[01.10.2010] Выступление директора ФСКН России В.П. Иванова на заседании антинаркотической комиссии Московской области 30 сентября 2010 года

О реализации Стратегии государственной антинаркотической политики в Московской области.

Тезисы выступления председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России В.П. Иванова на заседании антинаркотической комиссии Московской области

Уважаемый Борис Всеволодович!

Уважаемые коллеги!

Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации, утвержденная указом Президента РФ 9 июня 2010 года, определила главные направления и этапы нашей работы.

ФСКН России наращивает усилия по пресечению наркопреступлений. Только с начала учебного года в России изъято 110 кг героина, около 6 тонн марихуаны, почти 100 кг гашиша и 1,6 кг дезоморфина, что в совокупности эквивалентно 20 млн. разовых доз. А за 9 месяцев текущего года изъято около 30 тонн наркотических средств, в том числе около 6 тысяч оптовых партий, пресечена деятельность 12 тысяч преступных группировок, ликвидировано 5,5 тысяч наркопритонов.

Что касается дезоморфина, то с начала года его изъято 35 кг, что в 4 раза больше, чем за весь прошлый год. Это неслучайно, поскольку объем реализованных кодеиносодержащих лекарств в аптеках вырос за 5 лет почти в 10 раз. Этот рост продаж обусловлен исключительно спросом со стороны наркозависимых лиц.

О результатах деятельности правоохранительной системы свидетельствует тот факт, что 25% рассмотренных судами дел – это дела о наркотиках, что делает наркопреступления самыми распространенными в стране.

Одним из признаков напряженности наркоситуации может служить высочайшая смертность среди лиц молодого возраста. Так, в Нижнем Тагиле с населением 370 тысяч человек за 2 года умерло 458 человек в возрасте от 15 до 30 лет.

В небольшом городе Кимры Тверской области с населением 62 тысячи человек за год умерло 66 человек той же возрастной группы. Специфика расположения Тверской области рядом с Москвой обуславливает формирование на ее территории очага распространения наркотиков. Электричка, связывающая Москву и Кимры, так и называется на слэнге -«Игла».

В Московской области количество умерших за минувший год в возрасте 15 – 30 лет составило почти 6 тысяч человек и большинство этих смертей связано именно с наркотиками. Это – численность кадрированной дивизии.

Близость к мегаполису и высокие доходы населения делают Московскую область привлекательным регионом для наркоторговцев. Территория области используется не только в качестве самостоятельного потребителя наркотических средств, но и как накопительный и перевалочный «склад» для крупных партий наркотиков, предназначенных для дальнейшего транзита или реализации в Москве.

В Московской области существенно вырос объем изъятий наркотических веществ. С начала года изъято 350 кг наркотических средств, из них героина – почти четверть тонны, что на 70% больше чем за аналогичный период прошлого года. К слову, эти факты одновременно подтверждают и рост наркодавления на субъект. Ликвидация более 250 преступных группировок, 160 наркопритонов и 2 подпольных химических нарколабораторий говорит, с одной стороны, о растущей эффективности правоохранительной деятельности, но одновременно свидетельствует о росте спроса на наркотики в области. К слову говоря, количество арестованных за наркопреступления превысило 6 тысяч человек, что удивительно корреспондируется с количеством умерших.

В этой сложной обстановке руководство области проводит масштабную работу по противодействию распространения наркомании. Здесь одним из первых среди российских регионов был разработан и принят Закон «О профилактике наркомании и токсикомании».

В течение 5 лет в области проводится регулярное добровольное тестирование учащихся. По информационно-статистическим данным о наркоситуации в Московской области, которые подготовлены антинаркотической комиссией, у 3% протестированных в 2009 году учащихся учреждений профессионального образования выявлено наличие наркотиков в организме. Это говорит о распространении наркомании в молодежной среде.

