[31.10.2024] Мормоны - христиане ли они?
Можно ли назвать учение мормонов христианским? Этот вопрос может поставить в тупик как многих мормонов, так и некоторых христиан. Мормоны заметят, что в число четырех книг, которые они признают священными, входит и Библия, и что вера в Иисуса Христа является основой их веры, о чем свидетельствует их официальное название: Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (СПД).
Более того, многие христиане слышали, как Храмовый хор мормонов исполняет христианские гимны, и находятся под благоприятным впечатлением от стремления мормонов к высоким стандартам морали и крепкой семье. Разве из этого не следует, что мормоны – христиане?
Для того, чтобы честно и правильно ответить на этот вопрос, мы должны тщательно сопоставить основные учения религии мормонов с основными учениями исторического, библейского христианства. При определении позиции мормонов мы опирались на ряд наиболее известных догматических трудов мормонов, в том числе на книгу “Основы евангелия”, выпущенную в 1981 году на русском языке Корпорацией Президента Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней.
1. Библия утверждает, и христиане на протяжении столетий верили, что есть лишь один Истинный и Живой Бог, и кроме Него нет никакого другого бога (Втор. 6:4; Ис. 43:10,11; 44:6, 8; 45:21, 22; 46:9; Мк. 12:29–34).
В отличие от них, церковь мормонов учит, что существует множество богов, и что люди могут стать богами и богинями в Целестиальном Царстве (History of the Church, том 6, стр. 306; Teachings of Spencer W. Kimball, стр. 28, 51–53). Кроме того, она учит, что у людей, ставших богами, будут собственные духовные дети, которые будут им поклоняться и молиться точно так же, как мы поклоняемся и молимся Богу-Отцу (“Основы евангелия”, стр. 325).
2. Библия утверждает, и христиане на протяжении столетий верили, что Бог есть Дух (Ин. 4:24; 1Тим. 6:15, 16), что Он – не человек (Чис. 23:19; Ос. 11:9; Рим. 1:22, 23), и что Он всегда (вечно) был Богом – всемогущим, вездесущим и всеведущим (Пс. 89:3; 139:7–10; Откр. 19:6; Мал. 3:6).
В отличие от них, церковь мормонов учит, что Бог-Отец однажды был смертным человеком, таким же как и мы, стал Богом, пройдя определенный путь развития, и сейчас обладает телом из плоти и костей (“Бог сам был некогда таким, как мы сейчас, и является возвышенным человеком, и восседает на троне там, на небесах!” – из сборника Teachings of the Prophet Joseph Smith, составленного Иосифом Филдингом Смитом, стр. 345–347; см. также знаменитые слова Лоренцо Сноу: “Таким, как человек, Бог когда-то был; таким, как Бог, человек может стать”; Учение и Заветы 130:22; Artic-les of Faith Джеймса Тэлмеджа, стр. 430; см. также Mormon Doctrine Брюса МакКонки, стр. 321, 589; статья “The Restoration of Major Doctrines Through Joseph Smith”, журнал The Ensign, янв. 1989 г., стр. 28). Церковь мормонов учит, что у самого Бога есть отец, дед и так далее, до бесконечности (Teachings of the Prophet Joseph Smith, стр. 373; Mormon Doctrine, стр. 577).
3. Библия утверждает, и христиане на протяжении столетий верили, что Иисус – Бог (Ин. 1:1, 14; Рим. 9:5; Кол. 2:9) и Творец всего (Ин. 1:3; Кол. 1:15; Евр. 1:2). Ни на миг не перестав быть Богом, в назначенный срок Он сложил с Себя славу, которую разделял с Отцом (Ин. 17:4, 5; Фил. 2:6–11) и облекся плотью ради нашего спасения; Его воплощение осуществилось путем сверхъестественного зачатия Святым Духом и рождения от девственницы (Мф. 1:18–23; Лк. 1:34,25).
В отличие от них, церковь мормонов учит, что Иисус Христос – просто наш старший брат, ставший богом, который сперва был духовным ребенком, родившимся у Отца и небесной матери, а затем был физически зачат Отцом от земной матери (Статья “The Restoration of Major Doctrines Through Joseph Smith”, The Ensign, янв. 1989 г., стр. 28–29; Come Unto Christ Эзры Тафта Бенсона, стр. 4). Учение мормонов утверждает, что Иисус и Люцифер – братья (“Основы евангелия”, стр. 15–16; Mormon Doctrine, стр. 192,546–547,589–590, 742; Gospel Through the Ages Мильтона Р. Хантера, стр. 5).
