[14.09.2010] Не сотвори себе Виктора Цоя
Как спали вповалку живые, не видя снов…
В Санкт-Петербурге в ближайшее время могут установить памятник Виктору Цою, собраны подписи, найдено место, получены необходимые разрешения от городских властей.
Виктор Цой, как человек, не совершал героических поступков, не строил городов, не сделал никаких великих открытий. Единственная его заслуга – это его творчество. Но из чего же состоит творчество советского рок-музыканта? Что хотят увековечить? В музыкальном отношении многие песни группы «Кино» вторичны по отношению к западным рок-образцам (характерная черта для всего русского рока). Сам Виктор Цой за свою недолгую жизнь успел написать не более 120 песен и один рассказ, опубликованный уже после смерти. Количество и качество стихов Лермонтова, Есенина, Маяковского и др.поэтов-романтиков не сравнимо больше и лучше чем то, что оставил после себя рок-музыкант.
За что же сегодня хотят поставить памятник Виктору Цою? Ответ на этот вопрос гораздо сложнее и глубже, чем может показаться на первый взгляд. В начале 1990-х, критик, отвечая на вопрос о его необычной популярности, сказал: «Россия – это страна без веры. Религия была уничтожена, это страна детей, которые не ведают, где добро, а где зло. Они не верят ни во что, даже церкви, а верят только артисту, но артисту подлинному, в котором видят свою сбывшуюся мечту».
Прошли десятилетия. Дети выросли, но так и не научились молиться, не захотели жить истинной верой и узнать, где добро, а где зло. В ответ беспощадное время из подлинного артиста сделало поддельного кумира. Подростковая мечта стала религиозным культом «звезды по имени Солнце». Как-то сами собой нашлись люди, которым стало это выгодно: журналисты, музыканты, режиссеры, продюсеры…
Для многих покажется невероятным, но погибшему двадцать лет назад музыканту поклонники приписывают божественные свойства. На фоне угасания интереса к его творчеству в муках рождается культ «последнего героя». Распитие алкоголя и языческие поминки у арбатской стены в Москве и на Богословском кладбище в Петербурге – это лишь верхушка айсберга. Одни поклонники всерьез утверждают, что Цой посылает дождь на кладбище, когда недоволен их поведением, другие говорят, что он «боль неиссякающая, сила непреодолимая, свет неописуемый». Третьи верят, что он «помогал другим и помогает до сих пор». А некоторые прямо заявляют: «Цой Богом станет, это случится наверняка». При этом есть даже особый ритуал поклонения могильной плите.
Удивительно, но сам Виктор Цой всегда отрицал, что хочет быть учителем, пророком, кумиром или шаманом, и скорее с юмором относился к собственной популярности. В интервью он говорил, что пишет песни, как человек, который может ошибаться.
Хочется обратиться ко всем таким поклонникам: ребята, одумайтесь, вы делаете страшную ошибку. Никто кроме вечного, всеведущего и всемилостивого Бога, не сможет дать вам спасения от греха, проклятия и смерти. Иисус Христос позвал людей: «придите ко Мне все труждающиеся и обремененные». Он - неиссякающий источник, сила непреодолимая, свет неописуемый. Его словами человек будет жив, Его нужно впитывать, Его душа оказалась сильнее смерти, Его Гроба нужно касаться, Он открывает границу между этим и «тем» светом. С Ним нужно говорить в молитве.
Хочется обратиться и к властям Санкт-Петербурга. Остановитесь, взвесьте все «за» и «против». Да, сегодня Цой для некоторых, как написано в обращении поклонников к губернатору города, «культовый образ», но именно поэтому преждевременно установление памятника. «Дополнительное внимание молодого поколения» будет привлечено не к творчеству рок-музыканта (для этого памятник не нужен), а к увековечиванию безобразного культа.
Андрей Дамер (Москва),
коллекционер,
исследователь творчества и жизни Виктора Цоя.
Приложение
«Ибо вымысел идолов - начало блуда, и изобретение их - растление жизни. Не было их вначале, и не вовеки они будут. Они вошли в мир по человеческому тщеславию, и потому близкий сужден им конец. Отец, терзающийся горькою скорбью о рано умершем сыне, сделав изображение его, как уже мертвого человека, затем стал почитать его, как бога, и передал подвластным тайны и жертвоприношения. Потом утвердившийся временем этот нечестивый обычай соблюдаем был, как закон, и по повелениям властителей изваяние почитаемо было, как божество. Кого в лицо люди не могли почитать по отдаленности жительства, того отдаленное лицо они изображали: делали видимый образ почитаемого царя, дабы этим усердием польстить отсутствующему, как бы присутствующему… Потом не довольно было для них заблуждаться в познании о Боге, но они, живя в великой борьбе невежества, такое великое зло называют миром. Совершая или детоубийственные жертвы, или скрытные тайны, или заимствованные от чужих обычаев неистовые пиршества, они не берегут ни жизни, ни чистых браков, но один другого или коварством убивает, или прелюбодейством обижает. Всеми же без различия обладают кровь и убийство, хищение и коварство, растление, вероломство, мятеж, клятвопреступление, расхищение имуществ, забвение благодарности, осквернение душ, превращение полов, бесчиние браков, прелюбодеяние и распутство… Надеясь на бездушных идолов, они не думают быть наказанными за то, что несправедливо клянутся. Но за то и другое придет на них осуждение, и за то, что нечестиво мыслили о Боге, обращаясь к идолам, и за то, что ложно клялись, коварно презирая святое. Ибо не сила тех, которыми они клянутся, но суд над согрешающими следует всегда за преступлением неправедных» (Прем.14:12-31).