[26.01.2025] «Вертеп разбойников»: секты против России

В обновленном незадолго до Рождества Спасителя Иерусалимском храме бойко шла торговля. То есть, конечно, не в самом храме, а во дворе, где продавались жертвенные животные для паломников из дальних краев. Купить жертвенного ягненка или голубя можно было только за специальную валюту — храмовые сикли. Разница при обмене денег Империи на сикли была грабительской и составляла до двух третей суммы — высокоприбыльный бизнес для храмовой аристократии. Торговля в Иерусалимском храме упоминается в евангельской истории — Иисус Христос изгоняет всех продающих и меняющих из храма со словами: «...дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21:13). Изгнание торговцев описано во всех четырех Евангелиях как напоминание о том, что дом Бога — место молитвы, а не бизнес-проект по удовлетворению личных, коммерческих и политических амбиций отдельных индивидуумов, создающих «карманную религию». То есть секту — «торговую» организацию, где «храмовой валютой» становятся человеческие жизни, которыми оплачивается процветание единственных выгодоприобретателей — основателей деструктивных культов.


Секты как вызов современному поколению

Каждое новое поколение сталкивается с вызовами своего времени. От того, сможет ли оно дать адекватный ответ на эти вызовы, зависит способность нашей цивилизации сохранить саму себя и обеспечить преемственность между прошлым и будущим; зависит, останемся ли мы самими собой, или нас заменит нечто чуждое. Один из очевидных сегодняшних вызовов заключается в том, что нам приходится существовать в агрессивной информационной среде, испытывать смысловое и ценностное давление, способам противодействия которому нас не научили. Что выбрать при многообразии идей, мыслей, путей, когда самый факт наличия этого многообразия вроде бы уравнивает все возможности? Как дать оценку явлениям в мире, где склонность игнорировать оценку приобрела уже характер «интеллектуальной эпидемии»? Нет «хорошо» и «плохо». Есть — «всякое», и что именно ты выберешь — разницы нет никакой, ведь 28-я статья Конституции РФ гарантирует свободу совести. На эту конституционную гарантию любят кивать сторонники уравнивания положения в обществе сект и традиционных для России религий, давая зеленый свет не «свободе совести», а, по выражению А.?Хвыли-Олинтера, «беспределу бессовестности». Им невыгодно говорить о различиях, ведь пока любая духовная практика считается легитимной, «разбойники» продолжают грабить «храм». Раз им невыгодно — значит, именно об этом мы и будем говорить: первый шаг в идеологическом противостоянии — называть вещи своими именами.

Тема сект обширна и глубока, и не только потому, что предмет исследования постоянно видоизменяется и его номенклатура растет. Сами методы изучения сект совершенствуются, уточняются термины, и, что самое главное, усилия отдельных богословов, священников, ученых, государственных служащих и просто неравнодушных людей объединяются для решения одной общей задачи — противодействия деструктивным культам. Объединение здоровых сил Отечества — тот самый ответ на вызовы нашему поколению; ответ, который обеспечит сохранение страны.

Сектоведение стало развиваться в России с середины XIX века в связи с активизацией сектантов, которых стало, по словам святителя Феофана Затворника, «что червей на падалище». Активизация сект в России — всегда свидетельство ослабления государства. Борьба с деструктивными образованиями, наоборот, усиливается вместе с укреплением позиций государства — как внутри страны, так и во внешней политике. Но если духовные учебные заведения включают в перечень предметов «сектоведение», то светские вузы почему-то не торопятся готовить специалистов-деструктологов, хотя нехватка соответствующих образовательных программ в вузах страны на фоне развернувшейся против нашей страны информационной войны становится очевидной. Так, например, в МГУ была закрыта, едва появившись, программа «Информационные и гибридные войны», важность которой невозможно переоценить, особенно в то время, когда противники давно обучают молодежь по программам информационной защиты. Если набрать в поисковике запрос «кафедра информационной безопасности», то мы получим ссылки на вузы технической направленности — речь идет явно о сфере информационных технологий, но никак не о сбережении ценностных смыслов, заниматься которым должны гуманитарные кафедры. Защита электронных данных, несомненно, важный фактор безопасности страны, но работа с искажениями ключевых для страны идей — задача менее очевидная, но более значимая.