В Московской области за последние три года создано 73 антинаркотические комиссии в муниципальных районах и городских округах, которые наряду с областной Комиссией выполняют координирующую функцию в реализации государственной антинаркотической политики на территории Подмосковья. В результате область обладает одной из самых развитых антинаркотических инфраструктур среди субъектов Российской Федерации.

Одним из самых серьезных результатов деятельности антинаркотической комиссии Московской области стала реализация долгосрочной целевой программы по профилактике наркомании. На фоне общероссийского сокращения количественных и качественных показателей наркологической службы, в Подмосковье число лиц, прошедших лечение в наркологических учреждениях выросло почти в 2,5 раза и составило 4640 человек в 2009 году.

Тем не менее, даже при такой динамике роста услуг по лечению и реабилитации очевидна недостаточность объема помощи, необходимой населению. В области зарегистрировано более 17 тысяч больных наркоманией. В то же время, по данным Бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Московской области, не более 14% лиц, ежегодно умирающих от отравления наркотиками, состояли на наркологическом учете. Это позволяет говорить о высоком уровне латентности наркомании в регионе. Так, по оценкам Управления ФСКН России по Московской области, число лиц, незаконно потребляющих наркотики в Московской области, может достигать 100 тысяч человек, что в семь раз превышает количество официально зарегистрированных потребителей, и составляет 1,5% от общей численности населения региона.

Вышеизложенное говорит о необходимости активизации антинаркотической деятельности государства и общества. Совершенно очевидно, что чисто полицейские меры без сопутствующей работы по сокращению спроса, нужного стране эффекта не принесут.

Поэтому, я поддерживаю предложение Правительства Московской области о создании на ее территории федеральной экспериментальной площадки по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики.

Экспериментальная площадка создается с целью разработки проекта типовой региональной инфраструктуры антинаркотической политики на уровне субъекта Российской Федерации. В дальнейшем этот опыт будет распространен в другие регионы России.

Задачами экспериментальной площадки станут мониторинг наркоситуации и вовлечение наркозависимого в полный цикл медицинского, психологического и социального выздоровления.

На сегодня в Московской области частично существует инфраструктура и отработаны механизмы лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией. Однако ряд этапов реабилитационного процесса отсутствуют или развиты недостаточно.

После выявления больного, страдающего наркоманией, чрезвычайно важно создать условия, при которых он привлекается к участию в реабилитационной программе. Учитывая снижение критики к тяжести своего заболевания у таких больных и отсутствие мотивации к лечению, нужно создать определенные правовые механизмы принуждения, которые позволят не оставить человека в трудной жизненной ситуации. Результатом этой работы может стать выработка предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, которые создадут дополнительные мотивирующие условия для вступления больного наркоманией в реабилитационный процесс.

После прохождения этапов лечения и медицинской реабилитации бывший наркозависимый должен получить помощь, чтобы снова стать полноценным членом общества. Для этого необходим этап социальной реабилитации и реинтеграции. Отсутствие этого этапа приводит рецидиву заболевания и возвращению к употреблению наркотиков и связанную с этим криминальную среду.

Включение больного в процесс ресоциализации разорвет этот порочный круг. Для этого необходимо создавать инфраструктуру социальных гостиниц для больных наркоманией, которые прошли реабилитацию, и формировать механизмы помощи в трудоустройстве. На данном этапе ключевую роль играют здоровые силы общества: организации антинаркотической направленности, традиционные религиозные сообщества, волонтерские движения.

В ряде российских регионов уже прошли апробацию механизмы по созданию рабочих мест для бывших наркозависимых. На региональном уровне выделяются квоты в государственных учреждениях и заключаются двусторонние соглашения между реабилитационными центрами и коммерческими организациями по трудоустройству лиц, прошедших реабилитацию.

Очевидно, что нам предстоит огромная и сложная работа. В Московской области, где имеется серьезный потенциал для инновационного развития, могут быть отработаны прорывные механизмы для кардинального сокращения спроса на наркотики.

Спасибо за внимание.

ФСКН РФ