[22.11.2010] Модернизация страны без решения социальных проблем утопична
Последние годы руководство страны все чаще говорит о проблеме модернизации страны. Эту идею активно обсуждают политики, журналисты, политологи и другие многочисленные специалисты. Сама по себе идея вызывает сочувствие и понимание у большинства населения. Положительно к ней отнеслась и РПЦ в лице протоиерея Всеволода Чаплина: «Думаю, что и партия власти, и оппозиционные партии, и вообще все нормальные люди не могут не понимать того, что православие сформировало наш национальный характер, экономику и политическую культуру. И без опоры на него вряд ли получится адекватно выстраивать те или иные процессы в России».
Но в тоже время слишком мало, на наш взгляд, появилось исследований посвященных вопросу, насколько это реально сделать в ближайшие годы. О том, что речь идет о скорейшей модернизации, не сомневается никто. Никому не придет в голову разрабатывать план модернизации в 2050 году. Активное строительство научного центра в Сколково, планы по развитию Сибирского региона, Олимпиада 2014 года и многие другие факты позволяют говорить о ближайшем времени.
Любая модернизация требует двух безусловных факторов: во-первых, это деньги, во-вторых, это люди. Однако если финансовый капитал считается основной силой, создающей общественное богатство, материальной базой модернизации, то нельзя забывать, что 84% общественного богатства развитых европейских стран составляет человеческий капитал. Если с деньгами более или менее все понятно, то с людьми сложнее. При всей кажущейся видимости огромного населения, реально его гораздо меньше.
Чтобы не делать широких обобщений возьмем для примера статистику одного региона – Ставропольского края.
По уровню смертности населения трудоспособного возраста Россия занимает ведущее место среди развитых стран мира. В нашей стране (и в крае) 80% умерших в данной возрастной группе составляют мужчины. Это ведет к диспропорции мужчин и женщин на рынке труда, растет число неполных семей, возникает дополнительная нагрузка на социальные фонды, поскольку государство должно выплачивать пенсию по потере кормильца и проявлять заботу о детях, оставшихся без одного из родителей. В Ставропольском крае на начало 2010 года 37,8 тысяч человек получали пенсию по потере кормильца, средний размер которой составил 3967 рублей.
Поэтому смертность населения в трудоспособном возрасте остается одной из самых острых проблем нашего общества.
В 2009 году в крае умерло 35,6 тыс. человек, из них 8,6 тысячи (около четверти) находились в трудоспособном возрасте. В структуре причин смерти трудоспособного населения преобладают болезни системы кровообращения - 36% всех умерших в этой возрастной категории, неестественные причины - 25% умерших, и новообразования - 16% умерших.
Цифры очень интересные. Даже поверхностный взгляд покажет, что прежде, чем говорить о модернизации даже в отдельно взятом регионе, руководству страны необходимо решить комплекс сопутствующих проблем и вопросов.
А ведь кроме вопросов старения и вымирания населения, есть не менее страшные проблемы наркомании и алкоголизма. Если в корне не изменить ситуацию, то модернизировать страну будет просто некому. Еще никому не удавалось заставить работать бомжа, наркомана или алкоголика. Директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов в ходе пресс-конференции заявил, что около двух процентов трудоспособных россиян страдают наркотической зависимостью. Также Иванов добавил, что данные о 30-40 тысячах людей, ежегодно гибнущих из-за наркотиков, занижены. "Нерешенная проблема в Афганистане приносит нам колоссальные жертвы. Приводимая цифра - 30-40 тысяч ежегодно гибнущих от наркотиков, эта цифра сильно занижена. Героиновый наркоман живет максимум пять - семь лет. Не выдерживает никакой генетически сильный организм, наступают патологические расстройства, разложение организма на морфологическом уровне. Кроме того, этот наркотик употребляется инъекционно, что способствует распространению СПИДа. До 80% ВИЧ-инфицированных - потребители героина. Ранее главный нарколог Минздравсоцразвития России Евгений Брюн заявил, что почти 10-15% московских школьников имели опыт употребления наркотиков, а в вузах Москвы эта цифра достигает 30%.
Для того чтобы достичь высоких социальных стандартов государство должно создать условия для широкого развития рыночной конкуренции. Именно она обеспечит рост производительности труда, а вместе с ним и высокие социальные стандарты. В этом и будет заключаться модернизация России. Поэтому задача правящей элиты, провозгласившей курс на модернизацию страны, заключается в обеспечении функционирования эффективного государства, создающего благоприятные условия для развития конкурентоспособной экономики.
Естественно, развитие рынка и экономики произойдет в том случае, если государство решит вопрос демографии, получившем в российской науке наименование «русский крест».
В результате демографического кризиса, условное начало которого можно отнести к 1992 году, динамика населения преодолела «точку невозврата», оказавшись в зоне естественной убыли, где оно пребывает и по сию пору. За период 1992–2009 г. естественная убыль составила около 13 млн. человек, почти наполовину компенсированная законной и в большей степени незаконной миграцией. Одновременно происходят и качественные потери населения, что касается, прежде всего, здоровья, профессионально-интеллектуального и духовного потенциала.