Научно-прикладная работа по борьбе с сектами ведется во многом усилиями структур Русской православной церкви, например в Центре религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского (президент — профессор А.Л.Дворкин), Информационно-консультационном центре по вопросам сектантства, действующем при соборе св. Александра Невского в Новосибирске (основатель и руководитель — протоиерей Александр Новопашин). Регулярно проводятся конференции по деструктивным образованиям, в частности в рамках ежегодных Рождественских чтений. Так, в декабре 2023 года в Новосибирске прошла конференция «Деструктивные образования как угроза личности, семье, обществу и государству».

Значительным шагом на пути к распространению научно-прикладного сектоведения стало открытие в 2019 году Лаборатории деструктологии в Московском государственном лингвистическом университете (МГЛУ) под руководством профессора Р.А.Силантьева. Лаборатория комплексно изучает деструктивные образования — их виды, технологии вербовки, способы противодействия и т.д. Усилиями сотрудников лаборатории издано несколько учебников по деструктологии.

Научно-прикладной и богословский подходы требуют различных средств борьбы с сектами: с одной стороны, правовая и медицинская помощь пострадавшим от деятельности деструктивных образований, с другой — разоблачение лжеучений при помощи Писания и святоотеческого Предания. Общим для них остается сам объект работы — современный человек, потенциальная жертва деструктивных культов: ведомый, испытывающий трудности с критическим мышлением, неспособный самостоятельно принимать решения. С каким бы видом ложных идей мы ни столкнулись — будь то обучающие «лидерству» программы бизнес-гуру, псевдонаучные изыскания медицинских диссидентов или «всего лишь» призывы носителей конспирологического сознания отменить паспорта и ИНН, — все эти случаи объединяет стремление к облегченной версии «духовной жизни», нежелание прилагать духовные усилия в решении жизненных задач. Обещание «легкого» решения проблем в результате использования «практической магии» — это общая черта как религиозных, так и нерелигиозных деструктивных образований. «Остается только ликовать: ни трудов, ни падений, ни опасений, ни борений — дорога гладкая и превеселая... — писал святитель Феофан. — Это очень привлекательно. Но истины тут нет, а одна прелесть1».

Особенную остроту принимает борьба с сектами во время специальной военной операции, начавшейся в феврале 2022 года, поскольку в период потрясений и кризисов человек становится более внушаемым, растет и риск его попадания в секты. Религиозное сознание, дающее четкие понятия о добре и зле, всегда было опорой человеку в эпоху потрясений: устоит тот, кому есть, на чем стоять. Такой человек мыслит Абсолютом не себя, а добро — неизменный идеал, святыню. В противоположность этому сектантское сознание замкнуто на самом себе, мнит себя Абсолютом, вокруг которого вращается мир. Святой XX века преподобный Порфирий Кавсокаливит (1906—1991) так пишет о них: «...все эти запутавшиеся и неприспособленные люди имеют силу, настойчивость и достигают многого. Они подчиняют себе нормальных и спокойных людей, поскольку влияют на других, подобных себе, берут верх над миром».

Жить «по Богу», считает святой Порфирий, удается тем, у кого есть смирение. Любопытно, что другой святой XX века, святитель Николай Сербский, считал кротость русского народа причиной того, что он обладает самой большой территорией в мире: «Посмотрите на землю Русскую. Это самая обширная их всех стран мира. И это страна кроткого народа. Самыми обширными землями в нашем веке обладает самый кроткий народ мира. <...> Бесчисленные грабители и насильники владели этими пространными землями, которые ныне унаследовали кроткие русские». Это очень важная мысль в разговоре о сектах: мы увидим, что сектантское сознание всегда выступает против единства России; оно же никогда не может называться смиренным, оно всегда — бунт против Бога и против личности.


Секты против единства: «оранжевые» революции

Отрицание единства в идеологии нашей страны всегда связывалось с распадом страны. Такого эффекта не происходит, скажем, в США, где сосуществование сотен христианских деноминаций (отдельных религиозных организаций) — обычное дело. Для России же подобное дробление губительно. Агрессивное внедрение в смысловое поле чуждых нам идей ведет к ослаблению страны, является угрозой единству государства.

