[19.05.2025] Кто и с какой целью пытается дискредитировать и запугать тульских журналистов, написавших об адвентистах?
Недавно на сайте «Тульские новости» вышла статья и видеосюжет об адвентистах седьмого дня. Журналисты кратко рассказали о деятельности этой религиозной секты, возникшей в США и распространившейся в России.
Публикация материала сразу вызвала негативную реакцию со стороны адвентистов и сектозащитников.
Сначала в редакцию «Тульских новостей» начали звонить представители «церкви» адвентистов. Звонили Олег Гончаров, первый заместитель председателя Евро-Азиатского дивизиона Генеральной конференции «церкви христиан-адвентистов седьмого дня», и Борис Протасевич, ректор Заокского адвентистского университета. Они пригрозили «принять меры», если материал не будет удалён. Намекали на свои «высокие» связи, что можно расценить как давление на журналистов или попытку запугать.
Затем в интернете появились заявления, сделанные сектозащитниками.
В сторону тульских журналистов посыпались обвинения в искажении фактов, клевете, разжигании религиозной вражды и оскорблении чувств верующих.
На чем основываются эти обвинения? Какие факты адвентисты и сектозащитники приводят, когда говорят о недостоверной информации, разжигании религиозной розни и оскорблениях чувств, якобы имевших место в данном материале?
Например, они возмущаются, что в сюжете «Тульских новостей» прозвучало заявление Дмитрия Белякова, человека, покинувшего не так давно секту адвентистов. Он сказал, что адвентисты не будут в случае вооруженного конфликта защищать Родину.
Из интервью Дмитрия Белякова «Тульским новостям» понятно, что речь идет об отказе от строевой службы, боевых обязанностей и участия в активных боевых действиях. Дмитрий явно имел в виду, что адвентисты не будут защищать Родину с оружием в руках из-за своих религиозных убеждений.
Официальная позиция «церкви» адвентистов седьмого дня (ЦХАСД) по данному вопросу была сформулирована в 1972 году. В принятом тогда заявлении говорится: «…Начало войны между людьми никоим образом не меняет верности и ответственности христиан перед Богом… Адвентисты седьмого дня отстаивают мирную позицию в том, чтобы не отнимать человеческую жизнь, но оказывать всякую возможную помощь для ее сохранения. Поскольку адвентисты выполняют обязательства гражданина и лояльности к власти, они могут выполнять нестроевую воинскую службу в мирное или военное время, способствуя сохранению человеческой жизни. С этой целью они (АСД) могут служить в тех должностях, которые не нарушают их убеждений и совести».
В случае нападения врага на страну адвентисты готовы служить только там, где не нужно брать в руки оружие. Например, в госпиталях или на почте.
Ухаживать за ранеными — это, конечно, благородное дело, но сотрудники госпиталей войны не выигрывают. Это же касается работников почты.
И если представить, что в той или иной стране в результате успешной проповеди адвентистов большая часть мужского населения начинают исповедовать адвентизм, то получается, что в случае нападения противника на эту страну, ее просто защищать будет некому.
Критики тульских журналистов утверждают, что сейчас есть случаи, когда российские адвентисты участвуют в боевых действиях на Украине с оружием в руках. Автору данного материала такие примеры неизвестны, но предположим, что они есть.
В таком случае, во-первых, таких примеров немного, иначе о них бы было бы более широко известно, а во-вторых, получается, что воюющие адвентисты противоречат своему учению и нарушают официальную позицию адвентистской «церкви», которая запрещает брать в руки оружие.
Сектозащитникам не понравилось заявление ведущей Софьи Поповой в начале сюжета «Тульских новостей». Она сказала, что традиционными религиями в России считаются христианство, ислам, буддизм и иудаизм. Критики возразили: разве адвентизм не христианство? И заявили, что адвентизм — такая же традиционная для России религия, как и православие.
Когда говорят о традиционном христианстве в нашей стране, имеют в виду прежде всего православие. А не все подряд конфессии и секты, которые называют себя христианскими. Тем более термин «традиционная религия» не относится к тем верованиям, что появились в России сравнительно недавно.
Особая роль православия в формировании духовности и культуры страны подчеркивается в преамбуле закона «О свободе совести и религиозных объединениях». Также в этом документе упоминаются ислам, буддизм и иудаизм как традиционные религии России. Однако адвентизм в этом списке не значится.
Что такое традиционная религия? Этот термин обозначает верования народов, которые изначально или долгий исторический период времени проживали на определённой территории, в отличие от нетрадиционных религий, появившихся там относительно недавно.
Например, православие на Руси существует уже более 1000 лет, в состав России на протяжении многовековой ее истории входили народы, исповедующие столетиями ислам, буддизм и иудаизм. Поэтому в нашей стране именно эти религии называют традиционными.
Для традиционных религий характерно наличие заметного и весомого места и роли в культурно-историческом развитии страны, а также длительное время существования на ее территории и передача религиозной традиции последующим поколениям, глубокая укоренённость в быту.
Адвентизм не вписывается в категорию «традиционная для России религия». В Россию он пришел в конце XIX века. Поначалу его исповедовали немногие, и такое положение сохранялось десятилетиями. Только в начале 1990-х, благодаря мощной поддержке с Запада, адвентисты развернули более активную деятельность в нашей стране, и количество адвентистов возросло.
Говорить о заметном месте и весомой роли адвентизма в культурно-историческом развитии страны не приходится.
К тому же вопрос о том, можно ли считать адвентистов христианами, остается спорным. Они отделяют себя от христианства, принимая за истину некоторые заблуждения. Например, адвентисты седьмого дня верят, что душа человека смертна. Они отрицают христианское учение об аде и вечном воздаянии, что противоречит общепринятым христианским истинам.
Если непредвзято изучить материал «Тульских новостей» об адвентистах, трудно понять, где именно критики обнаружили признаки разжигания ненависти или вражды. Сюжет носит обзорный и ознакомительный характер. Если адвентистам и их сторонникам не понравилось, что материал не восхваляет их организацию и сделан не так, как им хотелось бы, то это не означает, что он недостоверный. Журналисты не обязаны выстраивать свои материалы согласно прихотям тех, о ком они пишут и кого критикуют, иначе в журналистике не было бы смысла. Всё бы писалось под диктовку заинтересованных лиц, и читатели не могли бы получать объективную информацию из таких СМИ.
В материале нет призывов к ненависти или вражде. Однако заинтересованные лица прибегают к излюбленному методу запугивания несогласных, ссылаясь на закон о разжигании ненависти. Они делают это без каких-либо оснований. То же самое касается обвинений в оскорблении религиозных чувств. В сюжете «Тульских новостей» не удалось найти фактов, подтверждающих такие оскорбления.
Делая заявления о разжигании религиозной вражды, критики почему-то не заметили показанный в сюжете печатный материал — листовку «Пророчество и мировая история», которую распространяли адвентисты в России. В этой листовке Святая Евхаристия, одно из главных таинств Православной Церкви, названа «вином блудодеяния». Все церкви, кроме адвентистской, названы частью блудного Вавилона. Кроме известных политических лидеров, мировое зло в листовке проиллюстрировано изображениями почившего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II наряду с террористом Бен Ладеном.
Может быть, тем, кто так рьяно «борется» с разжиганием религиозной вражды и оскорблением религиозных чувств, стоит обратить внимание на этот адвентистский печатный материал и дать ему соответствующую оценку, а не выдвигать голословные обвинения в адрес тульских журналистов?
Иван Победоносцев
Iriney.ru