4. Библия утверждает, и христиане на протяжении столетий верили, что Святой Дух – вездесущий Бог (ЗЦар. 8:27; Пс. 138:7–10; Иер. 23:24; Деян. 5:3, 4).
В отличие от них, церковь мормонов учит, что Святой Дух – это дух в форме человека, и повсюду может распространяться лишь его влияние (“Основы евангелия”, стр. 36; Doctrines of Salvation Иосифа Филдинга Смита, том 1, стр. 38, 49–50).
5. Библия утверждает, и христиане на протяжении столетий верили, что Отец, Сын и Святой Дух – не три разных Бога, а три самостоятельных Личности в одном Триедином Боге. На всем протяжении Нового Завета Сын и Святой Дух, равно как и Отец, по отдельности называются и проявляют Себя Богом (Сын: Мк. 2:5–12; Ин. 20:28; Фил. 2:10, 11; Святой Дух: Деян. 5:3,4; 2Кор. 3:17, 18; 13:14); но в то же время Библия учит, что Они трое – это один и тот же Бог (см. 1).
В отличие от них, церковь мормонов учит, что Отец, Сын и Святой Дух – три разных Бога (Teachings of the Prophet Joseph Smith, стр. 370; Mormon Doctrine, стр. 576, 577).
6. Библия утверждает, и христиане на протяжении столетий верили, что грехопадение было величайшим злом, и что именно так грех вошел в мир, принеся всем людям осуждение и смерть. Таким образом, мы рождаемся с греховной природой и будем судимы за грехи, которые каждый из нас совершает (Иез. 18:1–20; Рим. 5:12–21).
В отличие от них, церковь мормонов учит, что грех Адама был “необходимым шагом в жизненном плане и великим благословением для всего человечества” (“Основы евангелия”, стр. 33; Doctrines of Salvation, том 1, стр. 114,115; 2Нефий 2:25; статья “Beauty for Ashes”, The Ensign, anp. 1990 г., стр. 9).
7. Библия утверждает, и христиане на протяжении столетий верили, что жертва Христа – прежде всего решение проблемы греховности человека. Вознеся грехи всех людей – прошлые, настоящие и будущие – Телом Своим на крест (1Пет. 2:24), Христос, непорочный Божий Агнец, полностью удовлетворил требования, предъявляемые к нам Божественной справедливостью, и теперь мы можем получить прощение и вновь обрести возможность общения с Богом (2Кор. 5:21).
В отличие от них, церковь мормонов учит, что цель освящения сводилась лишь к тому, чтобы дать всему человечеству воскресение и бессмертие (Mormon Doctrine, стр. 669; Articles of Faith, стр. 87, 89–91).
8. Библия утверждает, и христиане на протяжении столетий верили, что мы спасаемся одной лишь благодатью, независимо от дел праведности (Еф. 2:8–9). Нравственный закон (десять заповедей) был дан, чтобы показать человечеству его абсолютную неспособность соответствовать требованиям Божьей праведности (Рим. 3:20; 5:20; 7:7, 8; Гал. 3:19), а церемониальный закон (жертвы) был дан, чтобы указать нам на Агнца Божьего, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1:29; Евр. 9:11–14; 10:1–14). Мы ничего не можем прибавить к своему спасению, потому что без Христа мы “мертвы по грехам нашим” (Еф. 2:1, 5); новое сердце, желающее соблюдать Божий закон, – это, скорее, следствие спасения. (Однако поистине стоит усомниться в искренности веры во Христа человека, жизнь которого после обращения никак не изменилась; спасение одной лишь благодатью через веру не означает, что мы можем жить, как нам заблагорассудится – Рим. 6:1.)
В отличие от них, церковь мормонов учит, что окончательное спасение (или, выражаясь их языком, “возвышение”) достигается исполнением различных заповедей и таинств СПД. Добрые дела – условие спасения (“возвышения”) (“Основы евангелия”, стр. 291, 292; Mormon Doctrine, стр. 339, 671; третья статья Символа Веры; “Comparing LDS Beliefs With First Century Christianity”, The Ensign, март 1988 г.,стр.10).
9. Библия утверждает, и христиане на протяжении столетий верили, что Библия – единственное, окончательное и безошибочное Слово Божие (2Тим. 3:16; Евр. 1:1, 2; 2Пет. 1:21), которое пребудет вовеки (1Пет. 1:23–25). Забота Бога о неизменности текста Библии замечательным образом была подтверждена с открытием свитков Мертвого Моря.