После распада Советского Союза тоталитарные секты хлынули к нам бурным потоком. Это стало результатом политики в отношении России тех государств, которые были заинтересованы в ослаблении нашей страны и, в конце концов, потере ею суверенитета. В 1997 году госсекретарь США Мадлен Олбрайт обратилась к патриарху Алексию II с просьбой разрешить американским проповедникам осуществлять миссию в России и получила отказ. В 1998 году в США принимается закон о международной свободе вероисповеданий — мощный инструмент для обвинений правительств по всему миру, защищающих свои традиционные государственные основы, в нарушении «прав и свобод» и для оказания на них давления. В 2008 году закон существенно дополнен: отныне ограничение деятельности религиозных организаций в странах третьего мира несет угрозу безопасности США. Таким образом, вмешательство США в жизнь других стран получило «законодательное» оформление.

Попытки внедрить в идеологической сфере России американскую модель государственно-церковных отношений, которая уравнивает вообще все религии, игнорируя культурные и исторические традиции народов России, не прекращались. Голоса, которые звучали тогда и до сих пор продолжают выступать в поддержку «религиозного многообразия» и «толерантности» по отношению к внедряемым извне учениям, с пренебрежением говорят о российской «низкой религиозной культуре», которая не терпит многообразия. Поборники «высоких, высоких отношений» в тщательно выстраиваемом «гражданском обществе» провозглашают, что должны цвести все цветы. Называя сектой любую религиозную организацию, закрывая глаза на вопиющие различия между христианством и лжехристианскими сектами, исламом и исламизмом, глашатаи религиозных «свобод» высаживают на почве традиции настоящие «цветы зла», которые узнаются позже по их плодам — убийствам, горю в семьях, потере здоровья, имущества, разрушению государственных устоев.

В XXI веке стали очевидными результаты сектантской деятельности: попытки нарушить межконфессиональный баланс привели к войнам и распаду целых государств. В 2010—2013 и 2018—2020 годах протестные акции, получившие название «арабская весна», прошли в странах Северной Африки и Юго-Западной Азии. В Египте, Тунисе и Йемене протесты возникли на фоне социально-экономического кризиса и привели к свержению правительств. В Сирии и Ливии произошли масштабные военные конфликты при поддержке исламистов странами НАТО. События «арабской весны» показали беспрецедентно мощное влияние социальных сетей на рост протестных настроений. Быстрый обмен «вирусными» роликами и нагнетание недовольства с призывами выходить на улицы — инструмент борьбы с официальными режимами, который используется деструктивными организациями, поддерживаемыми извне.

В протестных настроениях 2004 и 2014 годов на Украине важную роль играли секты неопятидесятников. Проводились саммиты неопятидесятнического движения, на которых готовились специалисты для отправки в Россию и формирования спящих ячеек. Сектантов называли «братьями во Христе, которые поддерживали майданные ценности и богословие Евромайдана». Манипулятивное содержание заискивающего перед «своими» выражения «братья во Христе» неоднократно разоблачалось, как, например, в стихах В.Скобцова «Донбасс за нами», ставших песней:

Проснулся Зверь в кромешной темноте,
И Богу была названа цена.
Прогнулись все — и братья во Христе,
Прогнулось все, но не моя страна.

Прогнувшиеся были «братьями» только по самоназванию. Например, А.Дзюба, один из пасторов секты «Посольство Божье» (основатель — Сандей Аделаджа), в которую входили многие высокопоставленные киевские чиновники, говорил: «Приезжая в Россию, сразу чувствуешь, что здесь до сих пор люди находятся в “состоянии атеизма” и верой в Бога мало кто интересуется. Если заговорить о Библии, то сразу обзывают “сектантами”. Но все-таки проблема не в самой стране и не в ее гражданах, так как в России тоже встречаются люди с открытыми сердцами. Надо просто молиться за страну и ее пробуждение». «Пробуждение» самой Украины оказалось кровавым. Сторонники Евромайдана демонстрировали фанатичную веру, которая взращивалась руководителями сект. Религиозным фактором возмущений в западноукраинских областях традиционно выступили униаты (греко-католики), которые при внешнем сохранении византийского обряда признают власть папы римского и католических догматов, а в центральных и восточных областях насаждались секты неопротестантского толка. В итоге все ветви власти Украины в 2014 году были захвачены сектантами.