Особенно опасным оказалось сильнейшее падение здоровья, которое не только играет решающую роль в демографическом развитии, но определяет качество человеческого потенциала страны, качество экономического капитала и главное — качество жизни населения, измеряемого её продолжительностью в здоровом состоянии. Хотим мы этого или не хотим, но приходится признать, что здоровье — это важнейший приоритет социальной политики, это признак эффективности осуществления конкретных общественных мероприятий.
Национальный институт развития современной идеологии, который эксперты именуют мозговым центром партии «Единая Россия», разработал любопытный документ. Называется он - «Нравственная основа модернизации». В этом документе есть очень любопытные и в тоже время важные положения, позволю себе процитировать их:
«Исторический опыт показывает, что успешное проведение системных реформ, развитие корпоративной культуры и рост национального благосостояния напрямую связаны с сохранением прочного ценностного фундамента общества. В России в его (то есть фундамента) основе лежит этика православия, неотъемлемую часть которой составляют ценности патриотизма, соборности, служения общему благу».
Это очень серьезная заявка. Она очень точно отражает идею, что прежде, чем модернизировать тело (экономику), нужно модернизировать душу (сознание людей).
Модернизация вообще невозможна без Православия. Конечно, никто не будет всех загонять в храм общими шеренгами — этим любят покошмарить обывателя сознательные недруги Церкви. Но я не сомневаюсь, народу, чтобы выжить и мотивировать на перестройку своей жизни и системы ценностей, необходимо найти самое эффективное и естественное для себя мировоззрение. В случае с Россией его не надо выдумывать — его надо вспомнить. И это случится, может, с задержкой, но случится обязательно.
Говоря о модернизации страны и ее экономики, я бы предложил политикам ознакомиться с рядом документов, принятых Церковью. Это и социальная концепция, уделяющая огромное внимание труду. И другой документ, принятый в 2004 году, от имени Русского народного собора, председателем которого являлся нынешний патриарх Кирилл. Самое интересное здесь - это провозглашение принципов предпринимательской этики. Мне кажется, этот документ достоин большего внимания, чем ему уделяют. Он был освещен, да и то слабо, только в церковной прессе, хотя его содержание актуально для всего общества.
В документе собора по десяти заповедям рассмотрено, как можно было бы «облагородить» принципы свободного предпринимательства. Цель - сделать частное предпринимательство более приемлемым для массового русского сознания, которое его, как известно, пока что отторгает. Во всяком случае, в той идеологической аранжировке, в которой обычно его у нас преподносят, в индивидуалистическом западном варианте. В документе в обосновании предпринимательства акценты были расставлены несколько иначе. Я приведу только один известный лозунг: «Выше всего прибыль. Но честь выше прибыли». Вот один из базовых принципов, который в этом послании провозглашен. Это представляет, как мне кажется, большой интерес.
В последнее время в условиях мирового кризиса православная церковь повернулась лицом к экономическим проблемам. Резко активизировалась работа экспертного совета «Экономика и этика» при патриархе Московском и всея Руси Кирилле. Однако говорить о православной социальной доктрине, сопоставимой с католической, пока еще преждевременно. Кроме того, нельзя не отметить, что выдающиеся достижения русской религиозной мысли Серебряного века до сих пор не востребованы, хотя именно они, на мой взгляд, и могли бы стать основой для православных богословов в разработке социально-экономических проблем.
Чтобы понять, как связана модернизация с православием, приведу выдержку из доклада главы ассоциации православных экспертов Кирилла Фролова: «Русская Церковь - это опора национальной модернизации, а не фактор противодействия оной. Подчинить существование нации одной только Традиция без использования средств модернизации - это превратить нацию в "индейцев", земли которых заберут технически вооруженные конкуренты. Модернизация без Традиции - это десуверенизация, растворение в глобалистском проекте. Следовательно, необходима национальная модернизация на основе православной традиции. И важно понять, что Православие - это не архаическая секта, а живая, динамичная, преображающая сила. Экономика, как ни парадоксально, - это жизненно важная тема для Церкви и ее членов. Богатство - это тоже дар Божий. Мы хотим, чтобы не было бедных, а не богатых. Важно различать стремление к справедливости и черную зависть. Лицемерно "сострадать" бывает проще, чем сорадоваться успехам и победам. И с самого богатого спросится не только о том, кормил ли он бедных. С него спросится - поддерживал ли он православное просвещение, миссию Церкви».
Подытоживая сказанное, заметим, что модернизация ради самой модернизации, экономика ради экономики, направленная только на увеличение ВВП, количества мобильных телефонов или холодильников, километров дорог и прочих благ цивилизации, - это, конечно, хорошо. Но не полно отражает суть идеи. Модернизация должна радикально улучшать не столько количество материальных благ, но качество жизни людей, а это подразумевает под собой не только улучшение условий их жизни, но и саму их жизнь, неотъемлемым компонентом которой является духовно-нравственное состояние. Главным ориентиром на пути модернизации может быть только одно - свобода личности. Об этом в свое время подробно говорил о. Сергий Булгаков, отмечая, что наилучшей хозяйственно-экономической формой является та, которая наиболее обеспечивает личную свободу, как от природной бедности, так и от социальной и государственной неволи.
Николай Новопашин, руководитель Спасо-Преображенского центра Ставропольской и Владикавказской епархии.