В отличие от них, церковь мормонов учит, что Библия была искажена, что в ней не хватает многих “ясных и драгоценных частей”, и она не содержит всю полноту Евангелия (Doctrines of Salvation, том 3, стр.190, 191; 1Нефий 13:26–29).
10. Библия утверждает, и христиане на протяжении столетий верили, что истинная Церковь была создана Иисусом и поэтому не может исчезнуть и никогда не исчезнет с лица земли (Мф. 16:18; Ин. 17:11; 1Кор. 3:11). Христиане признают, что Церковь переживала времена отступничества и разврата, но верят, что в ней всегда оставались те, кто твердо держался библейской истины.
В отличие от них, церковь мормонов учит, что в Церкви, основанной Иисусом Христом, произошло великое и окончательное отступление от истины, и это состояние отступничества “по-прежнему процветает во всех людях, за исключением тех, кто пришел к познанию восстановленного евангелия” церкви мормонов (Mormon Doctrine, стр. 44; “Основы евангелия”, стр. 111–112; Doctrines of Salvation, том 3, стр. 265–326).
Заключение: Пункты, выделенные курсивом, составляют то общее Евангелие, в которое на протяжении многих столетий верили все христиане, к какой бы деноминации они себя не относили. С другой стороны, некоторые религии, такие как мормонизм, называют себя христианскими по вере и образу жизни, однако признают Писанием какие-то книги помимо Библии, проповедуют учения, которые противоречат Библии и придерживаются взглядов, совершенно чуждых учению Иисуса. Большинство этих религий возникло в течение последних 200 лет (Христианская Наука, Свидетели Иеговы, мормоны и др.), они-то как раз и представляют собой отступление от истины.
Мормоны взяли из исторического христианства многие важные библейские понятия и этические нормы. Однако изложенные выше моменты – лишь примеры многочисленных фундаментальных и непримиримых разногласий исторического, библейского христианства и учения мормонов. Хотя эти разногласия не могут нам помешать быть дружелюбными по отношению к мормонам, мы все же не можем считать их братьями и сестрами во Христе. Библия настойчиво предупреждает нас о лжепророках, которые будут проповедовать “иное евангелие”, говорящее об “ином Иисусе” при засвидетельствовании силой “иного духа” (2Кор. 11:4, 13–15; Гал. 1:6–9). Хотя церковь СПД выдает свой основополагающий документ, Книгу Мормона, за “новые свидетельства об Иисусе Христе”, мы верим, что в действительности эта книга свидетельствует о другом Иисусе, и что учение мормонов не является христианским.
Очевидно, что если бы какой-то человек назвал себя мормоном, но при этом отверг все основные догмы мормонизма: что Иосиф Смит был пророком Божьим, что Книга Мормона истинна и богодухновенна, что Бог однажды был человеком и стал Богом через соблюдение законов и таинств церкви СПД, и что церковь мормонов была основана Богом, – мормоны отвергли бы всякие претензии такого человека. Никто не может но праву называть себя мормоном, отвергая основные учения, в которые верят все мормоны. Следуя тому же правилу, если Святые последних дней не признают даже самых основных библейских истин, в которые верят все христиане, вправе ли они ожидать, что мы примем мормонов как братьев во Христе?
Мормоны верят, что христиане сегодня следуют извращенному учению. Но в то же время они отчаянно пытаются выдать себя за одну из деноминаций христианства. Зачем они это делают? Можно предложить три возможных причины:
• Чтобы обеспечить себе респектабельный имидж и общественное признание.
• Чтобы поддержать свою обширную миссионерскую деятельность, создав о себе благоприятное впечатление.
• Вследствие того, что они считают себя единственными истинными христианами.
Если мормоны действительно считают себя единственными подлинными христианами, им не следует выдавать себя за часть христианской Церкви. Вместо этого они должны открыто объявить миру, что все остальные церкви развратились, и только они хранят истинное христианство. Это, по сути дела и проповедуют мормоны, только почему-то не во всеуслышание, а между собой, втайне. Учитывая это, единственным логичным выводом представляется то, что, называя себя частью тех, кого они втайне считают развращенными (а именно это мормоны всегда говорили о христианской Церкви), мормоны преследуют все три указанных цели, прежде всего стремясь облегчить себе задачу привлечения новых членов.