Первый премьер-министр «майданного» правительства А.Яценюк, позиционирующий себя в качестве греко-католика, еще в конце 1990-х прошел несколько сайентологических курсов. Церковь сайентологии, которая была одной из самых влиятельных тоталитарных сект в России после перестройки, на Украине получила полную свободу действий. Неопятидесятник А.Турчинов по прозвищу «кровавый пастор», захвативший пост и.о. президента после Евромайдана и направивший нацистские батальоны в Одессу, Харьков, Запорожье, Донецк и Луганск для подавления протестов, был руководителем украинского отделения американо-шведской неопятидесятнической секты «Слово жизни».

Несмотря на то, что неопятидесятники часто называют себя баптистами, то есть традиционными протестантами, сектоведы не относят их к христианским конфессиям, справедливо отмечая в их деятельности оккультные практики на грани сатанизма. Неудивительно поэтому сближение украинских неопятидесятников и неоязычников — членов нацбатов. Их объединяет ненависть к канонической Украинской православной церкви, идеология «высшей украинской расы». Эта крайне индивидуалистическая элитарная форма оппозиционности традиционному обществу — общее идейное начало неопятидесятничества, неоязычества и сатанизма. Профессор МГЛУ Р.А.Силантьев отмечает: «Существует неоязыческий сатанизм. Например, так называемое навославие с культом темных божеств, позаимствованных в том числе из компьютерных игр. Также среди неоязычников очень распространен так называемый русский сепаратизм, то есть идеи о “независимой Кубани”, “независимой Сибири”, [независимости] Дальнего Востока и так далее. Ну и, конечно, нерусский сепаратизм тоже».

Неоязыческие и неопятидесятнические группировки России и Украины в нулевых годах активно взаимодействовали. Их проповедники подавали свою деятельность как боговдохновенную миссию в атеистическом государстве, однако тем самым они намеренно вводили слушателей в заблуждение: население России и бывших союзных республик хотя и не было воцерковлено, но через культуру — музыку, искусство, литературу, повседневность вообще — было глубоко укоренено в христианстве. Кроме того, миссионеры-сектанты проповедовали людям либо крещенным в детстве, либо крестившимся на волне интереса к православию в связи с празднованием тысячелетия Крещения Руси в 1988 году. Поэтому нельзя сказать, что привезенные ценности высаживались на «пустом месте»; противники стремились пересобрать общество на тот лад, какой им был нужен для манипуляции сознанием. Их целью было максимальное вовлечение россиян в украинские псевдорелигиозные движения и переформатирование сознания россиян.

И тогда, и сейчас ментальное переформатирование происходит при помощи вовлечения людей, особенно молодежи, в деятельность различных НКО социальной направленности. Приведу в качестве примера молодежное движение Follow Focus. Этот социальный проект был популярен в начале 2010-х годов и заключался в организации бесплатных молодежных фотосессий с различной тематикой. Участникам предлагалось «круто провести время и найти новых знакомых и друзей». Фотоальбом проекта со страницы социальной сети «ВКонтакте» — тысячи снимков счастливых лиц молодых людей, весело проводящих время, — выглядит привлекательно для молодежи. Позитивный посыл движения состоял в том, чтобы отвлечь людей от гаджетов, собрать их вместе офлайн. Организатор движения — член неопятидесятнической тоталитарной секты «Слово жизни», одной из самых влиятельных в России, — той самой, к которой принадлежит Турчинов, развязавший войну на Донбассе. Принцип вовлечения в Follow Focus типично сектантский: радостный прием, улыбки, подбадривания, собрания и песни, благотворительные акции. Новенького приобщают к «вере», которая для сектантов не дар Божий, а скорее психологическая установка на то, что они уже спасены и что Бог не может не ответить на любую их молитву или не исполнить какого-либо желания. Эта «вера» сродни оккультизму. Входящие в организацию становятся замкнутыми, оторванными от внешнего мира, их интересы сосредотачиваются только вокруг «церкви». В открытом письме для сайта anticekta.ru мама одной из участниц проекта Follow Focus пишет, что информация об этом движении, которую ей удалось найти, «потрясла и удивила»: «Потрясла, прежде всего, масштабностью привлечения наших детей и молодежи, причем самой лучшей, самой активной ее части, в прозападную секту».

