон.
Жесткой критике подверг предложенную Государственно-патриотическим клубом "Единая Россия" реформу среднего образования доцент, зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики ПСТГУ Виктор Лега. "Когда я узнал об идее этой реформы и рассказал об этом своей жене, она спросила меня: "Это шутка?" – и долго не могла поверить, что кто-то серьезно намерен ввести подобное новшество. Иначе как глупостью такой образовательный стандарт нельзя назвать. В нормальной голове не могла родиться подобная чушь", – сказал он.
По словам Виктора Петровича, "на сегодняшний день, уровень общего образования в России и так "ниже плинтуса", а подобной реформой я уже и не знаю, в какую дыру его закопают. Наша страна на протяжении многих лет плетется в хвосте мировой цивилизации. В области науки и технологий Россия откатилась на уровень развивающихся стран. Поэтому такого рода реформа – это предательство и подрыв всех основ нашей страны".
"Люди, утверждающие, что предлагаемая реформа направлена на воспитание патриотического духа среди молодежи, сами не патриоты. Разрушение и без того слабой системы образования – это антипатриотично! Это – государственный переворот! Патриотизм можно воспитать только тогда, когда человек естественным образом гордится своей страной – насильно его не привить. А если страна не думает о человеке, не спрашивает его мнения, а навязывает ему начальников, превращая человека в "винтик", то вряд ли граждане такой страны будут ею гордиться, и вряд ли они станут патриотами своего Отечества", – заключил Виктор Лега.