Серьезной проблемой в противодействии сектам является неготовность официальных структур распознать секту за ширмой яркого и актуального социального проекта. Так, в ситуации с движением Follow Focus к освещению проекта привлекались федеральные СМИ, площадками проведения мероприятий выступали государственные учреждения.

С 2015 года действует указ главы нашего государства, утвердивший «Доктрину информационной безопасности РФ». Согласно «Доктрине» к силам, обеспечивающим информационную безопасность, относятся государственные органы. России крайне необходима такая же четкая доктрина в сфере безопасности ценностных смыслов, которую бы тоже обеспечивало государство. А пока такой доктрины нет, наши ценности в культурном пространстве страны создает... снова та самая тоталитарная секта «Слово жизни»: госпел-команда (хоровая группа) секты в 2019 и 2023 годах прошла в финал ТВ-шоу «Ну-ка, все вместе!», которое показывает канал «Россия-1». Во время кровавой битвы за русский народ присоединенных территорий — на федеральном канале страны, присоединившей эти самые территории, звучат голоса адептов лжеучения, вдохновляющего убийц нашего народа.


Секты против личности: обыкновенный сатанизм

Принятие Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» в 1990 году на фоне крушения единой идеологии и ослабления многолетними притеснениями традиционных религий создало благоприятные условия для распространения на российском духовном поле различных культовых новообразований, в том числе и сатанистского толка. Набирают популярность оккультные течения, а ведь именно на оккультной почве вырастает сатанизм — как противопоставление главной идее, общей для традиционных религий: «Бог есть Любовь» (1 Ин. 4:16).

В современных США сатанизм стал религией с тщательно проработанной теоретической базой («Сатанинская библия» А.Ш.Лавея, «Книга Закона» А.Кроули и др.). В числе наиболее известных действующих там сатанистских организаций такие, как «Церковь сатаны» со штаб-квартирой в Нью-Йорке, «Международная ассоциация ведьм и колдовства», «Зеленый орден», «Церковь последнего суда», «Международная ассоциация люциферистов» и многие другие.

То, что главным врагом сатанизма является христианство, очевидно из текста «Сатанинской библии» А.Ш.Лавея, которая выстроена как антитеза Евангелию. Одна из девяти сатанистских заповедей гласит: «Сатана олицетворяет месть, а не подставляет после удара другую щеку». Это прямая отсылка к евангельскому: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39). Милосердие к врагам, выраженное в этих евангельских словах, — настоящий камень преткновения не только для врагов христианства, но и для современных врагов России. Одной из важных задач в противостоянии идеологии сатанизма является срывание масок, называние того, что доселе было скрыто в калейдоскопе визуального ряда, слов, образов, событий. Обнаружение противника путем именования его истинных целей — важный этап в «войне смыслов». Одним из ярких примеров прямого озвучивания ключевых смыслов служит выступление главы нашего государства на церемонии подписания договоров о присоединении новых территорий в 2022 году: президент сказал, что «полное отрицание человека, ниспровержение веры и традиционных ценностей» приобретает «черты “религии наоборот” — откровенного сатанизма».

Сатанисты пропагандируют, что они-то, в отличие от верующих, имеют дело с «жизненной сутью», а не с «несбыточными духовными мечтаниями», как сказано в третьей заповеди «Церкви сатаны». Жизнь человека определяется его низменными инстинктами; без духовной вертикали, вне стремления к Создателю — но, наоборот, в бунтарском порыве центробежных сил. Не жертвенность любви, но самосохранение есть высший закон для сатаниста. «Подставляющий же другую щеку есть трусливый пес!» — так учит своих последователей «Сатанинская библия». Да и в целом человек, согласно этому учению, не выше, а зачастую и ниже животных. Об опасности человека как «худшего» животного говорит седьмая заповедь этой книги — настоящий манифест современного «экологического» сознания! Не случайно экологическая повестка — один из инструментов современной расчеловечивающей идеологии, которой противостоит Россия.

«Не являемся ли мы все инстинктивно хищными зверьми? — риторически вопрошает основатель “Церкви сатаны” Лавей. — Если люди перестанут охотиться друг на друга, смогут ли они продолжать свое существование?» Сведем человека — образ и подобие Божие — к животному, и вот уже нет особой разницы: любить человека или хомячка. Жалость к животным и безжалостность к людям, философия «чем больше я узнаю людей, тем больше люблю собак» — эти идеи популярны у молодежи. Легче «любить» котиков, чем любить человека, — но ко второму мы призваны, это есть то самое «золотое правило нравственности», имеющее евангельские корни и так раздражающее сатанистов. Отмечу, предупреждая бурю негодования со стороны защитников животных: без сомнения, любовь к животным — это светлое чувство, и часто те, кто в детстве проявлял жестокость по отношению к животным, потом жесток и к людям. Картины жестокого обращения с животными «зверят человека и действуют развратительно, особенно на детей», как писал Достоевский в «Дневнике писателя» в известной заметке о фельдъегере, ударившем ямщика, который потом исхлестал лошадей. Однако здесь остро стоит вопрос приоритетов, поэтому далее тоже скажу словами Достоевского: «...приветствую Общество покровительства животным от горячего сердца; а хотел я лишь только высказать мысль, что желалось бы действовать не все с конца, а хоть отчасти бы и с начала», то есть для начала помочь человеку стать человеком — тогда и в обращении с животными все наладится.

Орудие человека — его сознание. Сатанинскому воздействию может противостоять не подросток с «нулевой нравственностью», а такое сознание, в котором посеяны и выращены ценности, созидающие из человека — Человека. «Выделывание в человека» происходит в семье и в школе. Не так давно в программу образования как его важную составляющую ввели воспитание. Своевременно, однако мало где практикуется в реальности. Взять для примера хотя бы программу по обществознанию одной из образовательных платформ. В демоверсии «Сберкласса» представления об обществе, которые ученик воспринимает из предложенных заданий, даны в материалистическом ключе, с изрядной долей радикального детерминизма. Одна из тем посвящена «человеку как биосоциальному существу», а одно из заданий называется «Дивный и новый?», что отсылает ученика к антиутопии Хаксли — если тот, конечно, с ней знаком. Ученику предлагается ответить на вопрос о будущем: «Останется ли человек человеком или станет кем-то другим?» А что делает человека — человеком? Для размышлений на эту тему ученику предлагаются... нет, не великие произведения русской литературы, а ролики с участием нейробиологов и ученых-агностиков, в которых нет ни слова о духовной составляющей личности человека.

Создатель эмбриологии, знаменитый ученый К. фон Бэр, которого В.Вернадский называл «великим мудрецом», писал: «Вся история природы является только историей идущей вперед победы духа над материей... Всюду естествознание, как только оно возвышается над рассмотрением деталей, приводит к этой основной идее. Как же можно думать... будто наука должна, напротив, вести к материализму?» Но в научной и образовательной среде почему-то об этом стыдно говорить; принято думать, что религиозное сознание — антинаучно. И это невнимание к духовной составляющей в образовании — одна из причин того, что сатанизм пустил глубокие корни в молодежной среде. Это путь разрушения нашей страны изнутри, и часто это разрушение заложено, как скрытая взрывчатка, в современные образовательные программы, насквозь пропитанные материализмом, который выдается за научность. Урезанное мировоззрение закладывается со школы, но духовные потребности личности не утолить материалистической кормовой базой. Трагичен, хотя и закономерен финал «Дивного нового мира» Хаксли — самоубийство главного героя. Жаль, что ученикам «Сберкласса» не предлагают об этом задуматься.

Вместе с утратой религией традиционного значения — как фундамента человеческой психики и общества — происходит заполнение этой религиозной потребности души иными формами псевдодуховности, когда над душой человека приобретают власть деструктивные культы. Проповедь сатанизма имеет особые успехи в подростковой среде — ведь все, что он предлагает, входит в резонанс с бунтующей против авторитетов душой молодого человека: тяга к риску, волонтерский порыв, желание противопоставить себя обществу. Не укорененное в здоровой религиозности сознание воспринимает такую философию как актуальный и привлекательный подход к жизни. Подростка научили, что человек — существо биосоциальное; что от шимпанзе его отличает лишь один процент ДНК. Как в заранее подготовленную форму, зальется в нерелигиозное сознание подростка воззвание основателя «Церкви сатаны»: «Не являются ли “вожделение” и “плотская страсть” более подходящими терминами для определения “любви” в приложении к продолжению рода человеческого? Не есть ли “любовь” лебезящих священных писаний простой эвфемизм для сексуальной деятельности?..» Принимающий данный тезис соглашается и с тем, что мораль — всего лишь препятствие на пути к удовольствию; агрессию и низменные инстинкты не следует подавлять, а наоборот, нужно находить в этом удовольствие. Сатанизм — это философия безостановочного угождения самому себе, настоящая «мечта подростка». «Единственный способ, коим христианство может полностью услужить человеческим нуждам, — без промедления стать Сатанизмом», — говорит Лавей. У сатанистов евангельская «любовь к ближнему» вывернута наизнанку: любовь может быть только к самому себе — это синоним потакания себе во всем. И их первая заповедь: «Сатана олицетворяет потворство, а не воздержание».

«Любовь к себе противоположна любви», — писал А. де Сент-Экзюпери в книге «Цитадель». Но разве не к этой пресловутой «любви к себе» призывают адепты современной психологии — науки о душе, из которой изъяли ее главный предмет? «Любовь» — одно из тех понятий, которые чаще всего подвергаются манипуляциям, а значит — и смысловым атакам.

Блуждание в главных понятиях ведет к ценностной дезориентации, а отсутствие базовых знаний о традиционных для России религиях — к смешению сектантских учений и религиозных догматов: первые и вторые признаются равнозначимыми в качестве мировоззренческого выбора, между тем это совсем не так. Просто этика постмодернизма учит нас равнозначности всех происходящих событий, а следовательно, никаких оценок быть не может. Девиация — не отклонение, а просто «другое», а следовательно — не существует никакого противостояния добра и зла. В лучших традициях «Сатанинской библии»: «Прокляты уверовавшие в добро и зло, ибо пугаемы они тенями!»

Религиозная неразборчивость и неосведомленность о вредоносном воздействии сект сводит на нет самый, казалось бы, положительный пафос идеи, которую может защищать человек. Часто бывает, что лояльное и даже примирительное отношение к сатанизму и лжеучениям связано с пренебрежительным отношением человека к своей стране в целом. Внутренне принявшие сектантскую идеологию склонны отвергать как государственное единство, так и традиционные религии. Причем, как давно замечено, чаще всего вызывает отторжение именно каноническое православие.

Пример, который я привожу ниже, касается болезненной для молодых людей темы — школьной травли, с которой, по статистике, сталкивался каждый второй подросток в России. Казалось бы, как тема травли касается предмета этой статьи и при чем тут секты? Дело в том, что проблемы подростков — всегда острая тема в информационном пространстве, где каждому случаю можно найти его противоположность, поэтому важно рассматривать травлю в контексте всего школьного образования, а школьное образование — в контексте безопасности и суверенитета страны. Поэтому, когда одним из решений в болезненной ситуации травли предлагается обращение подростка к сатанизму, невозможно пройти мимо такого примера, зная о разрушительности идеологии, не способной привести человека к миру ни с обществом, ни с самим собой.

Речь идет о книге С.Моториной «Травля: со взрослыми согласовано. 40 реальных историй школьной травли» (М., 2021). Правда, с которой невозможно не согласиться, в том, что буллинг всегда происходит с поощрения или попущения взрослых — семьи, учителей, школы в целом. Автор представляет проблему травли в виде историй из личного опыта персонажей. Выбор героев и ситуаций, расстановка акцентов в комментариях к историям — все это свидетельствует о позиции самого автора. Так, один герой, жертва травли, воспитывался мамой-христианкой. Это культурное воспитание он видит главной причиной издевательств со стороны одноклассников, потому что, по его мнению, «основным критерием в христианстве является рабская покорность, нежелательность ответа на насилие». Пока герой следовал этому «христианскому воспитанию», он подвергался травле. Но стоило ему стать сатанистом, как все его проблемы ушли. Герой говорит: «Моей религией стал так называемый атеистический сатанизм, в котором я нашел себя». Далее этот человек утверждает, что «любит людей», но не собирается поддерживать отношения с семьей, а также не хочет иметь детей: «я их не люблю и не хочу тратить свое время на них». Из множества историй автор выделяет эту — словами ее героя-сатаниста заканчивается книга: «Я вас всех люблю и обнимаю...» Довольно закономерно, что именно эту историю взял для статьи о книге портал Mel.fm.

Откуда просочилось на страницы книги о буллинге это «скромное обаяние» сатанизма? Почему он возникает на почве бесед о важной школьной проблеме? Впрочем, эти вопросы отпадут при знакомстве с книгой целиком. Многие герои книги покинули Россию, потоптавшись при этом на порядках собственной страны. Уехавшие жертвы травли или их родители радостно вещают, что в школах и детских лагерях Америки, например, никакого буллинга нет и в помине; в России ребенок подвергался издевательствам, но, уехав в Австралию, задышал свободно; финское образование, в отличие от российского, воспитывает более психически здоровых детей, потому что их учат избегать агрессии. Автор передает диалог со своим другом, который озвучивает мысль о том, что, если на финских детей кто-то нападет, «они же сдадутся сразу, моментально поднимут руки, даже сопротивляться не будут. Они же не привычны к агрессии». Думается, друг автора зрит в корень, однако мнение самого автора вплетено в идейную канву книги: «...видимо, не скоро в нашей стране кардинально изменится образовательный стандарт, так как не скоро изменятся приоритеты и уйдет вечное ожидание нападения». Образовательный стандарт увязывается с «ожиданием нападения»! Это важная мысль, однако автор трактует историческую судьбу России — разорительные нашествия, необходимость выживать на огромной территории с суровым климатом и отстаивать собственные интересы — не как объективную реальность, а как сбитые настройки русских, живущих в мысленной конфронтации со всем миром.

Отдавая должное С.Моториной, которая поднимает неудобную тему о школьной травле, помогает жертвам, отметим, что путь развития эмпатии в школьной среде, который автор формулирует с опорой на стандарты «британских школ» и «американских детских лагерей», едва ли можно считать реализуемым. Почему эмпатия не всегда срабатывает? Потому что это — уровень эмоций. Можно ли построить на эмоциях сильную школу, которая будет готовить граждан, способных защищать свою страну? Едва ли, давая слово сатанисту, можно выйти на путь решения важных государственных задач.

Я так подробно остановилась на школьной травле в контексте статьи о деструктивных образованиях для того, чтобы показать, как решение проблемы засилья сект в России затрагивает работу с сознанием. Сектантское сознание ведет к разобщению и разъединению (от лат. secare — колоть, сечь, разделять), что губительно для нашей страны, и начинать с ним борьбу нужно со сферы образования. Помимо устранения последствий ментальных войн — спасения людей, разоблачения лжеучителей и их грязных мотивов, — необходимо сбивать заряженные антиценностями снаряды на подлете. Поэтому надо дополнять правовое регулирование всех сфер, связанных с ценностными сферами жизни, движением «снизу» — путем ликвидации религиозной безграмотности.

Ликвидация религиозной безграмотности происходит не только в рамках соответствующих предметов, курсов, образовательных циклов. Прежде всего, это работа религиозного сознания над самим собой. Тот самый герой-сатанист из книги упоминает свою мать-христианку, которая своими советами испортила ему жизнь. Со стороны автора, разумеется, довольно манипулятивно было выводить в таком однозначно негативном ключе верующую женщину. Мы не слышали сторону матери, которая растит сына одна, не знаем истинных мотивов ее поступков. Возможно, она просто не справилась с трудностями, но обвиняется «христианское воспитание» в целом. Нельзя не принять такой упрек как личный выпад — недаром святитель Феофан считал, что сами православные несут ответственность за умножение лжеучений, — но невозможно согласиться с выводом о том, что спасительным для человека может стать переход к сатанизму.

Условием победы над внешним врагом являются внутренняя собранность и устроенность, крепость веры и чистота сердца. Как говорил величайший церковный и общественный деятель XIX века святитель Филарет, митрополит Московский: «Наши изуродованные суетою обычаи, не исправляемые и грозным временем, угрожают более, нежели внешние враги». Поэтому противостояние сектам в сегодняшней России — идеологическая битва, которую мы не можем проиграть. Этот фронт борьбы будет укрепляться путем пересмотра культурной политики, активной ликвидации религиозной безграмотности в образовательной сфере и подготовки специалистов по информационным войнам.

1 Слово «прелесть» имеет в святоотеческих трудах значение, отличное от современного: прелесть — обман, обольщение; блуждание, уклонение (см.: Седакова О.А. Словарь трудных слов их богослужения. Церковнославяно-русские паронимы. М., 2021).

Мария Кузьмина
Сибирские огни